16.02.2011

Кто тут у нас шибко грамотный?

Когда-то давно, в полузабытые школьные и студенческие времена, ничто так меня не пугало, как необходимость сдавать экзамены. «Сессия» – есть ли страшнее слово для студента? 
 
Автор: Хаим ГРЕЦЬ
 
 И даже теперь, когда я стал старым и сварливым, мне порой ночами снится один и тот же кошмар: сижу на экзамене по казахскому языку и сажаю ошибку за ошибкой, қорқыныш жүректі мұздатады!
Представьте себе, а ведь наши кандидаты в президенты тоже должны сдавать эти экзамены, словно школьники сопливые. Вообще-то, это, наверное, хорошо. Вот, скажем, если бы у украинцев был такой экзамен для кандидатов, то их нынешний президент даже зарегистрироваться бы не смог, потому что в графе анкеты «ученое звание» написал, что он «проффесор». Теперь у украинцев совсем неграмотный президент, не знающий родного украинского языка, да и русским владеющий в объеме разве что тюремной фени.
Наш любимый и единственный, слава богу, не такой. По крайней мере, я так думаю. Не зря же все-таки в Астане университет его именем назвали. Согласитесь, университетам обычно если и дают чьи-нибудь имена, то каких-нибудь выдающихся ученых... Разве что МГУ столько лет с именем ордена Ленина промучился, но ведь наш-то не Ленин. Ленин — «всегда живой», а наш — покуда только «еще». Так что в его грамотности ни я, ни высоколобая комиссия, с поклоном принимавшая у него экзамен, не сомневаемся. Жасасын елбасы! Эй, вы, там, кто читает! Почему молчите? А ну-ка повторяйте за мной: жасасын елбасы! Привыкайте-привыкайте, вам еще голосовать за него в апреле.
А вот что касается других кандидатов, то тут у меня возникают смутные сомнения. И не только у меня. Тут вот недавно по «Хабару» показали листочек, поданный в комиссию одним из этих самых кандидатов. Я не знаю, что там такое было написано, но красный он и исчерканный, как какой-нибудь диктант первоклашки.
Естественно, от такого кандидата принимать заявление на регистрацию ни в коем случае нельзя. Он же неграмотный — видите, все почеркано? Сам кандидат, правда, попросил свою работу обратно, чтобы, значит, самому поглядеть, что ж он там наворотил такого, но этого-то как раз и нельзя. Ишь какой выискался! Показать вам поближе, что именно почеркано? А вы кто такой, собственно говоря, и какое вам до этого дело? Вам тут умные люди почеркали да издалека по телевизору показали. Чего еще-то? Или вы не верите профессорам?
Вообще-то говоря, мне кажется, что весь этот здоровенный экзамен был затеян совершенно зря. Грамотность кандидатов в президенты следует проверять совершенно иначе. Каждому желающему предлагается написать на листке бумаги: «Я отказываюсь выставлять свою кандидатуру и призываю голосовать за Нурсултана Абишевича Назарбаева!» Дата, подпись. И не важно, на каком это будет языке: тот, кто напишет подобное заявление, тем самым автоматически покажет, что он человек грамотный, и если не в правописании казахском, то уж в казахской внутренней политике замечательно разбирается. Такого человека можно спокойно зарегистрировать в качестве кандидата, а потом вычеркнуть — согласно его заявлению.
А чтобы всякие там диссиденты и злопыхатели не возникали, что, мол, это все даже не по-казахски написано было — можно попросить экзаменуемого в конце написать... ну хотя бы вот это самое — «жасасын елбасы!». И тогда всем все станет ясно. Или уже и так все ясно, а?

0 коммент.:

Отправить комментарий