20.12.2010

Как Астана обошла Москву с "Хоргосом"

Голубая мечта любого контрабандиста и тем более «отцов» контрабанды - получить в безраздельное, неограниченное и бесконтрольное пользование погонный метр государственной границы. 
 
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
 
И, похоже, она скоро сбудется - сделать такой вывод заставляет интервью президента акционерного общества «МЦПС «Хоргос» Габдул Хакима Жашибекова «Казахстанской правде».
Прочитали мы это  интервью в главном казахстанском официозе (номер от 15 декабря 2010 года) и сильно удивились творческой выдумке и бизнес-инициативе наших государственных мужей. Это же надо такое придумать, да еще не нарушая законодательства страны и условий соглашений о создании Единого Таможенного и Экономического пространства!
Коротко перескажем, что поведал читателям г-н Жашибеков. В 2005 году с КНР было подписано межправительственное соглашение о создании и деятельности Межгосударственного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Площадь его составляет с казахстанской стороны 185 гектаров, с китайской — 343 гектара.
Идея проекта заключается в том, что, цитируем: «на территории МЦПС «Хоргос» будет действовать особый правовой режим для ведения приграничной торговли, причем не только с КНР, но и с другими странами. Например, здесь будет предусмотрено безвизовое пребывание в течение 30 суток, планируется создание специальной экономической зоны».
Как следует из интервью президента АО «МЦПС «Хоргос»: «Согласно протоколу, подписанному Министерством индустрии и новых технологий РК с народным правительством СУАР КНР, совместное открытие центра назначено на 1 июля 2011 года». К этому сроку организаторы и руководители проекта планируют  «полностью завершить три инвестиционных объекта — два терминала и испытательный центр с лабораториями». Всего же предусмотрено «106 объектов, причем из них 20 уже построены и приняты рабочей комиссией, а еще 26 находятся в стадии строительства».
Предполагается что «в перспективе на базе МЦПС «Хоргос» будет создан транспортно-логистический комплекс, состоящий из так называемого сухого порта, где будут терминалы, логистический центр, санитарно-карантинный пункт, автоматизированные склады. В административно-деловом центре — офисы, банки, гостиницы». А на полную мощность проект должен выйти в 2018 году».
Что во всем этом плохого спросит читатель? Ничего, на первый взгляд. Но если вдуматься, то приходиться сделать вывод что на казахстанско-китайской границе  фактически строится коридор для узаконенной контрабанды. Давайте присмотримся внимательнее к тому, что получается.
По словам Жашибекова, «любой казахстанец, посетив центр, сможет беспошлинно совершить покупки на сумму в тысячу долларов». Количество посетителей составит в 2012 году 9—10 тысяч человек в сутки, а максимальная пропускная способность рассчитана в 30 тысяч человек к 2018 году.  Умножаем тысячу долларов стоимости товаров, которые может беспошлинно переместить каждый посетитель в Казахстан, в зону Единого Таможенного и Экономического пространства, и получаем гигантские цифры — 9—10 миллионов долларов в 2012 году и 30 миллионов долларов в 2018 году. В сутки!
Умножаем суточный поток китайских товаров в страну на 300 дней с наивным расчетом, что в праздничные и выходные  «МЦПС «Хоргос» работать все же не будет. И получаем, что в 2012 году по этому каналу можно завезти беспошлинно китайских товаров на 3 миллиарда  долларов, а в 2018 году — на 9 миллиардов. В год!
Нас могут упрекнуть, что не обязательно количество посетителей и объем перевозимых ими через таможенную границу Казахстана будет максимальным. Но мы уверены, что в данном случае этот проект обречен на успех. Ведь никто не ограничивает количество посещений нашими гражданами «МЦПС «Хоргос», а въезд-то туда безвизовый.
Думаем, что еще до начала работы Межгосударственного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» контрабанда будет организована даже лучше, чем сейчас на таможенном пункте «Хоргосе». Безработные казахстанцы будут организованно приезжать туда, брать подготовленные им товары и также организованно возвращаться в страну. На это хватит одного дня.
Предположим, что «мулы» будут получать за свою работу 30 долларов в день, тогда с учетом транспортных расходов суммарные затраты на перемещение китайских товаров составят 50—60 долларов на  тысячу долларов товара по закупочной, оптовой цене. Это намного ниже ныне действующих таможенных ставок.
Мы не знаем, понимают ли это в Астане? Скорее всего, нет. Хотя бы потому, что организованная контрабанда имеет «своих отцов», которые всегда находили взаимопонимание с государственными мужами нашей страны. И соответственно их аргументы борзыми щенками всегда были весомее.
Но как все это просмотрели Москва и Минск? Ведь подобные Межгосударственные центры приграничного сотрудничества это куда круче,  чем реэкспорт российской нефти и нефтепродуктов из нее на Запад!
Интервью  можно прочитать  по ссылке  http://www.kazpravda.kz/c/1292376482/2010–12–15

0 коммент.:

Отправить комментарий