03.11.2010

Не будем делать из меморандума фетиш

Агентство по защите конкуренции требует от акимов и правительства ввести в их ежедневный обиход понятие «предельная торговая надбавка», которое сейчас пытается протащить через парламент в законопроекте «О регулировании торговой деятельности». 
 
Автор: Василий ИВАНОВ
 
Суть нововведения – на социально значимые продукты  торговцы должны накручивать маржу не более позволенной государством, а с теми, кто это требование нарушает, власти будут разбираться по законам посткризисного времени. Причем председатель АЗК Мажит Есенбаев во вторник на заседании правительства заявил, что это ограничение более эффективно, чем заключение меморандумов на поставку продовольствия по фиксированным ценам.
Повестка дня заседания правительства порадовала: выяснилось, что кабмин озаботился ценами на продовольственном рынке. До сих пор было принято считать, что инфляция (рост цен то бишь) у нас — в пределах нормы, и до конца года председатель ОБСЕ уложится в рамки запланированного коридора 6—8%. Однако, как выяснилось во вторник, у антимонопольщиков по этому поводу — свое мнение:
- За 10 месяцев текущего года инфляция составляет около 7%, по продовольственным товарам доля составляет 5,5%, — сообщил Есенбаев. — Это та работа, которую правительство и местные исполнительные органы проводили по сдерживанию цен на продукты питания в течение  этого периода времени, — шаркнул он ножкой в адрес премьера, но затем вновь сбился на печальную прозу жизни.
- С сентября месяца ситуация на рынке продовольственных товаров и цены на них оставляет желать лучшего: происходит рост. При этом можно это связать с теми мировыми трендами, которые на сегодня существуют, связанные с засухой, с большим дефицитом в мире на продукты питания и ценами на них, а можно — и с нашими проблемами. Как обычно, это сезонность на отдельные виды товаров, это недобросовестная деятельность субъектов рынка и, к сожалению, неоперативное вмешательство центральных и местных исполнительных органов в данную проблемную ситуацию, — пустил шпильку в адрес акиматов глава АЗК.
По его словам, агентство борется, как может, с последствиями лояльности акимов к спекулятивным устремлениям участников рынка: на сегодняшний день антимонопольщиками открыто 156 расследований по фактам необоснованного завышения цен, причем практически во всех областях страны. Вывод из этого следовал неутешительный — власть на местах не справляется с ситуацией.
Причем, по словам главы АЗК, не спасают дела даже хваленые масимовские меморандумы о выбросах на рынок госзапасов по фиксированной цене — эту идею, которой год от роду, Есенбаев обхаял особенно тактично,  призвав не делать из меморандумов фетиш:
- Иногда в угоду меморандумов мы их, подписывая, пускаем проблему на самотек.  В некоторых областях более пяти тысяч меморандумов, в некоторых — от 3 до 5. В то же время есть законы,   которые необходимо соблюдать.  Так, закон «О регулировании торговой деятельности» говорит: при заключении договоров поставки социально значимых товаров размер предельной торговой надбавки должен быть установлен в обязательном порядке. И сделка, совершенная с нарушением данного требования, не действительна. Перечень социально значимых товаров определен постановлением правительства, 18 входит туда видом товаров, в то же время надбавки торговые по ним не исполняются, — констатировал он, что самым действенным своим рычагом воздействия на спекулянтов ни правительство, ни акимы не пользуются.
Разброс средней торговой надбавки на эти виды продовольствия, куда входят хлеб, молоко, картофель и прочие элементы ежедневного рациона народа, по его сведениям, велик и разнообразен: от 38% в Астане и 36% в Алматы до 8% в Актюбинской и 7% в Шымкенте. То есть государство у нас, конечно, унитарное, но как только дело доходит до цены, мы не в одной стране живем...
- Поэтому, конечно же, меморандумы меморандумами, но надо смотреть за нормами закона, а кто не соблюдает их — привлекать к ответственности, — осторожно прокомментировал  свои данные Есенбаев.
И перешел к рекомендациям акимам, посоветовав, первым делом, перенять опыт Актюбинской области.
- Нужно принять меры по развитию инфраструктуры по оптово-розничной реализации продуктов питания,  а также по созданию благоприятных условий для сельчан  при проведении ярмарок, — председатель АЗК чувствовал себя крайне неуютно, оглашая общеизвестные истины, поскольку помнил прекрасно, что он не первый выступает в последние годы с таким предложением. — Вот здесь, Карим Кажимханович, проблема: сельчане приезжают с продуктами питания на рынки областей, но в тоже время нет инфраструктуры, несут издержки, которые серьезно накладываются на себестоимость, и никто этим вопросом не занимаются. И естественно охота у сельчан участвовать в этих ярмарках пропадает. Этот вопрос тоже акиматам следует взять под свой контроль.
 Что касается мер системного характера, то к ним он отнес в первую голову установление той самой предельной надбавки, о которой говорил ранее.
- Минсельхозу совместно с МЧС следует рассмотреть вопрос о проведении товарной интервенции по продовольственной пшенице и муке, — предложил использовать наконец закрома родины, которые никак не опустошают акиматы, Есенбаев и заодно частично перекроить карту индустриализации страны.  — Местным исполнительным органам, совместно с СПК и КазАгро активизировать работу по строительству тепличных хозяйств, сети овощехранилищ.
Не забыл он  и про приезжающих в город поторговать сельчан:
- Местным исполнительным органам, совместно с минэкономразвития, минсельхозом, СПК и КазАгро разработать план по строительству современных оптово-розничных супермаркетов, работающих напрямую с производителями продовольственной и плодоовощной продукции. СПК, КазАгро проработать вопрос  о насыщении внутреннего рынка плодоовощной продукции путем прямых поставок импортной продукции розничным реализаторам минуя посредников. Минэкономразвития совместно с «Союзом «Атамекен» разработать типовое положение — меморандум о недискриминационном доступе отечественных сельхозтоваропроизводителей к торговой сети.

0 коммент.:

Отправить комментарий