28.05.2009

Поздно пить боржом и снижать налоги


Автор: Александр СЕРГЕЕВ
Практически синхронно обнародовали свое видение новой антикризисной политики России первые лица государства. Президент предложил не снижать НДС и поддерживать сырьевые отрасли, а премьер пообещал «не закрывать более внутренние рынки, в частности металлургический и автомобильный». Политологи и экономисты оценили эти заявления позитивно –
More...
ничего более логичного президент и премьер предложить не могли, в том смысле, что время для более логичных предложений властями безнадежно упущено.
Президент России Дмитрий Медведев огласил список антикризисных инструментов в загородной резиденции «Барвиха» на встрече с 30 бизнесменами, организованной в честь Дня предпринимательства. Программа главы государства оказалась слегка усеченной: из нее исчезли пункты о снижении налогов и диверсификации бизнеса.

Как поспорили Алексей Леонидович и Эльвира Сахипзадовна

Одним из пунктов экономической части предвыборной программы тогда кандидата в президенты Дмитрия Медведева было снижение НДС с 18% до 12%. Этот пункт вызвал двойственное отношение в правительстве. Минфин предупреждал, что эта мера приведет к сокращению доходной части бюджета. Минэкономразвития парировало: при снижении ставки в течение четырех лет собираемость налога на добавленную стоимость должна вырасти с нынешних 66 до 78%.

Теперь ведомствам Алексея Кудрина и Эльвиры Набиуллиной копья ломать незачем, поскольку в ведомстве Дмитрия Медведева в смысле НДС ничего меняться не будет. Сославшись на то, что в период нестабильности точно просчитать эффект снижения налоговой нагрузки не представляется возможным, глава государства решил отказаться от этой меры. «Существует два взгляда касательно НДС, — пояснил начальник аналитического отдела ИК Financial Bridge Алексей Серов. — Понятно, что в условиях кризиса надо сокращать налоги. Столь же очевидно, что, сокращая их, государство уменьшает свой ресурс, в то время как выход из кризиса чреват наращиванием госрасходов, формируемых как раз за счет собираемых налогов. И кривая функция решения этой задачи может быть разной».

Вопрос в том, насколько нынешняя кривая оптимальна. По мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, в условиях официального дефицита бюджета в 7,4% другой она быть и не может. «Такой дефицит бюджета выдержать очень трудно, — подчеркнул эксперт. — Резервного фонда хватит только на нынешний год. На следующий — уже нет. Поэтому снижать основной бюджетообразующий налог сегодня нет никакой возможности». Эксперт подчеркнул, что время для снижения НДС было безвозвратно упущено. «Это надо было делать осенью в качестве антикризисной меры, как сделала Великобритания, снизив НДС с 17,5 до 15%, причем на ограниченный период времени — на 13 месяцев, тем самым создавая для бизнеса установку на выход из кризиса, — сказал Игорь Николаев. — А мы снизили налог на прибыль на 4 процентных пункта. Фактически для галочки — толку от этой меры не было никакого. Да и какой смысл снижать налог на прибыль в период кризиса, когда сама прибыль как категория оказывается под вопросом?»

Как написал «Ъ», Дмитрий Медведев в своей новой программе отказался и от продолжения курса на диверсификацию экономики, заложенную в правительственной стратегии-2020. По данным газеты, президент подчеркнул, что поддержка оказывается сырьевым отраслям, потому что помощь притекает туда, где формируются доходы бюджета.

С этим тоже довольно сложно поспорить. И время спора, как и в вопросе снижения НДС, безвозвратно упущено. «Что же делать, если у нас сырьевые компании являются главным образующим элементом экономики? — задал риторический вопрос Алексей Серов из Financial Bridge. — В кризис можно закладывать основы новой экономики, но кардинально что-то поменять не получится».

«Кризисный период — это период выживания, — согласился с коллегой Игорь Николаев из ФБК. — Для России, отягощенной не лучшей структурой экономики, это актуально вдвойне. Перестраиваться в кризис, чтобы выйти из него более сильными, — это только на словах красиво. На деле у нас есть дойные коровы — это сырьевые отрасли. И они дают основные поступления в бюджет. Поэтому сначала выживаем, а потом будем решать задачи».

Вопрос в том, будем ли. Судя по итогам десятилетия — даже не задумаемся об их решении. «Ну что делать, если мы умудрились в сытые времена сформировать каркас сырьевой экономики? — посетовал Игорь Николаев. — Предопределить повышенное внимание к сырьевым отраслям на ближайшие годы. В итоге и сегодня большинство озабочено простой проблемой 150 долларов за баррель. То есть рассуждают примерно так: сейчас $60 — вроде неплохо. А вот было бы $150 — и все проблемы решились бы. Именно поэтому у нас так неэффективно получается бороться с кризисом: тот же Китай концентрируется на стимулировании внутреннего спроса, а мы — на стимулировании внешних фантазий».

В Подмосковье президент...

А на Всероссийском совещании председателей первичных профсоюзных организаций в Колонном зале Дома союзов Владимир Путин пообещал не помогать экономике закупками в Госрезерв и не закрывать внутренние рынки, прежде всего металлургический и автомобильный.

«В текущих условиях государство выступает как рациональный рыночный субъект. Глупо покупать какие-то вещи в Госрезерв, если точно знаешь, что в следующем году они будут стоить дешевле, — аргументировал позицию правительства Алексей Серов. — Более того, в последнее время все чаще звучит мнение, что для рыночных субъектов должны быть рыночные условия. И если компания не справляется, то и ее дальнейшую судьбу должны определять рыночные процедуры — банкротство либо реструктуризация».

Этот рыночный аргумент наилучшим образом сочетается с обещанием премьер-министра не закрывать металлургический и автомобильный рынки. В то же время создается устойчивое ощущение, что это очередные декларации. «В кризис всем не поможешь, тем более за счет бюджетных средств. А денег в бюджете уже не хватает», — привел «Ъ» слова российского премьер-министра. Само по себе рассуждение верное. Только вот как увязать его с санацией банка «КИТ Финанс», на которую, по данным того же «Ъ», государство намерено потратить до 140 млрд рублей? Да и идея не закрывать внутренний автомобильный рынок в условиях, когда его почти обрушили с помощью таможенных пошлин, по мнению Игоря Николаева из ФБК, похожа на рекомендацию пить боржом больному с циррозом печени.

0 коммент.:

Отправить комментарий