11.11.2010

Частный сектор как ширма для коррупции

С июля 2011 года обязательный технический осмотр автотранспортных средств будет передан в конкурентную среду. В правительстве считают, что благодаря этому повысится безопасность на дорогах, в парламенте же уверены, что страна получит лишь рост коррупции. 
 
Автор: Ирина СЕРГЕЕВА  
 
Правительство презентовало в Мажилисе проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним». Ключевая норма документа заключается в передаче функций по проведению техосмотра автомобилей в частные руки. Министерству транспорта и коммуникаций отдаются полномочия по контролю над проведением техосмотра. В функциях МВД остается контроль над своевременностью его прохождения.
- Новый порядок техосмотра планируется ввести в 2011 году, — объяснял, представляя законопроект, вице-министр транспорта и коммуникаций Еркын Дюсембаев, — при этом оговорить переходный период при вступлении закона в силу с 2011 года. Данный переходный период необходим для организации в городах и районах соответствующих станций, приобретение ими необходимого количества линий технического контроля, обучение специалистов и включение в реестр технического контроля.
На мобильных линиях техосмотра представитель Минтранскома сделал особый акцент. Мол, они позволят охватить техосмотрами и сельские населенные пункты, в которых из-за небольшого количества авто стационарные пункты содержать просто нерентабельно. Что же касается автовладельцев, то для них в такой системе, несомненно, будут только плюсы.
- Владельцу транспортных средств для прохождения техосмотра достаточно предъявить только технический паспорт и заплатить за услуги проведения диагностирования. При этом центры должны обеспечить автоматическую фиксацию, учет и хранение результатов проверки. Что позволит уменьшить человеческий фактор при проведении техосмотра, — уверял г-н Дюсембаев.
Должна повыситься и скорость обслуживания. Центров будет много — по планам Минтранскома, порядка 200—300, и, по прогнозам, на собственно осмотр авто будет уходить полчаса. То есть не будет долгих очередей, а сельчанам не придется ездить за десятки и сотни километров до города, где есть отделение дорожной полиции.
Правда, вместе с качеством услуги вырастет и ее цена. В настоящее время общая стоимость техосмотра составляет порядка тысячи тенге — госпошлина плюс проверка по базе «Технадзор». При новой схеме придется заплатить 0,5 МРП госпошлины за выдачу международного сертификата о прохождении техосмотра и отдельно оплатить услуги центра ТО. По расчетам Минтранскома, оплата услуг обойдется в 3—4 тысячи тенге.
Депутаты, впрочем, особого восторга от предложенной схемы не демонстрировали. Наоборот, мажилисмены с недоверием отнеслись к правительственному пониманию, что такое «передача в конкурентную среду».
- Вы сказали, что будет гарантироваться более высокий уровень состояния транспортных средств. Непонятно, за счет чего, — удивился Владимир Нехорошев. — Аффилированность все равно будет, очень трудно ее исключить. Во-вторых, при нашем законопослушании, когда человек в форме, в погонах, меньше была вероятность, на мой взгляд, коррупционности. Сейчас очень трудно будет контролировать, чтобы не приехали, две тысячи тенге не дали... Я не знаю, больше будет взятка или меньше.
Вице-министр признал: аффилированность действительно «везде можно сделать». Но именно для того, чтобы ее избежать, министерство и предлагает жестко разграничить деятельность, и запретить одному лицу или дочерним структурам владеть и станцией технического обслуживания, и пунктом техосмотра. Иначе, действительно, владелец будет всех «резать»: можно ведь указать на неисправность и отправить авто на ремонт на ближайшую (свою) СТО.
- Тогда будет и сговор, и все что угодно можно допустить, — отметил г-н Дюсембаев.
- Мы от одного монополиста — МВД, забираем второму монополисту — Минтрансу, — заявил Иван Чиркалин. — Это не конкурентная среда. Конкурентная среда — это когда в соответствии с законом любой бизнесмен имеет право заниматься этим видом деятельности. Но он должен соответствовать нормам законодательства. Раньше хоть все знали — к человеку в погонах шли, знали, что идем в одно место, когда монополия была... Но побаивались. Сейчас Минтранс монополизирует всю сферу, и теперь к вам будут ползти все бизнесмены. Это не рыночная среда. Это не свойственная министерству функция. Вы политику, стратегию должны определять.
- В данной идеологии, мне кажется, мы передаем не в конкурентную среду, а от МВД к Минтранскому, — согласился и Алтай Тлеубердин. — Если у вас философия вашей концепции с передачей полномочий и функций развить сеть этих центров, сеть должна развиваться частно-предпринимательская. Где уверенность, что в течение короткого времени сеть таких центров появится? Где расчеты? И самое главное — какова будет рентабельность типичного центра в городе, областном центре, в районном центре, сельской местности, который будет ориентироваться только на проведение технического осмотра?
- Вы прекрасно понимаете, что здесь конкурентная среда будет иметь определенную ограниченность, — ответил вице-министр, — ввиду того, что это не добровольная сфера деятельности, это обязательная сфера деятельности. Это вопросы безопасности. Мы не можем вопросы безопасности оставить на самотек.
В том, что деятельность центров будет рентабельной для «частников», г-н Дюсембаев не сомневается. Правда, расчеты он пообещал представить депутатам позднее — уже в ходе работы над законопроектом в рабочей группе Мажилиса. Ну а пока единственное, чего сумел добиться представитель Минтранскома, презентуя документ, — вызвал в депутатах резко критический настрой да огромное недоверие к инициативам правительства.

0 коммент.:

Отправить комментарий