15.12.2010

«Подводные камни» реструктуризации БТА

Не секрет, что реструктуризация «БТА Банка» преподносится Астаной как крупный успех. 
 
Автор: Нуржан С.
 
При этом Карим Масимов, Григорий Марченко и Кайрат Келимбетов, рекламируя эту свою спецоперацию и рекомендуя зарубежным коллегам использовать их опыт, забывают упомянуть, что именно они своими собственными руками довели банковскую группу до дефолта. Да и сама реструктуризация прошла не так уж гладко.
Я посылаю редакции документ, свидетельствующий о том, как нынешний менеджмент банка летом этого года «натягивал» нужный для завершения реструктуризации капитал. Оказывается, по состоянию на 1 июля 2010 года дефицит капитала по данным Департамента финансового контроллинга БТА составлял кругленькую сумму в 1 миллиард 364 миллиона долларов.
Чтобы решить проблему, были задействованы силы всех бизнес-подразделений и ДРПК (расшифровывается как Департамент по работе с проблемными кредитами). Перед ними руководство «БТА Банка» поставило задачу на «высвобождение максимального уровня провизий на основании классических процедур, а именно реструктуризации проблемной задолженности Заемщиков Банка».
По оценке разработчиков плана действий, эффект от вышеназванных мероприятий к 1 сентября 2010 года должен был составить 951 миллион долларов. До требуемой планки не хватало еще 413 миллионов долларов. В связи с этим на рассмотрение начальства было представлено несколько вариантов решения проблемы.
Цитирую: «Первым вариантом по высвобождению недостающего объема провизий является усиление работы по реструктуризации задолженности «живых» проектов Корпоративного блока и ДРПК на основании экономических предпосылок».
После чего, отметив ряд трудностей, с которыми неизбежно столкнутся бизнес-подразделения и ДРПК и которые могут «отрицательно сказаться на высвобождении уровня провизий согласно уже предоставленных прогнозов», разработчики документа предложили «дополнительные варианты по увеличению уровня высвобождаемых провизий».
Другим вариантом дополнительного высвобождения провизий «является возможность применения более мягкой и гибкой процедуры классификации Банком дебиторской задолженности», которая проистекает из текущей редакции Правил классификации АФН. Оказывается,«при оценке ссудной задолженности применяется 5 критериев оценки, тогда как при оценке дебиторской задолженности используется 3 критерия».
По мнению авторов документа, «применение данного варианта по предварительной оценке позволит изменить текущий уровень начисленных провизий по дебиторской задолженности Банка со 100% до 5 или 20%». Для этого «высвобождение сумм провизий осуществляется за счет внесения изменений во внутрибанковский документ «Правила классификации активов, условных обязательств и создания провизий (резервов) против них, утвержденных решением Правления АО «БТА Банк» Протокол 49 от 24.12.2009г., № ПР-264—562 в части введения отдельного подхода по оценке финансового состояния заемщика по проблемным кредитам, при наличии положительных перспектив по вынесению решения суда в пользу Банка, либо заверенных судом и вступивших в законную силу решения судов о взыскании задолженности/обращения взыскания на имущество в пользу Банка по юридическим лицам и поднятия сумм с внебаланса в целях увеличения высвобождаемой суммы».
Возможный эффект от высвобождения провизий по проектам ДРПК был оценен в этом случае в  260 миллионов долларов.
И последним из предложенных вариантов «является изменение подхода при классификации проблемной задолженности Банка путем применения существующей оговорки в правилах классификации АФН: Приложение № 1 п.6 . «Финансовое состояние заемщика (должника, созаемщика) оценивается  в соответствии с методикой (методиками), утвержденной (утвержденными) органов управления банка (далее — Методика) и являющейся неотъемлемым дополнением к внутренним правилам банка».
Этот вариант предусматривал: «Высвобождение сумм провизий осуществляется за счет внесения изменений во внутрибанковский документ ... (упомянут выше, поэтому опускаею) в части введения отдельного подхода по оценке финансового состояния заемщика по проблемным кредитам, переклассификации критерия просрочки при начислении провизий по проблемным проектам, где имеются заверенные судом и вступившие в законную силу решения судов о взыскании задолженности/обращении взыскания на имущество в пользу Банка по юридическим лицам и поднятия сумм с внебаланса в целях увеличения высвобождаемой суммы».
Эффект по этому варианту предполагался в 291 миллион долларов.
Завершается  документ проектом решения правления БТА Банка. Не скажу, был ли он принят или так и остался на бумаге, но факт остается фактом — еще в середине августа 2010 года «БТА Банк» испытывал серьезные трудности с формированием капитала, необходимого для завершения реструктуризации.
Как правительство, Нацбанк, Агентство финнадзора и ФНБ «Самрук-Казына» решили эту проблему, вам лучше спросить их самих. Но поскольку реструктуризация вроде проведена, более того господа Масимов, Марченко и Келимбетов ее  всячески рекламируют как успешную и качественную, а дополнительных средств на капитализацию «БТА Банка» у государства не было, позволю себе предположить, что капитал был «подкачан», причем за счет грамотного использования действующих нормативных документов, точнее «дыр» в них.
Спросите, что из всего этого вытекает? Только то, что  кредиторов «БТА Банка», как минимум, ввели в заблуждение. Причем при молчаливом согласии Нацбанка Григорием Марченко во главе и Агентства финнадзора во галве с г-жой Бахмутовой. Впрочем, Масимов и Келимбетов тоже наверняка были  в курсе этой очередной спецоперации по «спасению» БТА. Ну а дальше выводы делайте сами...

0 коммент.:

Отправить комментарий