16.12.2010

Миллиарды спущены в сортир!

Пять миллиардов тенге были выделены из бюджета страны в 2009 году для размещения государственного заказа в средствах массовой информации. 
 
Автор: Игорь ЗЕНИН
 
В то же время на социальные программы денег выделяется значительно меньше.
В середине ноября на третьем ежегодном медиакурултае были оглашены итоги информационно-аналитического обзора «Госзаказ в масс-медиа Казахстана», проведенного международным центром журналистики MediaNet. Результаты этого исследования стали основой для спора участников на тему целесообразности государственной поддержки СМИ.
Чтоб все так жили!
Как говорят авторы обзора, в 2009 году до 50% всех СМИ Казахстана были охвачены госзаказом. В исследовании приводятся данные о том, что, в частности, МВД РК заказывало производство телевизионной программы, посвященной деятельности правоохранительных органов в стране, потратив на это 4,4 млн тенге. МИД Казахстана в минувшем году направил на услуги по реализации информационно-имиджевых проектов в средствах массовой информации России и стран СНГ 486 млн тенге, 403 млн тенге — на услуги глобальных и региональных СМИ. Еще 837 млн тенге получили посольства Казахстана за рубежом. На пропаганду внешнеполитической деятельности в казахстанские СМИ было направлено 140 млн тенге.
Из текста обзора следует, что каждый регион потратил на госзаказ в области информационной политики примерно 100 млн тенге. Таким образом, как минимум 1,6 млрд тенге СМИ получили только от администраций областей, столицы и города республиканского значения. Основным агентством, ответственным за распределение государственного заказа в СМИ в 2009 году, называется Министерство культуры и информации.
В минувшем году на госзаказ в области информационной политики чиновники выделили в общей сложности 2,2 млрд тенге. При этом получателями госзаказа стали как государственные республиканские и местные, так и частные издания. Наиболее крупные суммы в рамках государственного заказа в сфере информационной политики получили государственные СМИ — газеты «Казахстанская правда» и «Егемен Казахстан» (каждое издание получило порядка двух миллионов долларов), а также телеканалы «Хабар» и «Казахстан». В общей сложности сумма, затраченная на госзаказ в СМИ в 2009 году, составила 5,6 млрд тенге.
Что важнее?
В ходе обсуждения исследования участники медиакурултая разделились на два противоположных лагеря. Сторонники государственного заказа говорили о том, что он жизненно необходим в период становления и выживания национальных СМИ, особенно в регионах, но также упомянули о необходимости прозрачности в распределении госзаказа. Однако, по словам противников государственной поддержки СМИ, госзаказ — это прежде всего благодатное поле для коррупции. Также, по мнению некоторых участников, госзаказ формирует цензуру и самоцензуру в СМИ, что резко сказывается на качестве продукции.
Бесспорно, СМИ имеют большое значение для жизни и развития общества в целом. Однако в Казахстане есть огромное количество нерешенных социальных проблем. В связи с этим мы попытались рассмотреть эту ситуацию с той точки зрения, что средства, выделяемые из бюджета на госзаказ в СМИ, можно было бы направить на реализацию более значимых социальных проектов. К примеру, на Программу развития кардиологической и кардиохирургической помощи населению в период с 2007 по 2009 год было выделено всего 25 млн тенге. Другим примером служит республиканская программа по снижению материнской и детской смертности на 2008 — 2010 годы, на реализацию которой из бюджета поступили 24 млн тенге.
Деньги на ветер?
С такой постановкой вопроса мы обратились к политикам и депутатам. По мнению председателя демократической партии «Ак Жол» Алихана Байменова, госзаказ в СМИ — это данность для современного Казахстана, но должна быть прозрачность его размещения, а темы, публикуемые в рамках заказа, нужно утверждать в парламенте и затрагивать такие сферы, как просвещение, детское творчество, культура.
- Но это не означает, что госзаказ должен быть инструментом регулирования настроения редакций. Я полностью согласен с тем, что на социальные программы нужно выделять гораздо больше денег. В идеале государство могло бы ограничиться несколькими ТВ-каналами (детским, культурным, спортивным) и одним общественным. А на рынке печатных СМИ госзаказ вообще не должен присутствовать. Единственное, что может допускаться, так это разъяснение принятых законов и прочих документов, — пояснил политик. — Сейчас в России по поручению Медведева прорабатывается вопрос о закрытии государственных СМИ в принципе. Президент РФ полагает, что губернаторы не должны быть владельцами заводов, газет, пароходов. И я считаю, что когда финансы идут на госзаказ, причем с условием, что должны восхваляться действия властей, это просто деньги на ветер. А у нас и без того немало сфер, где средства используются неэффективно.
Без госзаказа СМИ помрут?
Иной точки зрения придерживается депутат парламента Мурат Абенов. По его мнению, сфера информационной политики имеет важное значение для общества, так как направлена на информирование населения о тех или иных событиях или принимаемых властью решениях.
- Здравоохранение и образование — это те сферы, в которые Казахстан год от года увеличивает финансирование. И несоизмеримо сравнивать финансирование, выделяемое на целую отрасль информационной политики и отдельные программы, так как в целом кроме средств, выделяемых для их реализации, направляются вдобавок очень большие деньги на открытие медицинских центров и закупку мед¬оборудования, — пояснил Мурат Абдуламитович.
Депутат парламента Айгуль Соловьева солидарна с коллегой в вопросе поддержки казахстанских СМИ.
- Если существуют государственные СМИ, то средства на их содержание необходимо выделять из бюджета, а госзаказ в частные средства массовой информации должен исходить из узких проблем общества, таких как развитие казахского языка, пропаганда здорового образа жизни в целях привлечения внимания людей к этим вопросам.
По словам мажилисмена Танирбергена Бердонгарова, нужно больше средств выделять на различные социальные программы, в том числе и развитие здравоохранения.
- Вопрос увеличения финансирования сферы здравоохранения является одним из приоритетных для нашей страны. Другой вопрос, что это можно сделать не за счет урезания госзаказа в СМИ, так как если лишить их этого, то они просто прекратят свое существование, — считает мажилисмен. — Рынок рекламодателей и спонсоров не развит настолько, чтобы обеспечить нормальную деятельность печатного издания или телеканала. А те представители бизнеса, которые готовы давать рекламу, не заинтересованы в размещении ее в государственных средствах массовой информации, потому что считают их неэффективными.
Однако схему получения средств через рекламодателей лоббирует генеральный директор телеканала КТК Арман Шураев.
- Сегодня рекламный рынок Казахстана составляет $150 млн. Больше половины этих средств забирает «Первый канал Евразия». Все остальные довольствуются оставшейся суммой. Украина еще в 2001 году вывела канал ОРТ из эфира и перевела его в кабельную сеть. Беларусь сделала это еще раньше. Пора переводить его в «кабель» либо запретить размещать там рекламу, — сказал Арман Шураев.
Стоит отметить, что при всех разногласиях, связанных с госзаказом в СМИ, обе стороны сходятся в одном: распределение средств должно быть более прозрачным, дабы снизить риск возникновения коррупции.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №45 (181) от 15 декабря 2010 года

0 коммент.:

Отправить комментарий