10.11.2010

Кто девушку угощает, тот ее и танцует?

Госзаказ в СМИ остается одной из самых непрозрачных областей и часто становится инструментом давления властей на редакции. 
 
Автор: Назира ДАРИМБЕТ
 
 А число массмедиа, получающих госзаказ, с каждым годом увеличивается. К таким выводам пришли авторы исследования «Госзаказ в СМИ Казахстана: польза или вред?», итоги которого были озвучены во вторник на пресс-конференции в Алматы.
По данным исследования, проведенного Международным центром журналистики MediaNet при поддержке Фонда Сорос-Казахстан, получателями госзаказа в сфере информационной политики являются две трети СМИ. В 2009 году только Министерством культуры и информации РК в области информационной политики было выделено 2,2 млрд тенге, из них 1,9 млрд получили печатные издания, а оставшиеся 300 млн тенге ушли к электронным СМИ.
К тому же отмечается тенденция к росту СМИ, получающих госзаказы. Если в 2008 году 33% изданий получили госзаказ, то в 2009 и в 2010 годах эта цифра составила 50 и 65% соответственно. Хорошо это или плохо? Таким вопросом задались авторы исследования.
Есть заказ — есть влияние
По словам председателя правления Фонда Сорос-Казахстан Анны Александровой, госзаказ в том виде, в каком практикуется в республике, существенно влияет на ограничение свободы слова.
- Госзаказы в нынешней их форме не столько способствуют развитию СМИ, сколько препятствуют тому. И зачастую, получив госзаказ, издания попадают в финансовую, а иногда и в идеологическую зависимость от власти, — считает она.
Хотя, по ее же данным, госзаказы существуют и в странах с развитой демократией. Но в форме гранта, что значительно расширяет возможности СМИ и не ставит их в такую зависимость, как у нас.
Как выяснилось, госзаказ приобретает все большие масштабы на региональном уровне. К примеру, в 2009 году каждый регион республики потратил на госзаказ 100 млн тенге, в целом от акиматов областей, а также Астаны и Алматы издания получили 1,6 млрд тенге.
Как сообщил проект-менеджер MediaNet Динмухамед Зиядин, казахскоязычные СМИ больше нуждаются в госзаказе, нежели русскоязычные и, соответственно, больше получают.
- Это объясняется тем, что и в лучшие времена у них было меньше рекламы и читателей, — пояснил он.
Однако на вопрос журналиста «Республики» «Каково их процентное соотношение по сравнению с русскоязычными изданиями?» представители MediaNet ответа дать не смогли, поскольку таких данных найти им не удалось. Отметили при этом, что столкнулись с большими проблемами при поиске информации.
В частности, директор Международного центра журналистики MediaNet Игорь Братцев сказал, что министерства и акиматы попросту игнорировали их запросы на предоставление необходимой информации, адресуя исследователей на сайты ведомств. Однако на обозначенных сайтах такая информация зачастую отсутствовала.
Деньги тратят на своих
Все это говорит о том, что система предоставления госзаказов в информационной сфере была и остается непрозрачной.
- Подавляющее большинство СМИ, получивших эти и другие средства в рамках госзаказа, не указывало и не указывает, кто является заказчиком данных публикаций. Между тем все опрошенные на условиях анонимности редакторы согласны с тем, что материалы, выходящие за счет средств госзаказа, должны быть обозначены (специальным знаком — авт.), — рассказал Игорь Братцев.
Кроме того, результаты исследования подтверждают факты контроля над СМИ и давления путем госзаказа.
- Несмотря на утверждения представителей госорганов, что они не контролируют содержание публикаций СМИ в рамках госзаказа, журналисты и редакторы опровергают это мнение. Они говорят, что материалы проходят согласование в стенах кабинетов, в которых выделяют госзаказы, и подвергаются серьезной правке, — сообщил Игорь Братцев.
По мнению организаторов пресс-конференции, таким образом, введение системы госзаказов расширило практику самоцензуры СМИ, которые опасаются публиковать критические материалы в адрес местных и республиканских органов власти, поскольку это приводит к конфликтам и последующему отказу в предоставлении госзаказов.
Однако авторы исследования находят и положительные моменты в выделении средств на госзаказы. К примеру, в условиях кризиса, считают они, многие СМИ таким образом решают свои финансовые вопросы. Во-вторых, казахскоязычным изданиям госзаказ «необходим как воздух». И, в-третьих, важные темы получают должное освещение, к примеру, проблемы государственного языка.
Как известно, Министерство культуры — основной госорган, через который распределяются средства госзаказа. Также выяснилось, что в 2009 году МВД республики потратило на телевизионные программы 4,4 млн тенге, а МИД страны потратил на них в целом более 1,8 млрд тенге.
Получателями же госзаказа стали как государственные, так и частные издания. Наиболее крупные суммы в рамках госзаказа в сфере информационной политики получили газеты «Казахстанская правда» и «Егемен Казахстан» (каждая около 2 млн долларов), а также телеканалы «Хабар» и «Казахстан». Среди негосударственных изданий крупные суммы получили газеты «Экспресс К», «Время», Central Asia Monitor и другие.

0 коммент.:

Отправить комментарий