26.01.2011

Пациент виновен в том, что болен?

Пациент не знает о своих правах и боится судебных тяжб с лечебными учреждениями. 
 
Автор: Ирина МЕДНИКОВА
 
С такого посыла начались во вторник общественные слушания, организованные фондом «Амансаулык». Члены Союза за медико-социальные права дали оценку ситуации и предложили, как ее улучшить.
Финансирование здравоохранения в нашей стране увеличивается год от года, но почему-то в это же время не уменьшается количество жалоб от населения на качество медицинского обслуживания и лекарственное обеспечение. Анализу причин, по которым так происходит, и была посвящена встреча.

Мероприятие посетили около 160 участников — медики, преподаватели медицинских вузов, ветераны здравоохранения, представители Администрации президента, городского департамента здравоохранения, общественных организаций, юристы и адвокаты, эксперты, журналисты.

Информационным поводом для собрания, как пояснила глава фонда «Улагатты жануя» Марианна Гурина, стал случай с пациентом алматинской городской больницы №4 Дмитрием Даниловым, которому хирург Адиль Кельдыбаев вырезал желчный пузырь, взял за это 60 000 тенге, но через полгода пузырь оказался на месте. Зал загудел.
- Но вы не слышали, что было дальше, — продолжила г-жа Гурина, — хирург подал иск в суд на пациента и на газету, которая об этом написала, и потребовал с первого 500 000 тенге, а с редакции — 15 миллионов! Но дальше вы еще больше удивитесь: суд присудил возместить убытки хирургу.

В зале стало шумно, собравшиеся возмущенно обсуждали инцидент.
- У нас так везде, — слышалось со всех рядов.

Руководитель общественного фонда «Амансаулык» Бахыт Туменова пояснила, что это только один эпизод большой истории взаимоотношений врачей и пациентов, где последний чаще всего оказываетcя, по мнению медиков, не прав:
- Наш фонд принимает жалобы от пациентов на телефоны горячей линии уже три года. К нам поступило за это время 11 345 неанонимных звонков, и я считаю, что это голос, позиция гражданского общества, которое выявляет проблему.

За время слушаний прозвучало несколько докладов — как о ситуации в здравоохранении на сегодняшний день, так о проблемах защиты прав пациентов. Сотрудник фонда «Амансаулык» Рахима Дуйсенова рассказала, что из всего объема обращений пациентов в организацию 40—50% содержали жалобы на нарушение врачебной этики, 25% — на недостаток лекарственных средств при амбулаторном лечении, 18% — на недоступность лекарств из-за высоких цен. Мониторинг обеспеченности больниц лекарствами показал лишь 70-процентную обеспеченность. И это притом, что Казахстан занимает ведущее место среди стран СНГ по объемам финансирования сферы здравоохранения.

Но больше всего говорили о правах пациентов. Кандидат юридических наук и глава школы общественного здравоохранения Альмира Жаппарова открыла тему докладом «Правовые аспекты в защите прав пациентов». Она внесла три предложения: добиться максимальной информированности граждан о своих правах через СМИ и Интернет специальную страницу на сайте Минздрава; организовать обучающие семинары для медработников; вынести на обсуждение вопрос о подготовке адвокатов, специализирующихся на защите прав пациентов.

Представители власти слушали гражданское общество внимательно. Будем надеяться, что начальник управления здравоохранения Алматы Еркин Дурумбетов окажется в числе тех, кто поможет медикам из НПО строить мостик между добрыми намерениями государства и пациентами, вынужденными судиться со своими хирургами и проигрывать им.

0 коммент.:

Отправить комментарий