22.02.2011

Не власть, а ноша

Чем пронзительней президент клянется, что будет оставаться при власти пока может и пока народ об этом просит, чем чаще кричит его челядь, что он обязан править страной, тем очевидней проявляется то, что Назарбаев пытается скрыть. 
 
Автор: Александр НАРОДЕЦКИЙ
 
А именно: власть ему уже не так мила, как раньше, и он от нее ничего особенного не ждет.
Существование во властных небесах Назарбаеву больше в тягость, чем в удовольствие. Комфорта как нет, так и не предвидится. Более того, она, эта власть, уже меньше всего напоминает власть по сути. Скорее она представляет собой нудный, часто непосильный и абсолютно неблагодарный труд, который с годами вызывает естественное отвращение у хозяина страны.
Становясь опытней, он не может не понимать, что его всесилие на самом деле мнимо и в конечном счете оборачивается бессилием, в какие бы одежды его ни рядили местные подпевалы. Старая мудрость «ломать — не строить» сужается до примитивного «ломать ребра»... Вот чем, собственно говоря, ограничивается власть современного повелителя средней руки. Остальное уже не в его власти.
И Назарбаев тут не исключение. Попробуйте проанализировать главные изъяны сегодняшней государственной проблематики, и станет очевидным, насколько немощны те, кого по инерции величают «сильными мира сего». И вопрос не в том, что король гол, а в том, насколько все остальные от этого голы. Об этом надо напоминать именно тогда, когда многие утверждают и провозглашают обратное.
Взять хотя бы возню, которую называют борьбой с коррупцией и в которой Назарбаев достаточно серьезно «преуспел» за десятилетия обслуживания собственной власти. В который раз подтверждается, что борьба с коррупцией до сих пор остается самой лицемерной и самой ханжеской в истории коммунизма и его постсоветских порождений. Известно, что со времен переворота в среде большевиков царили обман, подкуп, блат, кровавые интриги за близость к верхним вождям. Эта атмосфера бурного закулисья передавалась от Ленина и Плеханова к сталиноидам второго-третьего-десятого эшелонов.
Так зараза интриги докатилась до современных постбольшевиков на местах. Призывы бороться с коррупцией из уст бакинского Алиева, или астанинского Назарбаева, или ашхабадского Бердымухамедова, а уж тем более от московского Путина звучат не более чем как корректировка интриги. Коррупцию, по сути, никто из них не отменяет. Ее приспосабливают к новым обстоятельствам и не более.
Логично спросить — почему? Ведь коррупция уже работает против повелителей, угрожая их монопольному контролю. Тут срабатывает простая логика. Все эти, казалось бы, могущественные погонялы из опыта знают, что они бессильны противостоять коррупции, поскольку сами ее порождают. Поэтому антикоррупционная кампания выглядит лишь вынужденной акцией власти и, вероятно, одной из самых непривлекательных в ее деятельности. В ней даже, если хотите, заложены элементы опасности для самого автора режима. А такую власть милой никак не назовешь.
Не меньшие тревоги для президента создает то, что он всегда утверждает как главную свою заботу в качестве государственного деятеля повышение уровня жизни рядовых казахстанцев. И здесь он хорошо осведомлен, что его власть более чем ограниченна.
Хвастовство режима, как правило, заканчивается сравнением уровня жизни в Казахстане с ситуацией у еще более бедных соседей или в самых запущенных африканских странах. Пусть бы попробовал сравнивать с австрийцами или шведами. Даже в пустяшных деталях, типа дорог в удаленных районах, уж не говоря о медицинском обслуживании, скажем, Караганды и австрийского Зальцбурга. Кстати, никаких нефти и газа в большинстве европейских стран нет. И что же смогли сделать всемогущий Назарбаев и его режим? Вместе они лишь упрочили отставание Казахстана от Европы. Насколько? Вероятно, навсегда. Так в чем же тогда преуспело главное солнце страны?
Пропаганда яростно защищает тезис о том, что его сияние должно быть продолжено еще как минимум на 10 лет. Он, мол, должен доделать то, что еще не успел доделать. Как профессиональный повелитель он наверняка знает лучше других, что никаких конструктивных и кардинальных преобразований в улучшении уровня жизни в стране он уже не совершит. Из назарбаевского Казахстана не выйдет ни Кувейта, ни Бахрейна, ни Катара. Сам Назарбаев лично не даст этого сделать, потому что не хочет и не может изменить вектор перераспределения доходов страны от верхнего эшелона власти к более широким слоям общества.
Вывод страны на европейский уровень не предвидится. Благодаря построенной елбасы системе Казахстану суждено оставаться вдали от движения развитых стран мира. Какое удовольствие он может получать от осознания таких результатов своего властвования? В чем тогда смысл его повседневных забот? Чистить «авгиевы конюшни»? Выслушивать истерическое вранье-почитание ниц лежащей челяди? Сохранять номинальную власть, чтобы уберечь себя от ответственности?
Согласитесь — не очень радужная реальность и невелика от нее радость. Если бы сейчас нашлась сносная схема передачи ответственности с надежным сохранением неприкосновенности и с полной гарантией не угодить на скамью подсудимых в международный трибунал в Гааге — неужели Нурсултан Назарбаев не воспользовался бы возможностью сбросить с себя оковы власти? Однако, вероятно, и для принятия такого решения он уже бессилен.

0 коммент.:

Отправить комментарий