23.09.2010

Ономастика до добра не доведет?

Идея ряда депутатов Мажилиса о переименовании Петропавловска в Кызылжар, озвученная в среду депутатом Жарасбаем Сулейменовым, встретила горячий отклик их «старших товарищей» из Cената.
 
Автор: Василий ИВАНОВ 
 
Правда, не такой благожелательный, как им бы хотелось: сенатор Тасбай Симамбаев (уроженец Северо-Казахстанской, она же – бывшая Петропавловская, области) назвал сегодня идею о переименовании предвыборным популизмом.
Сенатор специально собрал для своих высказываний по этому поводу журналистов по окончании пленарного заседания верхней палаты и принялся разбирать инициативу нижней палаты по винтикам:
- Увлечение переименованиями приводит к манипуляциям историческими параллелями, — заявил сенатор.
Идея накануне выборов?
Напомним, что инициаторы переименования апеллировали к письму Аблай хана к руководству Петропавловского военного укрепления с просьбой устроить в его окрестностях ярмарку, которая в народе прижилась под названием Кызылжар.
- Аблай хан всегда был сторонником союза с Россией. Когда было джунгарское нашествие и нам грозило порабощение и уничтожение нашей нации, когда мы как этнос вообще могли быть стерты с лица земли, Россия своей военной мощью спасла нас от этого полного уничтожения! — напомнил депутат.
А ярмарка Кызылжар, по его сведениям, была не на месте нынешнего Петропавловска, а «неподалеку от него». Как, впрочем, и деревня Коряковка стояла не на месте Павлодара, который теперь предлагают переименовать в Кереку, а северо-восточнее.
Все эти идеи, по мнению г-на Симамбаева, отдают обычным политическим популизмом в преддверии парламентских выборов.
- Я не против переименований в принципе, я против некорректного ускорения этого процесса сегодня во имя какого-то личного популизма — может быть, скоро выборы парламентские и кто-то хочет очки заработать? — предположил он. — Но в нашей области (СКОавт.) очки таким образом не заработаешь, только растеряешь.
А далее сенатор пояснил, почему он не против переименований в принципе:
- Да, мы должны возвращаться к своим историческим истокам, и этот процесс сейчас идет нормально, постепенно. А если мы сейчас начнем массовое переименование, то усилим миграцию населения, — заявил он, имея в виду отток русскоязычного населения.
И заметил, что «уезжать будут профессионалы», а Петропавловск «вообще-то, в первую очередь оборонный комплекс страны».
- Если мы сейчас потеряем такие кадры, то это будет большим уроном для Казахстана, — подчеркнул сенатор. — Поэтому такие предложения я назову, может, даже популистскими. Может быть, это даже ущербность каких-то людей, потому что интеллектуальность, профессионализм не каждому даны, и люди хотят заработать на этом какие-то политические очки, — добавил он.
Ради переименования Петропавловска в Кызылжар, уверен сенатор Симамбаев, «не надо рисковать дружеской спокойной атмосферой в Северо-Казахстанской области».
- К тому же, это будет прецедент: сегодня мы переименуем Петропавловск, а завтра Павлодар, Усть-Каменогорск и Уральск... А переименование — это всегда огромные деньги, — не исключил он и материальной заинтересованности кого-то в переименовании.
Чужие дороги на нашей земле
Впрочем, разговор вокруг Петропавловска шел не только в кулуарах, но и на пленарке, когда сенаторы голосовали за принятие законопроекта о внесении изменений в транспортное законодательство. Тасбай Симамбаев попросил ответственного секретаря Министерства транспорта и коммуникаций Жениса Касымбека прокомментировать факт управления железнодорожной станцией Петропавловск российскими железнодорожниками, что приводит к удорожанию стоимости проезда для казахстанцев.
- Станция Петропавловск находится в составе Южно-Уральской железной дороги в связи с тем, что в свое время технологические границы железных дорог не совпали с государственными границами. В результате часть участков железных дорог Казахстана находится на территории России и часть дорог России, в том числе и (проходящая через — авт.) Петропавловск, находится на территории Казахстана, — признал Касымбек.
Но так просто взять и вернуть эту станцию в ведение «Казахстан Темир Жолы» невозможно: россияне грозятся построить альтернативную ветку — и лишить тем самым петропавловских железнодорожников работы.
- Если мы забираем станцию Петропавловск, то там наших объемов практически нет, там 98% — российские грузы. А Россия открыто говорит: «В этом случае мы будем строить дорогу в обход, так же, как вы построили Алтынсарино — Хромтау или Шар — Усть-Каменогорск в обход России». И в этом случае мы получим малодеятельный участок, который для нас будет экономически неинтересен, — сказал ответсекретарь МТК.
Выход он видит только один: открыть вблизи станции Петропавловск небольшой собственный вокзальчик и отправлять пассажиров по Казахстану с него по внутриказахстанским тарифам.
- Для того чтобы как-то приблизить казахстанскую железную дорогу к Петропавловску, мы в рамках подписанного в прошлом году соглашения с российской стороной по урегулированию имущественных отношений по железнодорожному транспорту забираем блокпост номер семь, он в семи километрах от станции Петропавловск находится. Там установим свои кассы, чтобы казахстанские пассажиры могли с этой станции уходить по нашим тарифам, — пообещал Касымбек.
При этом проблему «обмена» участками железных дорог это полностью не снимает — по признанию ответсекретаря министерства, такие же проблемные участки есть в Атырауской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях.
Проблема хлеба и «зрелищ»
Но если эту проблему правительство решило хотя бы частично, то проблемы сельчан с зерном, по мнению сенатора Светланы Жолмагамбетовой, только начинаются, и решать их никто не хочет.
- Обращаемся в правительство с просьбой посодействовать увеличению закупочных цен «Продкорпорации» до уровня, эквивалентного 250 долларам за тонну, — сказала сенатор, обращаясь с запросом на имя премьер-министра. — Эта мера способствовала бы сокращению убытков и стабилизации ситуации в сельском хозяйстве, — считает она.
Сенатор пояснила, что подразумевает под убытками: по ее сведениям, рыночная стоимость тонны зерна уже превышает 35 тысяч тенге, а «Продкорпорация» закупает его по 26,5 тысячи тенге у юридических и по 23,6 тысячи тенге — у физических лиц.
Увенчалась же пленарка Сената обращением Гани Касымова к премьеру Масимову с просьбой пересмотреть проходной барьер для политпартий при выборах в Мажилис, который сейчас составляет 7% голосов избирателей.
- Уже не за горами дата выборов в парламент. Времени не так много, и возникают вопросы, связанные с самой выборной кампанией, в связи с чем я бы хотел, чтобы вы еще раз проанализировали вместе с Минюстом и с ЦИКом вопросы изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, в частности, в Закон «О выборах», — сказал Касымов.
Сенатор напомнил, что на прошлых выборах «Нур Отан» прошел в законодательный орган с огромным перевесом в «где-то 81% голосов».
- Значит, на все остальные партии — у нас в стране их еще 10 где-то — осталось 19%. Новое требование закона — многопартийность парламента. Поэтому, если даже исходить из минимального, того, что было на предыдущих выборах, на 10 партий остается — условно я говорю — где-то 20%. Но в предыдущих выборах ни одна партия не набрала даже 5%, и, чтобы не повторилась такая ситуация, я прошу рассмотреть возможность того, чтобы проходной балл с 7% снизить до 5% и чтобы партии могли блокироваться, чтобы набрать эту сумму, — предложил сенатор.
По его мнению, «внесенный искусственно пункт» о злополучных семи процентах «имел в свое время реальное обоснование».
- Сейчас такой мотивации нет, бояться нечего. Поэтому я считаю, что такая мера будет способствовать тому, что в коалиции каких-то партий какая-нибудь вторая сила — достаточно прогрессивная — может войти в парламент, что будет соответствовать нашим требованиям к демократизации страны, — заключил сенатор.

0 коммент.:

Отправить комментарий