Теперь можно заняться тем, чем обычно занимается средняя казахстанская семья после большого праздничного мероприятия с участием множества приглашенных, – уборкой, подсчетом битой посуды, пропавших столовых приборов и не приехавших гостей, обсуждением, кто как себя вел и что говорил, ну и, конечно, самовосхвалением, дабы соседи и родственники отметили крутизну гостеприимных хозяев и позавидовали.
Именно последнее мы наблюдаем сейчас в информационном пространстве. Назарбаев поздравляет казахстанцев с успешным проведением саммита ОБСЕ, его политическая партия и объединение предпринимателей во главе с зятем хвалят шефа в глаза и поздравляют с большим личным успехом.
Есть ли он на самом деле, этот успех, вопрос дискуссионный. Если главной целью «лидера нации» было не принятиекаких-то прорывных решений в рамках ОБСЕ или вывод этой организации на новую траекторию, а сбор высокопоставленных гостей в Астане и демонстрация им новой столицы, то это Назарбаеву почти удалось. Мы говорим почти, так как самые уважаемые и почетные приглашенные проигнорировали мероприятие, хотя казахстанский президент не поленился лично слетать в Лиссабон, чтобы пригласить на той Барака Обаму и других мировых лидеров. Увы, сорвалось.
Не остались внакладе и оппоненты Назарбаева. Саммит ОБСЕ и сопутствующие ему мероприятия позволили им достаточно громко и внятно выразить свою точку зрения на происходящее в Казахстане в условиях, когда интерес к нашей стране в мире немного вырос. И, судя по материалам сайта WikiLeaks и текущим публикациям в зарубежной прессе, бились они как рыба о лед не бесполезно — у иностранных дипломатов и зарубежной общественности сложилось определенное и вполне адекватное мнение, что представляют собой Назарбаев и его окружение.
Но саммит — уже прошлое, и Астана возвращается к нормальной жизни. В том числе в столице заговорили о предстоящих кадровых перестановках в высшем эшелоне власти. Причем разговоров на эту тему и вариантов новой рассадки чиновников такое великое множество, что голова кругом идет. Мы попробовали проанализировать полученную нами информацию и буквально в ней утонули. Поэтому, не углубляясь в обсуждение отдельных персоналий и их возможных карьерных перипетий, решили сделать просто грубую прикидку — сверху вниз.
Кресло спикера верхней палаты парламента может вдруг оказаться ключевым
Масимов будет сидеть
Главе правительства Кариму Масимову действительно пора на покой, хотя бы потому, чтопремьер-министры в отличие от президентов вечными не бывают. Кроме того, если верить Астане, то финансово‑экономический кризис у нас закончился и настала пора ускоренной реализации ФИИР. А это, как понимает читатель, совершенно иная задача, требующая других акторов.
Проблема Назарбаева заключается в том, что скамейка запасных на должность главы правительства сегодня коротка как никогда, а возвращение в нее ряда персон, ушедших в тень за последние годы, столкнется с противодействием господствующих сегодня в Астане элитных групп.
В результате Нурсултан Абишевич может выбрать и назначить любого, но только из числа кандидатов групп, на которые он вынужден опираться. Обойти их или пренебречь их мнением в условиях полной деморализации корпуса государственных служащих, непрекращающихся элитных войн и активизации оппозиции будет смерти подобно.
Конечно, президент может рискнуть и назначить «независимого», но новыйпремьер-министр окажется подвешенным, без какой-либо опоры в госаппарате, политической системе, бизнесе, общественном мнении. И неизбежно превратится или в болванчика для битья, или в марионетку, которую дергают за веревочку все кому не лень.
Поэтому Назарбаев, верный своему принципу не спешить, пока ситуация не прояснится и не станет удобной для него, скорее всего, не станет отправлять Масимова в отставку. Тем более что впереди — досрочные парламентские выборы, после которых правительство в полном составе складывает свои полномочия и назначается новый кабинет.
Почему бы не Кулибаев?
Что касается спикеров палат парламента, тоКасым-Жомарту Токаеву, скорее всего, придется вернуться в кресло министра иностранных дел. Уж слишком стала плохой репутация нынешнего главы этого ведомства в глазах казахстанской и зарубежной общественности, чересчур много компромата выплеснуто на него в прессе.
Но, с другой стороны, вряд ли Назарбаев сдаст своего старого и верного соратника, это не в его правилах. Так что, вероятно, Канат Саудабаев останется госсекретарем без определенных функций и задач и будет пребывать оным столько времени, сколько понадобится, чтобы все забыли о его существовании.
Что касается председателя Мажилиса парламента, то должность его в нынешней политической системе второстепенная, от которой мало что зависит, и президенту нет смысла торопиться в этом вопросе.
Получается, что «лидеру нации» нужно принять только два взаимосвязанных кадровых решения — о перемещении Токаева в МИД и назначении нового спикера Сената. И вот тут мы упираемся в сложный вопрос. В условиях, когда Назарбаеву пошел восьмой десяток, он не собирается складывать президентские полномочия и даже планирует баллотироваться на очередной пятилетний срок, кресло руководителя верхней палаты парламента может оказаться почти президентским.
Но тогда вряд ли елбасы доверит его таким амбициозным и относительно молодым политикам, как нынешний руководитель Администрации президента Аслан Мусин или аким Астаны Имангали Тасмагамбетов. Даже если они будут клясться в преданности до седьмого колена. Тут нужны люди, с одной стороны, преданные без лести в глазах, с другой — без особых политических амбиций.
Получается, что следующим председателем Сената должны стать или аким Алматы Ахметжан Есимов, или председатель КНБ Нуртай Абыкаев. Но на самом деле мы бы не сбрасывали со счетов и Тимура Кулибаева. При всей неожиданности подобного решения оно напрашивается — кому как не ему, вынужденному всячески прижиматься к тестю, чтобы избежать уголовного преследования внутри страны и за ее пределами, можно доверить будущее своей семьи?
Мусину мешают грабли
А вот насчет того, останется ли Аслан Мусин руководителем Администрации президента, можно поспорить. Если впереди досрочные парламентские выборы и общенародный референдум о продлении президентских полномочий Назарбаева до 2020 года, то на этой должности нужен другой человек. Например, Имангали Тасмагамбетов.
К тому же Мусин снова наступил на те же грабли, что и в прошлые разы. Он в силу своего характера и политического опыта никак не может стать деятелем национального масштаба, предпочитая публичной политике вязание узлов в тени. В итоге послевице-премьерства , спикерства в парламенте, руководства администрацией главы государства он как был, так и остался политиком регионального замаха.
Так что, скорее всего, Назарбаев серьезно обновит руководство своей администрации. Но вот кто придет туда на новенького, прогнозировать не беремся, поскольку список возможных кандидатов достаточно широк.
На наш взгляд, также неизбежны перестановки в силовом блоке, в который мы включаем не только КНБ, МВД, АБЭКП, СОП, Минобороны и внешнюю разведку, но и Генпрокуратуру, и Верховный суд. Проблема Назарбаева заключается в том, что и здесь у него руки сильно связаны позицией ряда влиятельных элитных групп, которые даже если не будут отстаивать конкретных руководителей, попытаются сохранить свой контроль над ведомствами.
В результате кадровые решения президента ни к чему хорошему не приведут, и ситуация кардинально не изменится, но Назарбаев вынужден хотького-то поменять, чтобы постращать и попугать остальных, иначе они совсем от рук отобьются.
Источник: Газета "Голос Республики" №43 (174) от 10 декабря 2010 года
Есть ли он на самом деле, этот успех, вопрос дискуссионный. Если главной целью «лидера нации» было не принятие
Не остались внакладе и оппоненты Назарбаева. Саммит ОБСЕ и сопутствующие ему мероприятия позволили им достаточно громко и внятно выразить свою точку зрения на происходящее в Казахстане в условиях, когда интерес к нашей стране в мире немного вырос. И, судя по материалам сайта WikiLeaks и текущим публикациям в зарубежной прессе, бились они как рыба о лед не бесполезно — у иностранных дипломатов и зарубежной общественности сложилось определенное и вполне адекватное мнение, что представляют собой Назарбаев и его окружение.
Но саммит — уже прошлое, и Астана возвращается к нормальной жизни. В том числе в столице заговорили о предстоящих кадровых перестановках в высшем эшелоне власти. Причем разговоров на эту тему и вариантов новой рассадки чиновников такое великое множество, что голова кругом идет. Мы попробовали проанализировать полученную нами информацию и буквально в ней утонули. Поэтому, не углубляясь в обсуждение отдельных персоналий и их возможных карьерных перипетий, решили сделать просто грубую прикидку — сверху вниз.
Кресло спикера верхней палаты парламента может вдруг оказаться ключевым
Масимов будет сидеть
Главе правительства Кариму Масимову действительно пора на покой, хотя бы потому, что
Проблема Назарбаева заключается в том, что скамейка запасных на должность главы правительства сегодня коротка как никогда, а возвращение в нее ряда персон, ушедших в тень за последние годы, столкнется с противодействием господствующих сегодня в Астане элитных групп.
В результате Нурсултан Абишевич может выбрать и назначить любого, но только из числа кандидатов групп, на которые он вынужден опираться. Обойти их или пренебречь их мнением в условиях полной деморализации корпуса государственных служащих, непрекращающихся элитных войн и активизации оппозиции будет смерти подобно.
Конечно, президент может рискнуть и назначить «независимого», но новый
Поэтому Назарбаев, верный своему принципу не спешить, пока ситуация не прояснится и не станет удобной для него, скорее всего, не станет отправлять Масимова в отставку. Тем более что впереди — досрочные парламентские выборы, после которых правительство в полном составе складывает свои полномочия и назначается новый кабинет.
Почему бы не Кулибаев?
Что касается спикеров палат парламента, то
Но, с другой стороны, вряд ли Назарбаев сдаст своего старого и верного соратника, это не в его правилах. Так что, вероятно, Канат Саудабаев останется госсекретарем без определенных функций и задач и будет пребывать оным столько времени, сколько понадобится, чтобы все забыли о его существовании.
Что касается председателя Мажилиса парламента, то должность его в нынешней политической системе второстепенная, от которой мало что зависит, и президенту нет смысла торопиться в этом вопросе.
Получается, что «лидеру нации» нужно принять только два взаимосвязанных кадровых решения — о перемещении Токаева в МИД и назначении нового спикера Сената. И вот тут мы упираемся в сложный вопрос. В условиях, когда Назарбаеву пошел восьмой десяток, он не собирается складывать президентские полномочия и даже планирует баллотироваться на очередной пятилетний срок, кресло руководителя верхней палаты парламента может оказаться почти президентским.
Но тогда вряд ли елбасы доверит его таким амбициозным и относительно молодым политикам, как нынешний руководитель Администрации президента Аслан Мусин или аким Астаны Имангали Тасмагамбетов. Даже если они будут клясться в преданности до седьмого колена. Тут нужны люди, с одной стороны, преданные без лести в глазах, с другой — без особых политических амбиций.
Получается, что следующим председателем Сената должны стать или аким Алматы Ахметжан Есимов, или председатель КНБ Нуртай Абыкаев. Но на самом деле мы бы не сбрасывали со счетов и Тимура Кулибаева. При всей неожиданности подобного решения оно напрашивается — кому как не ему, вынужденному всячески прижиматься к тестю, чтобы избежать уголовного преследования внутри страны и за ее пределами, можно доверить будущее своей семьи?
Мусину мешают грабли
А вот насчет того, останется ли Аслан Мусин руководителем Администрации президента, можно поспорить. Если впереди досрочные парламентские выборы и общенародный референдум о продлении президентских полномочий Назарбаева до 2020 года, то на этой должности нужен другой человек. Например, Имангали Тасмагамбетов.
К тому же Мусин снова наступил на те же грабли, что и в прошлые разы. Он в силу своего характера и политического опыта никак не может стать деятелем национального масштаба, предпочитая публичной политике вязание узлов в тени. В итоге после
Так что, скорее всего, Назарбаев серьезно обновит руководство своей администрации. Но вот кто придет туда на новенького, прогнозировать не беремся, поскольку список возможных кандидатов достаточно широк.
На наш взгляд, также неизбежны перестановки в силовом блоке, в который мы включаем не только КНБ, МВД, АБЭКП, СОП, Минобороны и внешнюю разведку, но и Генпрокуратуру, и Верховный суд. Проблема Назарбаева заключается в том, что и здесь у него руки сильно связаны позицией ряда влиятельных элитных групп, которые даже если не будут отстаивать конкретных руководителей, попытаются сохранить свой контроль над ведомствами.
В результате кадровые решения президента ни к чему хорошему не приведут, и ситуация кардинально не изменится, но Назарбаев вынужден хоть
Источник: Газета "Голос Республики" №43 (174) от 10 декабря 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий