28.05.2009
«Роснефть» наткнулась на мираж
Автор: Александр ГАБРОВСКИЙ
Крупнейшая российская нефтяная компания недовольна результатами разведочного бурения в казахском секторе шельфа Каспийского моря. В обеих недавно пробуренных скважинах не оказалось даже следов нефти. По неофициальным данным, «Роснефть» не готова дальше инвестировать средства в проект, который ей уже обошелся в $100 млн, и собирается из него выйти.
More...
В одном из самых громких российско-казахских энергетических проектов — освоении участка Курмангазы в северной части шельфа Каспийского моря — может быть поставлена точка в одностороннем порядке. Недавно оператор этого проекта — ТОО «Курмангазы Петролеум» (50% принадлежит казахской «КазМунайГаз», 25% — «Роснефти», владелец оставшихся 25% неизвестен) — заявил, что выполнил свои обязательства по разведочному бурению, проткнув две скважины. По неофициальным данным, обе они оказались «сухими», как барханы в пустыне: каротаж показал отсутствие в пробах даже следов остаточных запасов нефти.
В антураже этих новостей участники рынка не исключают, что «Роснефть» (представлена на казахском рынке своей «дочкой», «РН-Казахстан») захочет продать свою долю в «Курмангазы Петролеум», чтобы компенсировать потери, которые, по разным оценкам, составляют около $100 млн. Ожидается, что решение о дальнейшей судьбе проекта будет известно после планового созыва Совета партнеров, который состоится в этом году. Пока же официальные представители «Роснефти» в беседе с корреспондентом «Республики» заявили, что «ничего не слышали о том, что компания выходит из этого проекта».
Точка разборки
Противостояние за контрактную территорию Курмангазы (которая по предварительным оценкам должна была обладать обширными запасами нефти и газа) проходило сначала на государственном уровне, а потом перешло в корпоративную фазу. После распада СССР структура Курмангазы оказалась на срединной линии шельфового раздела между Россией и Казахстаном. Контрактная территория Курмангазы (площадь 3,5 тыс. квадратных километров) расположена в северной части казахстанского сектора Каспийского моря, в 80 км северо-западнее от порта Баутино. Россия и Казахстан договорились о совместной разработке этого участка на основании соглашения о разделе продукции (СРП). С российской стороны 6 июля 2005 года документ подписывала компания «РН-Казахстан», которой возможность участия в проекте «досталась по наследству» от НК «ЮКОС». С казахской — его закрепили подписями Министерство энергетики и минеральных ресурсов республики и АО МНК «КазМунайТениз».
Предполагалось, что после завершения разведочного бурения к проекту присоединятся российская «Зарубежнефть», французская Total и индийская национальная нефтяная компания. По официальным данным, основная доля издержек на разведку легла на плечи «Роснефти». Компания заплатила в казахстанский бюджет бонус в $25 млн и инвестировала еще $75 млн в модернизацию кранового судна «Исполин», который после переоборудования должен превратиться в плавающую буровую установку.
Глубинный кризис
Стремление выйти из проекта для «Роснефти» понятно, отмечают на рынке. Кроме «сухих» скважин это еще и влияние экономического кризиса. «Последний фактор корректирует планы всех российских нефтяных компаний, — подчеркнул эксперт ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. — В частности, отечественные ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании — «Республика») снижают свои инвестиции на ближайшие два года, причем сокращения касаются в основном геологоразведки, переработки и новых проектов в добыче. Поэтому отказ «Роснефти» от проекта в Казахстане был бы вполне логичен в текущих условиях». Эксперт пояснил, что нормой в мировой практике считается выход из проекта после неудачных поисковых работ, ведь геологоразведка сопряжена с высоким риском необнаружения запасов.
Контроль над издержками сейчас очень важен для «Роснефти». У компании более $19 млрд чистого долга, а цены на нефть и нефтепродукты рухнули более чем в два раза по сравнению с прошлым годом. В отчете по стандартам US GAAP за первый квартал, вышедшем в четверг, отмечено, что чистая прибыль НК снизилась на 19,7% (до $2,06 млрд) по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Выручка упала на 49,5% (до $8,3 млрд). «В 2009 году мы продолжим уделять основное внимание контролю над расходами, снижению чистого долга, реализации стратегических проектов, включая ввод в эксплуатацию Ванкорского месторождения, а также дальнейшему обсуждению с правительством вопросов налогообложения нефтяной отрасли и тарифов монополий», — отметил глава «Роснефти» господин Богданчиков, комментируя отчетность. О Курмангазы ни слова.
Казахская же сторона не намерена отказываться от проекта, уверены эксперты. «От данного проекта был бы не только колоссальный экономический эффект, но и социальный, — сказал г-н Лютягин. — Поэтому казахские партнеры не торопятся хоронить начинания, и формулировки по результатам геологоразведочного бурения в целом звучат нейтрально, с надеждой, что «Роснефти» удастся перепродать долю в проекте какой-нибудь крупной транснациональной компании».
Что ж, дальнейшая судьба актива решится на Совете партнеров, который состоится в этом году. Не исключено, что Chevron и Total, ранее выражавшие желание принять участие в проекте, захотят вложить средства в дальнейшую разведку. В конце концов, даже среди барханов в пустыне встречаются оазисы. Главное — чтобы они не оказались миражами.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий