Сейчас проблема не в Назарбаеве. С ним настолько все ясно, что он уже не представляет особого интереса. Нурсултан Абишевич предсказуем – даже его обаяние не может скрыть качества второго плана.
Его легко сыграть даже не совсем талантливому актеру. Референдум, досрочные выборы, борьба с коррупцией, благосостояние людей и тысячи других современных политико-государственных акций – все это для президента Казахстана лишь инструменты для выстраивания личной сверхзадачи. И все это, в свою очередь, почти идеально вписывается в хорошо разжеванные характеры других подобных исторических персонажей.
В этом смысле он мало чем, по сути, отличается от президента Египта Хосни Мубарака. Обоих власть сделала понятными. Правда, у египетского владыки сейчас дрогнуло основание режима. Казалось бы, всегда покорные египтяне на поверку вдруг оказались не такими уж послушными.
Интересно, насколько взвинчен Нурсултан Назарбаев событиями в Каире? Или уверен, что в Казахстане ничего подобного не случится? Хотя страхи и уверенности правителей по поводу поведения их подневольных так или иначе являются составной частью сверхзадачи по упрочению власти. Так что, как ни крути, но казахстанский президент не представляет собой никакой тайны или секрета. Во всех своих деяниях он выглядит стандартно логичным и завершенным верхним звеном государственной пирамиды не совсем еще суверенной страны. Браво!
Так что проблема не в нем или не столько в нем. Главный вопрос сейчас лежит не в плоскости власти, а в массовом казахстанском сознании, в самом обществе. И не в той его части, которая категорически отрицает лидерство Назарбаева, а в той его огромной массе, которая его как бы слепо поддерживает.
Почему «как бы»? Просто потому, что не совсем ясно, насколько реальна и искренна эта массовая поддержка. Сколько в ней естественного, а сколько приписанного начальством. Ведь приписки в наших краях имеют чуть ли не генетическую родословную.
Но если принять тотальную поддержку Назарбаева как факт, то в нем как раз таится огромная социальная загадка. При этом вынесем за скобки окружение Назарбаева, которое по понятным причинам спелось со своим шефом. Это так же логично и предсказуемо, как и само поведение Назарбаева.
Казалось бы, в далекое и жуткое прошлое ушли сталинские времена, когда всем надо было публично орать о любви к деспоту. Тихо прожить не давали. За скромность можно было угодить на каторгу. Сегодня это пока не заставляют делать. Демонстрация поддержки — дело сугубо личное. Можно бить себя в грудь, изнывая от любви к лидеру нации, а можно скромно отойти в сторону. Не накажут.
Откуда тогда берется этот на сегодняшний день во многом не свойственный времени массовый ажиотаж любви? Само по себе это настораживает. Еще можно понять, когда молодые девчонки визжат при появлении на публике идолов вроде Мадонны, Спирс и так далее. Но Назарбаев — не Пол Маккартни и даже не Газманов или Кобзон.
Тем более, что казахстанскую молодежь вряд ли можно приписать к большим поклонникам елбасы. Для новых поколений Назарбаев по определению не может составлять никакой особой ценности.
На чем же тогда зиждется массовая привязанность к Назарбаеву, если она вообще существует? Ведь для этого нужны адекватные достижения — типа победы в войне над фашизмом. Именно на этом построили в конце сороковых годов прошлого столетия массовое почитание Сталина. Есть ли такой позитив у Назарбаева? Почему его решаются превозносить даже тогда, когда это не совсем нужно и никто к этому не принуждает? Что, по сути, толкает людей признаваться в любви к своему начальнику? Расхожее мнение, что в Казахстане ему нет равных, у него нет реальных конкурентов. Поэтому, мол, надо голосовать только за него.
Но в этом массовом самоподавлении себя самих просматривается прежде всего факт того, что страна до сих пор находится в изоляции от магистральных мировых ценностей. Простые британцы никогда не позволяют себе превозносить даже самых успешных госчиновников. Немцы, пережившиекогда-то слепую любовь к фюреру, сегодня уже не покупаются на подачки и сладкие речи сверху. Не выдержали обмана и фальсификаций выборов рядовые иранцы. А египтяне сегодня во весь голос требуют полного демонтажа полицейского режима в стране.
Тем временем в оторванном от реального мира Казахстане (и не только в нем) культивируется игра в солидарность с правителями. Наверное, первое и самое основательное отрезвление придет к людям, когда страна окажется без Назарбаева. Ведь очень скоро все поймут, что жизнь не останавливается, и будут с недоумением вопрошать — почему так слепо цеплялись за человека, которого сами же лишили имени, назвав его елбасы?
Интересно, насколько взвинчен Нурсултан Назарбаев событиями в Каире? Или уверен, что в Казахстане ничего подобного не случится? Хотя страхи и уверенности правителей по поводу поведения их подневольных так или иначе являются составной частью сверхзадачи по упрочению власти. Так что, как ни крути, но казахстанский президент не представляет собой никакой тайны или секрета. Во всех своих деяниях он выглядит стандартно логичным и завершенным верхним звеном государственной пирамиды не совсем еще суверенной страны. Браво!
Так что проблема не в нем или не столько в нем. Главный вопрос сейчас лежит не в плоскости власти, а в массовом казахстанском сознании, в самом обществе. И не в той его части, которая категорически отрицает лидерство Назарбаева, а в той его огромной массе, которая его как бы слепо поддерживает.
Почему «как бы»? Просто потому, что не совсем ясно, насколько реальна и искренна эта массовая поддержка. Сколько в ней естественного, а сколько приписанного начальством. Ведь приписки в наших краях имеют чуть ли не генетическую родословную.
Но если принять тотальную поддержку Назарбаева как факт, то в нем как раз таится огромная социальная загадка. При этом вынесем за скобки окружение Назарбаева, которое по понятным причинам спелось со своим шефом. Это так же логично и предсказуемо, как и само поведение Назарбаева.
Казалось бы, в далекое и жуткое прошлое ушли сталинские времена, когда всем надо было публично орать о любви к деспоту. Тихо прожить не давали. За скромность можно было угодить на каторгу. Сегодня это пока не заставляют делать. Демонстрация поддержки — дело сугубо личное. Можно бить себя в грудь, изнывая от любви к лидеру нации, а можно скромно отойти в сторону. Не накажут.
Откуда тогда берется этот на сегодняшний день во многом не свойственный времени массовый ажиотаж любви? Само по себе это настораживает. Еще можно понять, когда молодые девчонки визжат при появлении на публике идолов вроде Мадонны, Спирс и так далее. Но Назарбаев — не Пол Маккартни и даже не Газманов или Кобзон.
Тем более, что казахстанскую молодежь вряд ли можно приписать к большим поклонникам елбасы. Для новых поколений Назарбаев по определению не может составлять никакой особой ценности.
На чем же тогда зиждется массовая привязанность к Назарбаеву, если она вообще существует? Ведь для этого нужны адекватные достижения — типа победы в войне над фашизмом. Именно на этом построили в конце сороковых годов прошлого столетия массовое почитание Сталина. Есть ли такой позитив у Назарбаева? Почему его решаются превозносить даже тогда, когда это не совсем нужно и никто к этому не принуждает? Что, по сути, толкает людей признаваться в любви к своему начальнику? Расхожее мнение, что в Казахстане ему нет равных, у него нет реальных конкурентов. Поэтому, мол, надо голосовать только за него.
Но в этом массовом самоподавлении себя самих просматривается прежде всего факт того, что страна до сих пор находится в изоляции от магистральных мировых ценностей. Простые британцы никогда не позволяют себе превозносить даже самых успешных госчиновников. Немцы, пережившие
Тем временем в оторванном от реального мира Казахстане (и не только в нем) культивируется игра в солидарность с правителями. Наверное, первое и самое основательное отрезвление придет к людям, когда страна окажется без Назарбаева. Ведь очень скоро все поймут, что жизнь не останавливается, и будут с недоумением вопрошать — почему так слепо цеплялись за человека, которого сами же лишили имени, назвав его елбасы?
0 коммент.:
Отправить комментарий