26.06.2009

ФАС уполномочена предъявить


Автор: Алан ХУРУМОВ

Прошедшие две недели ФАС России провела с большой пользой. Она изрядно потрепала страховщиков за ограничение агентских комиссионных, слегка погрызла производителей ноутбуков, а заодно попеняла на плохое знание орфографии российскими чиновниками.
More...
ФАС в России не просто антимонопольная служба. Это коллективный литератор, автор лучшего всероссийского детективного сериала. На кого «инквизиторы» обратили свой тяжелый взор на этот раз?

Без страховки

Автострахование — штука тонкая. Это как раз тот случай, когда найти мифическое соотношение «цена/качество» особенно нужно и сложно. С какими-нибудь свиными сардельками проще: купил — проглотил — и порядок. Если соотношение найдено неверно — прохудится либо кошелек, либо желудок. В любом случае не критично. И потом, китайцы уже изобрели таблетки от свиного гриппа (главное, чтобы их фармацевты оказались лучше автопроизводителей). А вот страховка для обывателя — сплошная Terra Incognita. Один страховщик, предположим, предлагает ОСАГО с 25%-ной скидкой. Другой, напротив, дерет втридорога, рисуя страшные картины встречи с Bentley, носорогом или летающей тарелкой, ремонт которых страховка не покрывает. А на поверку оказывается, что оба недоговаривали. Первый дал космический дисконт, но не успел объяснить, что у его агентства нет денег на выплату компенсаций, поскольку лимит затрат на ведение дел у компаний предусмотрен 23%-ный (остальное — уже территория выплат). Второй заломил космическую цену, но забыл упомянуть, что в России носороги не водятся, да и летающие тарелки встречаются редко и даже занесены в Красную книгу.

Поэтому очень важно чтобы в этой сфере кто-нибудь устанавливал жесткие и четкие правила игры. В России это делает Российский союз автостраховщиков (РСА). В частности, РСА в 2003 году запретил компаниям платить агентам при продаже полисов больше 10% от их стоимости. Причин здесь несколько. Во-первых, предоставляя скидку более 10%, страховщик рискует не сформировать достаточный объем резервов, а затем будет не в силах выполнить обязательства по ОСАГО перед клиентами. Тем более если эта скидка выше того самого 23%-ного лимита затрат. Во-вторых, таким образом отсеиваются компании-однодневки, не имеющие страхового резерва.

После введения запрета в 2003 году рынок со временем стабилизировался, приобрел структурную четкость, избавился от компаний-однодневок. ФАС это, разумеется, смутило. Для этой службы прозрачный рынок — все равно что для врача здоровый человек, а для адвоката — законопослушный гражданин. Здоровые и законопослушные не приносят прибыли.

Чтобы исправить ситуацию, ФАС возбудила в отношении РСА дело, постановив, что ограничения размера агентских комиссионных при продаже ОСАГО препятствуют свободной конкуренции. В смысле мешают компаниям-однодневкам распродавать несуществующие страховые резервы. РСА это несказанно удивило. Там признались, что, когда в 2003 году вводилось правило об ограничении размера комиссионных, оно не было согласовано с ФАС, поскольку закон этого не требует.

Удивление РСА понять можно. Они по неведению думали, что ФАС создавалась для того, чтобы бороться с игроками, нарушающими правила рынка. Например, с теми, кто демпингует, предлагая товар ниже его себестоимости, как делают страховщики, которые дают скидки, приближающиеся к сакральным 23%. Наивные люди.

Крякать ФАС не запрещает

Впрочем, производители ноутбуков еще более наивны. Они отчего-то вбили в свои электронные головы, что торговля должна угождать покупателю. Очень вредное заблуждение для тех, кто хочет делать бизнес в России. Странно, что Асеr, ASUSTeK Computer, Toshiba, HP, Samsung Electronics, Dell этого не знали. Они-то в России довольно давно. А правил игры до сих пор не изучили. И вот попались на попытках угодить покупателю.

А покупатель от ноутбука хочет полного «фарша». Чтобы стояли «Винда» и «Офис». Чтобы не надо было искать крякнутую версию или (еще чего не хватало!) платить за лицензию. Лэптопари на свою голову решили предложить покупателю удобную услугу — ноутбук с предустановленной операционкой. Разумеется, наиболее популярной, то есть Windows. ФАС усмотрела в этом признаки нарушения Закона «О защите конкуренции». Как оказалось, вышеперечисленные компании занимают около 70% всех поставок ноутбуков на массовый рынок. При этом более 90% лэптопов из этого числа продается с предустановленной системой Windows. Для ФАС это четкий сигнал о согласованных действиях и навязывании потребителю незаказанных услуг. А вдруг этот самый потребитель хочет поставить себе Linux?

Вопрос гипотетический. На свете не так уж и много людей, покупающих универсальную дешевую машину типа Асеr, чтобы поставить на нее Linux. Да, эта система имеет некоторые преимущества. Например, она менее подверженна опасности вирусных атак. Более того, сейчас Linux активно поддерживается такими IT-гигантами как IBM и Google, под нее разрабатывается все новое и новое ПО. Но, если реально смотреть на вещи, то количество "линуксоидов" по сравнению с пользователями Windows ничтожно мало, и это не обычные юзеры, а более "продвинутые" пользователи, способные настроить бесплатный дистрибутив так, чтобы не просто сэкономить свои кровные, но еще и без проблем с ним работать.

Впрочем, проблема даже не в этом. Проблема в том, что покупатели, требующие пустой лэптоп в 98 случаях из 100 поставят на него крякнутый Windows, потому что доплачивать 2 тыс. рублей за лицензионный они не хотят. Вопрос: требуется ли им защита ФАС? Ответ: как лыжи сомалийской домохозяйке. Потому что купить ноут без предустановленной системы на рынке можно. Во всяком случае это не такая проблема, на которую стоило бы тратить бюджетные деньги.

Афfтар zhж0t

Если у читателя создастся впечатление, что мы в «Республике» считаем ФАС бесполезной организацией — это не так. Мы просто пытаемся понять, почему антимонопольная служба борется против японских и тайваньских производителей электроники вместо того, чтобы сражаться, к примеру, с «Газпромом» или РЖД. Мы ведь тоже ужасно наивные — нам почему-то кажется, что эти монстры выглядят намного «монопольнее». Но никто не отказывает ФАС в полезности. Например, нас подкупает ее непримиримая борьба с нечистыми на тендеры чиновниками.

Хотя и тут случаются перегибы. Вот, к примеру, на днях ФАС прищучила Минсельхоз при нарушении Закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Министерство в условия проведения тендера для закупки офисной техники забило слишком много пунктов. ФАС заподозрила, что это было сделано намеренно — чтобы протащить в тендер «своих». Например, службе не понравилось, что министерство установило особые требования к упаковке картриджей, а именно: «На отрывной ленте коробки (на две трети части) должна быть расположена голограмма со степенью защиты: на синем фоне микротекст Invent, Original Toner, а на белом фоне микротекст Original по всему полю марки, изменяемый под углом зрения цвет логотипа, с внедренной в тело логотипа термополосой. Также на логотипе должна быть прорубная защитная канавка с расположением по всему телу и индивидуальным номером логотипа. На коробке должен быть промаркирован номер партии. Картридж внутри коробки должен быть упакован в черный пластиковый пакет. Коробка должна быть высокого и качественного полиграфического дизайна, стандартно в бело-голубых тонах. Подложка (тень) логотипа на коробке должна быть ровного цвета. Также в низу коробки должна быть прорубка и иметь от трех и более пропускных полос, состоящих из маленьких треугольников с каждой стороны, и одну вертикальную...»

Вот тут хочется посочувствовать Минсельхозу. Серьезная организация, а от нее требуют довольствоваться картриджами без внедренной в тело логотипа термополосы. Или — о ужас! — отказаться от прорубной защитной канавки. А уж сетовать на то, что министерство тянется к бело-голубым тонам — и вовсе попахивает дискриминацией по цветовому признаку.

Но вот когда ФАС борется с чиновнической безграмотностью — тут мы в «Республике» обеими руками «за». Мы, смеем надеяться, знаем, что такое грамотность. И чиновники знают, но жульничают, размещая в Интернете госзаказы с ошибками. Например, на сайте службы помещена публикация «Комсомольской правды», в которой заклеймены чиновники, чередующие в тендерных заданиях русские и латинские буквы, перемежая их еще и цифрой 0 вместо буквы «О». Дело в том, что слова, в которых чередуются русские и латинские буквы, не индексируются ни «Яндексом», ни «Гуглом», ни другими поисковыми системами. В итоге бизнесмены не узнают о конкурсах и тендер выигрывают «откатоемкие» клиенты. Что самое обидное — даже ФАС, запросто сокрушающая таких монстров, как производители ноутбуков, не имеет рычагов для эффективной борьбы с подобными «грамотеями». Потому что чиновник, обвиняемый в искажении языка, вполне способен сослаться на безграмотность или врожденную шизофрению. Поди потом докажи, что ошибка преднамеренная. Разве что заставлять всех чиновников проходить ЕГЭ. Но нельзя — некому будет работать.

0 коммент.:

Отправить комментарий