11.01.2011

Казахстан на грани социального кризиса?

Парадоксально, но попытки власти законсервировать ситуацию и нежелание применять по-настоящему эффективные меры по оздоровлению ситуации схожи с процессом рубки и без того хрупкой ветки, на которой эта власть до сих пор относительно комфортно восседала. 
 
Автор: Алишер ЖАНБАКИЕВ
 
Судя по всему, 14 января депутаты Парламента вознамерились положить конец политическому кокетству президента страны  и председателя народно-демократической партии «Нур Отан» Нурсултана Абишевича Назарбаева. Для этого им необходимо набрать не менее четырех пятых от общего числа депутатов обеих палат парламента и, преодолев президентское вето на  инициативу по внесению  изменений и дополнений в Конституцию,   вынудить его отказаться от участия и безусловной победы в президентских выборах и  перейти в не признаваемый цивилизованным миром чем уже намекнула Америка) статус по сути пожизненного диктатора.
В вероятности такого сценария мало кто сомневается, поскольку менее чем год назад страна и весь мир уже имел счастье наблюдать похожий фарс вокруг законопроекта «О Лидере нации». Тогда помнится, премьер-министр страны и спикеры обеих палат, по сути, насильно, невзирая на  возражения Назарбаева, наделили его статусом Лидера нации.
До тошноты похожий и в силу этого невероятно скучный сценарий разворачивается и вокруг инициативы по проведению референдума о продлении полномочий действующего президента до 2020 года. Однако, если в первый раз «непослушание» руководителей ключевых ветвей власти не вызвало сколь-либо недвусмысленных толкований,  то на сей раз под любой оберткой этот ход будет выглядеть крайне неприглядно.
Политический кризис налицо
Судите сами, в первый раз возражения президента были всего лишь не совсем внятными устными возражениями главы государства, посему самодеятельность двух спикеров и премьер-министра не рассматривалась, как явный конфликт интересов. На сей раз Нурсултан Назарбаев попал в собственной рукой расставленную ловушку — какой же он Лидер нации, если даже родной парламент смеет ему перечить, тем более что свои возражения он оформил в рамки официального Указа.
Если теперь парламент под любым соусом найдет пути внедрения своей инициативы в обход Лидера нации, официально объявившего их неприемлемыми, то данная ситуация обретет все признаки политического кризиса и неспособности главы государства далее обеспечивать контроль над деятельностью всех ветвей власти. Тем более,  что речь идет о конституционных изменениях, внедряемых в обход Гаранта Конституции.
Таким образом, топорными стараниями мусинских идеологов страна оказалась на грани мощнейшего политического кризиса. Мощнейшего — потому что обычный кризис характеризуется противоречиями между ветвями власти, а когда одна из ветвей власти выступает против главы государства, ситуация может привести либо к роспуску парламента, либо к импичменту и отставке руководителя страны.
Нельзя забывать и о четко заявленной позиции американцев, которые не стали оформлять это в секретные дипломатические депеши, а предпочли озвучить вслух. Тем самым они сожгли себе пути к отступлению и будут вынуждены обеспечить жесткую реакцию на, как они сами охарактеризовали, отход от демократического развития.
В этой ситуации Назарбаеву вряд ли стоит рассчитывать на поддержку Кремля, потому что Владимир Путин в свое время мудро отказался от подобных уловок по продлению своего президентства и вряд ли станет поддерживать среднеазиатского диктатора. Тем более что, судя по всему, их вполне устраивает кандидатура более сговорчивого Карима Масимова на посту президента Казахстана, чем становящийся все более непредсказуемым, капризным и, увы, крайне комичным, семидесятилетний Лидер нации. Интенсивность контактов кремлевского двуимвирата с «казахским» премьер-министром, а также характер оказываемых ему почестей, полностью отвечающих программе президентского протокола, дают все основания полагать, что именно в Кариме Кажимкановиче Россия видит надежного и перспективного партнера.
Если же отбросить политологическую мишуру и включить механизм логических манипуляций фактами, то контуры политического кризиса становятся еще более отчетливыми.
До сих пор никто не выступил с опровержением о разоблачении пресловутого «заговора южан», что следует расценивать, как молчаливое признание существования оного. Это означает в первую очередь ослабление власти «ноль первого», спровоцировавшее попытку ее захвата. Учитывая законы физиологической неизбежности, с каждым днем таких попыток будет становиться все больше, и одна из них, в конечном итоге, увенчается успехом. Значит, страна вступает в острую фазу политической непредсказуемости, возле которого обычный тотализатор покажется детской игрушкой.
Именно ослабление власти «ноль первого» и его явная неуверенность в своей способности полноценно выигрывать выборы, а также появление попыток лишения его власти, спровоцировали поиски иных механизмов продления верховного мандата. Сначала идея пожизненного президентства, затем наделение статусом и иммунитетом Лидера нации, а теперь референдум о продлении полномочий.
Эти метания красноречиво характеризуют явно далекую от стабильной политическую атмосферу в левобережном дворце. Потому столь наивно выглядят тезисы о назарбаевской стабильности в стране в тот момент, когда он не способен обеспечить стабильность вокруг собственной персоны.
Суматошные действия Ак орды свидетельствуют об отсутствии в ее стенах внятного сценария развития политической ситуации на ближайшие годы, и все  тактические ходы являются лишь тщетными попытками команды Аслана Мусина выиграть время и законсервировать ситуацию в надежде на появление спасительного решения, которым в реальности лишь может оказаться уход Лидера нации из этого мира.
Социальный кризис как объективная неизбежность
На фоне отсутствия внятной политической стратегии становится понятной и неэффективность правительства, демонстрирующего в последние годы неспособность в принципе к выработке хоть сколь-либо действенных мер по оперативному управлению ситуацией в стране.
Трагедия в Кызылагаше, срыв государственных программ по строительству ста школ и больниц, полный провал программы «Чистая вода», нерешение проблем дольщиков и сотрясающие кабинет министров коррупционные скандалы — это лишь самая небольшая часть характеристик современной казахстанской исполнительной власти. Но даже она позволяет во всех красках оценить масштабы поразившего страну управленческого кризиса.
На этом фоне правительство избирает сомнительную тактику смены ориентиров и накачивает дополнительные деньги в очередную фикцию, под знаменами которой мы якобы выйдем в число самых инновационных государств мира. О чем без стеснения заявляет безусый вице-премьер Асет Исекешев, креатива которого в реальности хватает лишь на то, чтобы подсчитать, насколько процентов планшетник позволяет экономить время его патрона. Интересно  узнать, сколько   времени он отвлек от решения насущных проблем страны на эти ничего не значащие расчеты.
Эти, простите за прямоту, глупые заявления в реальности обнажают состояние кадрового потенциала страны, сформированного за два десятилетия нашим бессменным лидером, который вряд ли в последующие десять лет сможет создать более лучшее поколение управленцев. В реальности, правительство в текущий момент занимается лишь имитацией деятельности, поскольку четких ориентиров, в каком направлении двигаться, Лидер нации им так и не задал, а проявлять инициативу перед семидесятилетним руководителем республики, способным менять решения по несколько раз на дню, чревато серьезными  последствиями. Поэтому, вместо того, чтобы идти вперед правительство богатой нефтяными и иными ресурсами топчется на  месте, а по большинству параметров страна скатывается вниз.
В реальности же, накопившиеся проблемы требуют оперативного решения. К ним, в первую очередь, относятся проблемы износа основных средств во всех отраслях, в особенности в энергетической и жилищно-коммунальном хозяйстве, ради реконструкции которых монополисты требуют разрешить повышение тарифов в три раза.
В правительстве уже лежит проект, согласно которому после успешного проведения рефендума тарифы на электричество будут превышать 20 тенге за киловатт, а тепло казахстанцам обойдется в 350 тенге за квадратный метр жилплощади против сегодняшних 90 тенге. Можно легко подсчитать, насколько проиграют при нынешнем повышении пенсий и зарплат социально-незащищенные слои населения. Тем более что данная драконовская реформа тарифов совпадает с завершением скандального витка сокращений.
Забывчивым чиновникам следовало бы напомнить, что именно повышение тарифов стало той самой спичкой, на которой взорвалась пороховая бочка под режимом Курманбека Бакиева. И что новая власть первым декретом отменила эту антинародную меру, сумев изыскать иные механизмы бесперебойной работы ЖКХ и энергетического сектора. Тогда как наша власть даже не удосужилась за двадцать лет провести ревизию состояния основных фондов и объективно оценить обоснованность тарифов монополистов и соблюдение ими обязательств по инвестиционным программам в приватизированные за копейки или находящиеся на балансе местной исполнительной власти стратегические объекты.
В результате  наше население в который раз будет вынуждено оплачивать сверхдоходы топ-менеджеров монопольных компаний, обеспечивающих нас, между прочим, не всегда добросовестно и качественно теплом, водой и светом. Хотя за двадцать лет можно было бы создать в этом секторе здоровую конкуренцию, в результате которой сегодня правительство не имело бы вообще подобной головной боли.
Более того, идя на поводу монополистов, правительство не попыталось даже поискать иные механизмы оздоровления ситуации вокруг износа основных средств. В конце концов,   есть средства Национального фонда, можно обязать самих монополистов вытащить свои заначки и вынудить их работать более добросовестно и ответственно. Запустить наконец по-настоящему инновационную программу по формированию конкурентной среды в ЖКХ.
Но правительство избрало самый антинародный путь. И, судя по всему, перспектива неизбежного повышения тарифов стала одной из причин инициирования референдума, после которого можно целых десять лет подавлять любые выступления и массовые акции протеста. Хотя бакиевская клика в Кыргызстане, если вы помните, тоже рассуждала именно так.
Таким образом, правительство надеется, что консервация режима Назарбаева внесет хоть какую-то ясность в его ближайшие перспективы и развяжет руки для принятия непопулярных мер, которые позволят ему сохранить лицо перед почти неизбежными техногенными катаклизмами и откроет пути для подавления прогнозируемых социальных взрывов.
Ловушка для казахстанской власти
Одним словом, окружение загнало президента в крайне запутанную ловушку. С одной стороны, он, будучи Лидером нации, будет чувствовать себя некомфортно в конкуренции на выборах с простыми смертными. С другой — парламент, принимая решение о референдуме, вопреки его закрепленной  воле, ставит под сомнение его лидерский статус.
Ведь вчера приняли конституционный Закон в обход Гаранта Конституции, сегодня примут изменения в Конституцию вопреки его воле, завтра у депутатов появится соблазн вытереть об него ноги. И в Ак орде должны понимать, что создают очень опасный прецедент.
С другой стороны, сокращение госслужащих и бюджетников, неизбежное повышение тарифов резко подорвут авторитет действующего президента, что неизбежно отразится на результатах выборов.
Стало быть, при провале сценария с референдумом  в ожидании выборов власть не посмеет внедрять антинародные меры, тогда как, получив продление полномочий, Нурсултан Назарбаев намерен отблагодарить народ трехкратным повышением всех тарифов. Что вызовет не только обнищание население, но и резкий всплеск цен на все товары первой необходимости.
В общем, получается, если на сей раз народ пойдет на референдум и скажет свое «да» Назарбаеву, то завтра он будет должен говорить свое «нет» на баррикадах. Середины ему сегодняшний режим не оставляет.

0 коммент.:

Отправить комментарий