10.07.2009
Мы в ФАС верим
Автор: Алан ХУРУМОВ
Антимонопольная служба продолжает победное шествие по российскому бизнес-полю. Если прежде, для того чтобы избавиться от ненужной конкуренции, предприниматели обращались главным образом к судьям и силовикам, то теперь стало модным натравливать на соперников ФАС.
More...
Говорят, все течет, все меняется. Это заблуждение. Меняются мода и антураж — суть остается прежней. Сильно ли изменилось российское бизнес-сообщество со времен лихих 90-х? Тренировочные штаны вышли из моды — рэкетиры натянули форменные мундиры. Хотя в трениках выглядели приличнее. Разбойники статусом повыше — те влезли в дорогие костюмы и личные самолеты. Опять же, Brioni надели, а побриться в спешке забыли. Хотя оказалось, что так даже удобнее для географической идентификации. В том смысле, что где-нибудь в Европе костюм и нефтяная вышка не всегда ассоциируют человека с российским бизнесом. А вот пятидневная небритость, особенно если вкупе с футбольным клубом, отметает все сомнения.
Конкуренция тоже изменилась незначительно. Еще несколько лет предприниматель, которому мешал или нравился чужой бизнес, нанимал следователей. Те изыскивали нарушения закона в ходе приватизации, а затем открывали «маски-шоу»: в офисы вламывались силовики в масках и с автоматами, сгребали в служебные автомобили сотрудников и документы и все это скопом увозили.
Сейчас принцип тот же, но уже без масок. Вроде как неловко, вроде как бизнес становится более цивилизованным. Сегодня мешает или нравится сеть магазинов — извольте задействовать нужные рычаги, чтобы владельца объявили в международный розыск. А можно еще изящнее — например, пожаловаться на конкурента в Федеральную антимонопольную службу.
Табу на китайские сковородки
Изобрести повод для жалобы не проблема. Предположим, вы производите бытовую технику. Скажем, электрочайники штампуете. И вам мешает конкурент. Что делать? Ответ простой — наябедничайте в ФАС, скажите, что он свои чайники лепит в Китае. Вариант безошибочный, поскольку все лепят чайники в Китае — даже те, кто лепит их в Европе.
«Группа СЕБ Восток» (входит во французский холдинг SEB Groupe, выпускающий бытовую технику под марками Tefal, Rowenta, Moulinex) так и поступила. Она инициировала расследование ФАС в отношении производителя бытовой техники Bork (Германия) и двух компаний, специализирующихся на посуде, — Vinzer (Швейцария) и Vitesse (Франция). Как написали «Ведомости», антимонопольная служба обвиняет эти компании в том, что они вводят покупателей в заблуждение, указывая, что производят свои товары в Европе, а это форменное нарушение Закона «О защите конкуренции».
Как заявили «Ведомостям» в «Группе СЕБ Восток», у всех трех обвиняемых компаний фабрик в Европе нет, при этом на коробках Bork написано: «Сделано в Германии». А нужно, чтобы было написано: «Сделано в Китае» — как на многих товарах SEB.
Нет, тут все понятно. Организовать для Bork сложности проще, чем конкурировать с ним в открытую. Только вот зачем при этом ссылаться на защиту потребителей? Потребители не идиоты, они прекрасно знают, что и Bork и SEB производят свои товары в Китае. А кто их там не производит?
«Уралсиб» защитят от себя самого
А вот интересно, сколько стоят услуги ФАС? Нет, не в смысле подкупить — боже упаси! ФАС, разумеется, неподкупна. Во что обходится налогоплательщикам каждое дело ФАС с учетом, понятное дело, зарплат ее сотрудников? Вот, например, сколько будет стоить акция ФАС против двух кредитных организаций — банка «Уралсиб» и «Тойота Банка»? Они заключили соглашение, согласно которому банк «Уралсиб» обязуется не рекомендовать физлицам получение у себя кредита для приобретения автомобилей Toyota у официальных дилеров концерна. По мнению ФАС, это нарушает Закон «О защите конкуренции». То есть антимонопольную службу возмутило поведение «Уралсиба» — на основании чего он, собственно, ущемляет свои права, отказываясь от клиентов? Надо его за это срочно наказать. Чтобы впредь даже и думать не смел добровольно отказываться от конкуренции.
Так вот, хочется узнать, сколько денег в рамках этого расследования будет выброшено на ветер. Потому что практической пользы от него для потребителей нет абсолютно. Банк «Уралсиб» не запрещает физлицам брать у себя деньги под Toyota, он лишь рекомендует их не брать. И рекомендация эта здравая, учитывая то, что организации, аффилированные с автопроизводителями, обычно предлагают довольно приличные условия. Тот же «Тойота Банк» дает долларовый кредит под 9,5% годовых при $200 комиссии. При этом «Уралсиб» предлагает 21,9% годовых при комиссии в $250.
Напрасно ФАС так уж тревожится на предмет того, что потребители предпочтут взять менее выгодный для себя кредит, а «Уралсиб» не порекомендует этого делать. Потребители (см. выше) не идиоты. Вот о чем ФАС могла бы побеспокоиться — так это о том, что автомобильный рынок в России просел почти на 50%, а иностранные автопроизводители еле дышат из-за 30%-ной девальвации и 30%-ной пошлины на ввоз новых иномарок. В нынешних условиях усложнять жизнь банкам, предоставляющим автокредиты, — все равно что пинать тяжелобольного.
Конкуренция на рынке отпевания
Надо заметить, что мода жаловаться на конкурентов в ФАС охватывает самые разные слои бизнеса. Так, на днях Нижегородская епархия Русской православной церкви (РПЦ) заручилась помощью антимонопольной службы в борьбе с «Нижегородской ритуальной компанией», которая раздает листовки с рекламой услуг отпевания. По мнению епархии, собственник этой компании не имеет права оказывать подобные услуги — налицо нарушения Закона «О рекламе».
Ну насчет права — тут вопрос сложный. В Законе «О защите прав потребителей» ничего не сказано о том, что отпевание вне церковных стен незаконно и отпеваемый может потребовать, чтобы ему вернули деньги. Священники говорят, что отпевание, указанное в рекламных материалах «Нижегородской ритуальной компании», незаконно. По их словам, отпевание и поминовение могут осуществлять только представители официальной церкви, а индивидуальный предприниматель, владеющий «Нижегородской ритуальной компанией», таковым не является. Но это, опять же, вопрос спорный. Мы в «Республике» поставили весь Интернет с ног на голову, но закона, согласно которому отпевание и поминовение могут осуществлять только представители официальной церкви, так и не нашли.
Нижегородская епархия, скорее всего, его тоже не нашла. Но видно, что напряженно искала. Сначала священники обратились с заявлением в Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. Затем просили помощи в рекламном совете при Торгово-промышленной палате Нижегородской области. И вот, наконец, нашли поддержку в ФАС. Теперь можно не сомневаться — предпринимателя накажут, чтобы впредь неповадно было отпевать без санкции РПЦ.
Но тут возникает еще один вопрос. ФАС проверяет информацию, когда проводит расследование? Делает, так сказать, контрольные закупки? Вот Rowenta жалуется на Bork — это повод купить пару кофеварок да и проверить, насколько хорошую технику тот штампует в Китае. Заодно и кофейку испить. Возникли сомнения в «Тойота Банк» — почему бы не взять в кредит Toyota Camry и посмотреть, насколько хороши условия у банка? Заодно повод поездить на отличной машинке (да не сочтет ФАС эти слова рекламой, нарушающей конкуренцию). Опять же церковь пожаловалась на частного предпринимателя, отпевающего граждан. Ну... в общем... можно, наверное, как-то проверить, насколько его отпевание эффективно. Неужто нельзя провести какое-нибудь контрольное отпевание и потом посмотреть на результаты? Да можно, конечно. Мы в ФАС верим.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий