25.06.2009
Когда свидетели стали преступниками?
Автор: Ксения БОНДАЛ
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ
Не как свидетелей, а как преступников содержат сотрудники КНБ вице-президентов НАК «Казатомпром». Все топ-менеджеры находятся в полной информационной изоляции: не видят ни газет, ни телеканалов. При том, что всей стране известно о череде арестов в нацкомпании, сами задержанные о привлечении друг друга к уголовному делу ничего не знают. Об этом на пресс-конференции в Алматы рассказали супруги вице-президентов «Казатомпрома».
More...
Женщины решили встретиться с журналистами, чтобы сообщить подробности содержания их супругов, рассказать об их психологическом состоянии и проблемах с адвокатами, назначенными следствием для защиты арестантов. Да, именно арестантов, потому что по-другому это назвать нельзя, хотя силовики официально заявили, что в отношении вице-президентов «Казатомпрома» Дмитрия Парфенова и Малхаза Цоцория применена программа защиты свидетелей.
«Я видела, как их вели с завязанными глазами...»
Миф о том, что к арестованным топ-менеджерам относятся как к свидетелям, развеяла супруга проходящего по делу Мухтара Джакишева гендиректора «Степногорского горно-химического комбината» («дочка» «Казатомпрома») Эшмурата Пирматова — Тамара Пирматова.
- Во время одного свидания с мужем я выяснила, что он, оказывается, не знал, в каком статусе проходит по делу, не знал про программу защиты свидетелей, вообще не знал, что им является, — рассказала она. — На него никто никогда не покушался, тогда от кого его защищают? От нас, от семьи?!
Дальнейший рассказ г-жи Пирматовой тоже поставил под сомнение правдивость заявлений КНБ. По крайней мере, в части историй о конспиративных квартирах, на которых будто бы проживают «топы» «Казатомпрома».
- Эта якобы квартира на практике — маленькая комнатка с какой-то форточкой, где постоянно темно и есть только туалет и душ. На мой вопрос о том, выходит ли муж на воздух, он ответил отрицательно, — раскрыла правду г-жа Пирматова. — Ожидая одного из свиданий с ним, я увидела собственными глазами, как на разных черных джипах привезли двух мужчин, в них я узнала Дмитрия Парфенова и Аскара Касабекова. Их вели с завязанными глазами. И вот в таком виде наших мужей привозят в СИЗО...
До сих пор супруги не могут понять, какой статус имеют их мужья в этом деле. Если они выступают как обвиняемые, то пусть КНБ скажет об этом честно, призвала Тамара Пирматова. Если же они свидетели, то почему содержатся в таких условиях, не видят семьи, врачей и дневного света, обратилась она с вопросом.
- Если муж все-таки свидетель, то пусть меня, как супругу и как врача, допустят к нему для ухода, чтобы наблюдать за его состоянием, — обратилась она с просьбой к сотрудникам КНБ.
На вопрос нашего корреспондента к другим участницам пресс-конференции, что говорят их мужья об условиях, которые создал им КНБ, супруги ответили:
- Мой муж сильно напуган и на откровенные вопросы отказывается отвечать, ссылаясь на то, что если это попадет в прессу, то навредит ему, — рассказала Наталья Парфенова.
То же самое подтвердила и Тамара Пирматова.
- Меня муж просил ничего нигде не рассказывать и публично не выступать, иначе ему будет плохо, — пожаловалась она.
Защитников подмяли под следствие?
Далее жены обрушились с резкой критикой на действия адвокатов от следствия и заявили, что защитники не выполняют свои профессиональные обязанности, что повлекло отказ от их услуг.
- Мой муж отказался от юридической помощи адвоката, назначенного следствием. Следственный процесс идет в Астане, а наш адвокат находится в Алматы и появляется там от случая к случаю, а за последние две недели он ни разу у мужа не показался, — рассказала супруга Малхаза Цоцория Марийка. — Он просто не защищает его интересы!
Мало того, г-жа Цоцория рассказала, как адвокат якобы буквально кричал на нее во время телефонного разговора и требовал дать официальное опровержение того, что ранее она обвиняла его в пассивности и бездействии.
- В результате на сегодняшний день Малхаз оказался без защитника. Адвоката, которому я доверяю и который может оказать ему квалифицированную помощь, к делу не допускают, — взбунтовалась г-жа Цоцория. — И это тоже противоречит Уголовно-процессуальному кодексу!
На вопрос «Республики», последовали ли ее примеру остальные супруги задержанных, те ответили отрицательно. Причина — страх.
- Мой супруг пока не отказался от адвоката. Отказы начались недавно: первым стал Мухтар Джакишев, затем Малхаз Цоцория, — ответила Наталья Парфенова. — Я обсуждала этот вариант с мужем, но они все сейчас запуганы и боятся остаться вообще без защиты.
Она также добавила, что Дмитрий Парфенов не знает, кто еще, кроме него, задержан, потому что за прошедший месяц у так называемых «свидетелей» не было ни одной очной ставки.
А вот Эшмурат Пирматов просто не имел возможности выразить свой отказ, потому что практически не видит своего защитника.
- Вечером после задержания мужу назначили дежурного адвоката, это была их первая встреча. Второй раз адвокат должна была прийти к нему спустя 72 часа после задержания, но она на тот момент была в Алматы, — вспомнила Тамара Пирматова. — Через два или три дня после нашего посещения СИЗО она была у него в последний раз.
Свою невнимательность к подзащитному адвокат якобы объяснила условиями, которые поставили сотрудники КНБ: к г-ну Пирматову допускают либо родственников, либо ее, дополнила супруга.
- Я сказала, что если адвокат не станет более ответственной, я буду писать на нее жалобу в коллегию адвокатов, — твердо заверила Тамара Пирматова.
...А между тем следствие, похоже, нацелено на результат и не чурается никаких методов. Как выяснилось в ходе пресс-конференции, сейчас активно идут допросы рабочих «Степногорского горно-обогатительного комбината». При этом рассказывали люди одно, а в протоколе, на подпись, как сообщили спикеры, им подавали совершенно другие показания. Но, естественно, среди сотрудников ГОК нашлось немало тех, кто отказался расписываться под прочитанным. Получается, что доказательства якобы незаконной деятельности Мухтара Джакишева и его подчиненных фальсифицируются всеми возможными путями. И никто пока этого не остановил.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий