Сегодня в Астане самые популярные темы для обсуждения – это ожидаемая со дня на день смена первых руководителей Верховного суда и силовых органов, межклановая разборка с «южанами» и серьезные разногласия между Кайратом Келимбетовым и его заместителем в ФНБ Тимуром Кулибаевым.
Но если отвлечься от этих злободневных разговоров и заглянуть подальше, скажем в 2012 год, то станет очевидно, что все это – пена.
Уже понятно, что, хотя экономика страны почти преодолела финансовый и экономический кризис, а внутриполитической стабильности вроде ничего не угрожает, впереди у Казахстана сложные времена. Хотя бы потому, что на носу следующие выборы главы государства. Зная политический почерк Нурсултана Назарбаева, можно предположить, что какой-то сценарий прохождения 2012 года, года парламентских и президентских выборов, уже им утвержден и реализуется.
В прошлом, когда первый президент не был уверен в своей безусловной победе на выборах, он обычно применял две технологии: или назначал общенародный референдум, которыйде-факто означал голосование о доверии лично ему, или проводил выборы досрочно. Поскольку внутриполитическая ситуация в стране развивается негативно для Нурсултана Абишевича (по слухам, социологические исследования, проводимые по заказу Администрации президента, дают ему меньше 30% голосов поддержки казахстанцев, а протестные настроения растут и ширятся буквально на глазах), скорее всего, Назарбаев прибегнет к одной из вышеназванных проверенных уловок, а возможно, и к обеим сразу.
При прогнозировании возможных действий так называемого лидера нации и его администрации нужно исходить из чувствительности Астаны и лично главы государства к зарубежному общественному мнению и относительной слабости внутренней системной оппозиции, притом что становится заметным и ощутимым влияние и роль отдельных политических кланов из непосредственного окружения елбасы.
Первое, что бросается в глаза, — это разумность разведения парламентских и президентских выборов, поскольку проведение двух таких важных электоральных кампаний в один календарный год может оказаться непосильным для страны с точки зрения сохранения внутриполитической стабильности. Поэтому можно считать, что слухи о досрочных парламентских выборах в апреле следующего года — это дым, который не бывает без огня.
Другой вариант — перенос президентских выборов на 2011 год — маловероятен. Поскольку не только потребует разумного обоснования с юридической и политической точек зрения, но и сразу вызовет обоснованные подозрения в том, что, назначая досрочные выборы главы государства, Нурсултан Абишевич пытается создать себе льготные условия и заранее обеспечить победу, когда другие кандидаты еще не смогли хорошо подготовиться.
Понятно, что вряд ли подобные соображения имеют вес в Астане, но назначение досрочных президентских выборов на следующий год в условиях, когда часть влиятельных политических кланов не усмирена, действующая власть не может справиться с инакомыслящими внутри страны и заставить замолчать оппонентов Назарбаева за рубежом, было бы верхом политической близорукости.
Тогда как досрочные парламентские выборы, по итогам которых был бы сформирован многопартийный парламент, — это большой плюс для Нурсултана Назарбаева как аргумент в общении с зарубежными коллегами. И к тому же возможность опереться на высший представительный орган власти в ходе дальнейшего реформирования политической системы в своих интересах.
Но если все это так, то количество политических партий, которые будут допущены Администрацией президента к выборам, должно быть больше двух. На основании сплетен последнего периода можно предположить, что в досрочных парламентских выборах, которые могут состояться или вмарте-апреле (до посевной кампании), или в октябре-ноябре (после уборки урожая), примут участие как минимум четыре партии, которые и поделят места в Мажилисе.
Речь идет, на наш взгляд, о НДП «Нур Отан», новой партии на базе «Адилета», к которому присоединят ряд фиктивных партий, ДПК «Ак жол» и ОСДП «Азат». При этом возглавляемая главой государства партия будет явным фаворитом, а остальные будут конкурировать между собой за право статьспарринг-партнером «Нур Отана».
После досрочных выборов, на которых будет сформирован многопартийный парламент, у Нурсултана Абишевича будут развязаны руки, поскольку теперь он может провести любые изменения Конституции страны без риска быть обвиненным в авторитаризме и злоупотреблении властью. Это на практике означает, например, что могут быть внесены поправки, согласно которым следующий президент Казахстана будет избираться уже не всенародным голосованием, а парламентом.
Политическая подоплека такого решения видна с первого взгляда — если подобное свершится, то второй президент РК всегда будет стоять на ступеньку ниже первого президента, потому что последнего избирал весь народ, а того — всего лишь парламент.
Возможен и другой усиливающий вариант елбасы — проведение вместо президентских выборов референдума о пожизненном продлении президентских полномочий Назарбаева. Это не только позволит снять накакое-то время вопрос о преемнике так называемого лидера нации, но и сильно остудит горячие головы из некоторых элитных кланов. Тем более что, как говорят, среди последних наблюдается сильное оживление вплоть до того, что начался сбор денег в родовые фонды для поддержки собственного кандидата в президенты.
Кстати, из вышеспрогнозированного следует вывод, что отставки правительства Карима Масимова в этом году и, скорее всего, в первом квартале 2011 года не будет. Нет смысла менять кабинет перед саммитом ОБСЕ в Астане, как и перед досрочными парламентскими выборами, после которыхпремьер-министр и правительство автоматически уходят в отставку. Зато не исключена смена руководителя администрации главы государства, так как Аслан Мусин не имеет опыта проведения больших электоральных кампаний и полностью провалился как государственный топ-менеджер , когда работал министром и вице-премьером .
Акцент
Парадокс выстроенной в Казахстане политической системы заключается в том, что, с одной стороны, первый президент располагает всей полнотой власти и может сотворить все что угодно, с любым, но в то же время он куда больший заложник обстоятельств, внутриполитических процессов, расклада сил, чем любой из нас. Даже на пенсию он уйти просто так не может — сожрут!
Свято место пусто не бывает
В Астане заметили, что ожил, в политическом смысле этого слова, конечно, старый соратник Нурсултана Назарбаева Булат Утемуратов. Все заметили, что специальный представитель главы государства по Кыргызстанупочему-то сопровождал президента в поездке по Восточному Казахстану, где демонстрировал ему достижения АО «Казцинк». От этого, в общем-то , малозначительного факта пошли разговоры, что время пребывания Сарбая Калмурзаева на ключевом посту управляющего делами главы государства подходит к концу. И что ему вскоре после саммита ОБСЕ в Астане, но до апреля 2011 года, когда якобы должны состояться досрочные парламентские выборы, предстоит путь за границу, где ему доверят представлять страну в роли чрезвычайного и полномочного посла.
Источник: Газета "Голос Республики" №30 (161) от 10 сентября 2010 года
В прошлом, когда первый президент не был уверен в своей безусловной победе на выборах, он обычно применял две технологии: или назначал общенародный референдум, который
При прогнозировании возможных действий так называемого лидера нации и его администрации нужно исходить из чувствительности Астаны и лично главы государства к зарубежному общественному мнению и относительной слабости внутренней системной оппозиции, притом что становится заметным и ощутимым влияние и роль отдельных политических кланов из непосредственного окружения елбасы.
Первое, что бросается в глаза, — это разумность разведения парламентских и президентских выборов, поскольку проведение двух таких важных электоральных кампаний в один календарный год может оказаться непосильным для страны с точки зрения сохранения внутриполитической стабильности. Поэтому можно считать, что слухи о досрочных парламентских выборах в апреле следующего года — это дым, который не бывает без огня.
Другой вариант — перенос президентских выборов на 2011 год — маловероятен. Поскольку не только потребует разумного обоснования с юридической и политической точек зрения, но и сразу вызовет обоснованные подозрения в том, что, назначая досрочные выборы главы государства, Нурсултан Абишевич пытается создать себе льготные условия и заранее обеспечить победу, когда другие кандидаты еще не смогли хорошо подготовиться.
Понятно, что вряд ли подобные соображения имеют вес в Астане, но назначение досрочных президентских выборов на следующий год в условиях, когда часть влиятельных политических кланов не усмирена, действующая власть не может справиться с инакомыслящими внутри страны и заставить замолчать оппонентов Назарбаева за рубежом, было бы верхом политической близорукости.
Тогда как досрочные парламентские выборы, по итогам которых был бы сформирован многопартийный парламент, — это большой плюс для Нурсултана Назарбаева как аргумент в общении с зарубежными коллегами. И к тому же возможность опереться на высший представительный орган власти в ходе дальнейшего реформирования политической системы в своих интересах.
Но если все это так, то количество политических партий, которые будут допущены Администрацией президента к выборам, должно быть больше двух. На основании сплетен последнего периода можно предположить, что в досрочных парламентских выборах, которые могут состояться или в
Речь идет, на наш взгляд, о НДП «Нур Отан», новой партии на базе «Адилета», к которому присоединят ряд фиктивных партий, ДПК «Ак жол» и ОСДП «Азат». При этом возглавляемая главой государства партия будет явным фаворитом, а остальные будут конкурировать между собой за право стать
После досрочных выборов, на которых будет сформирован многопартийный парламент, у Нурсултана Абишевича будут развязаны руки, поскольку теперь он может провести любые изменения Конституции страны без риска быть обвиненным в авторитаризме и злоупотреблении властью. Это на практике означает, например, что могут быть внесены поправки, согласно которым следующий президент Казахстана будет избираться уже не всенародным голосованием, а парламентом.
Политическая подоплека такого решения видна с первого взгляда — если подобное свершится, то второй президент РК всегда будет стоять на ступеньку ниже первого президента, потому что последнего избирал весь народ, а того — всего лишь парламент.
Возможен и другой усиливающий вариант елбасы — проведение вместо президентских выборов референдума о пожизненном продлении президентских полномочий Назарбаева. Это не только позволит снять на
Кстати, из вышеспрогнозированного следует вывод, что отставки правительства Карима Масимова в этом году и, скорее всего, в первом квартале 2011 года не будет. Нет смысла менять кабинет перед саммитом ОБСЕ в Астане, как и перед досрочными парламентскими выборами, после которых
Акцент
Парадокс выстроенной в Казахстане политической системы заключается в том, что, с одной стороны, первый президент располагает всей полнотой власти и может сотворить все что угодно, с любым, но в то же время он куда больший заложник обстоятельств, внутриполитических процессов, расклада сил, чем любой из нас. Даже на пенсию он уйти просто так не может — сожрут!
Свято место пусто не бывает
В Астане заметили, что ожил, в политическом смысле этого слова, конечно, старый соратник Нурсултана Назарбаева Булат Утемуратов. Все заметили, что специальный представитель главы государства по Кыргызстану
Источник: Газета "Голос Республики" №30 (161) от 10 сентября 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий