10.07.2009
Жамиля шокировала Вену
Автор: Татьяна ТРУБАЧЕВА
Австрийская пресса вчера опять была шокирована. Возмутителем спокойствия на этот раз был не «венский сиделец», бывший зять президента Рахат Алиев, а жена экс-президента «Казатомпрома» Жамиля Джакишева. Вместе с казахстанскими адвокатами и правозащитниками она провела пресс-конференцию, на которой рассказала, как страна, собирающаяся председательствовать в ОБСЕ, втаптывает в грязь права своих граждан.
More...
«Запевалой» на встрече с западными журналистами был известный в Казахстане правозащитник Евгений Жовтис. То, что он рассказывал собравшимся, для казахстанского уха, увы, привычно. Зато австрийские наши коллеги записывали за ним каждое слово.
Правозащитник перечислил самые симптоматичные признаки «демократизации» в Казахстане. Это принимаемый закон об Интернете, который поставит жирный крест на свободе выражения казахстанцев. Это судебное решение о взыскании 30 миллионов тенге с оппозиционной газеты «Тасжарган», из-за которого изданию пришлось прекратить свою деятельность. Это находящийся под арестом редактор газеты «Алма-Ата ИНФО» Рамазан Есергепов, который осмелился опубликовать компрометирующие материалы о работе казахстанских спецслужб.
«В общем, в Казахстане тяжелая ситуация с правами человека», — подытожил г-н Жовтис все вышесказанное.
Ничем не порадовал журналистов и адвокат Данияр Канафин. Будучи защитником Мухтара Джакишева, он так и не допущен к делу Комитетом национальной безопасности. Каждое его заявление на этом пресс-брифинге было сродни смертному приговору несправедливой судебной системе Казахстана.
Г-н Канафин заявил, что «практика уголовного правосудия носит неоправданно репрессивный характер, количество оправдательных приговоров не превышает 1%», и это означает, что казахстанские суды становятся на сторону гособвинения. Под это обвинение все чаще стали попадать политики, политические партии и журналисты.
Данияр Канафин особо нажимал на то, что в Казахстане нарушают основное право граждан — право на защиту.
В республике спецслужбы «выписывают стоп» практически всем адвокатам, которых приглашают обвиняемые по так называемым секретным делам. Это, по словам юриста, противоречит нормам международного права, которое гарантирует каждому возможность выбора адвоката по своему усмотрению.
Но и это еще полбеды, самих адвокатов преследуют за осуществление профессиональной деятельности, за ними устанавливают наружное наблюдение, давят на них психологически. Например, самого Данияра Канафина с трудом выпустили из страны в Вену.
Но бомбой для западных журналистов на венской пресс-конференции стало выступление Жамили Джакишевой.
Она рассказала, что не может встретиться с супругом с мая, с тех самых пор, как его арестовали. Она не знает о состоянии здоровья своего мужа, может только об этом догадываться. Жамиля предполагает, что у Мухтара не все в порядке со здоровьем. Почему? Потому что для мужа просили передать обувь 45-го размера, хотя он всегда носил 41-й. Потому что для мужа просили принести чуть ли не мешок лекарств, но он раньше никогда лекарствами не увлекался.
Кроме того, Жамиля не в состоянии обеспечить супругу достойную защиту, так как нанятых ею адвокатов на пушечный выстрел не подпускают к делу. КНБ даже пошел на то, что аннулировал допуск к секретным материалам одному адвокату, как только он подал ходатайство о защите Джакишева, хотя сам комитет этот допуск и выдавал!
Г-жа Джакишева не преминула отметить, что в Казахстане идет страшная информационная атака на ее мужа.
По национальному телевидению Мухтара Джакишева без зазрения совести называют преступником, хотя окончание предварительного следствия еще даже не маячит на горизонте, а о судебном еще даже никто не заикается.
Также идет беспрецедентное давление на саму Жамилю Джакишеву, ей угрожают уголовным делом, если она и дальше будет публично выступать в защиту своего супруга. По словам г-жи Джакишевой, «прессуют» и жен арестованных соратников Мухтара Джакишева, женщинам тоже пытаются «заткнуть рот».
Во время выступления Жамили Джакишевой в пресс-зале царило гробовое молчание. Об этом нам рассказала наша корреспондент Ирина Медникова, которая также присутствовала на брифинге.
- Когда слушаешь о «деле Джакишева» как бы со стороны, за пределами республики — это страшно, — поделилась своими наблюдениями Ирина. — Каждая реплика Жамили просто поражала присутствующих. Она говорила дольше всех, но за время ее выступления никто не обронил ни единого слова. Журналисты, у которых до этого «дымились перья», перестали делать записи, они как один подняли головы и слушали ее, боясь пошевелиться.
После выступлений на спикеров посыпались вопросы. По словам Ирины Медниковой, характер вопросов выдавал непраздный интерес собравшихся журналистов к событиям в Казахстане, который уже в следующем году «сядет» в кресло председателя ОБСЕ.
Первый вопрос был адресован г-же Джакишевой, у нее интересовались, обоснованно ли обвинение, предъявленное ее мужу. Она отрезала: нет — и объяснила:
- Не обоснованно, потому что все решения принимались коллегиально, он не мог единолично принять решение о передаче рудников и растрате средств.
- Тогда почему его арестовали? — недоумевали журналисты.
- Он независимый менеджер, — сказала Жамиля Джакишева.
Г-н Жовтис добавил к этому, что у этого дела есть политическая подоплека. К сожалению, Мухтар Джакишев оказался не в том месте не в то время — на значимой должности во время раздела сфер влияния на урановом рынке.
Еще одной «виной» Джакишева в глазах власти могла стать его дружба с Мухтаром Аблязовым. Евгений Жовтис пояснил собравшимся, кто такой Аблязов: что он занимал независимую позицию, за это был судим, сидел в тюрьме, потом вышел (говорят, что ходатайство Джакишева перед президентом страны сыграло положительную роль в вопросе освобождения банкира), создал крупнейший банк в Казахстане — «БТА Банк», после был опять преследуем властями и вынужден был уехать из страны.
Следующий вопрос касался законов «О политических партиях» и «О СМИ». Журналисты интересовались, действительно ли власти Казахстана, как заверял министр иностранных дел Марата Тажина, внесли существенные изменения в эти законы? «Это был лишь «макияж», — ответил правозащитник.
Обескураженные известием о «косметической операции» журналисты попросили растолковать им, почему же страны — участницы ОБСЕ голосовали за председательствование Казахстана в этой уважаемой организации? Евгений Жовтис рассказал, что среди правозащитников ходит такая шутка: у демократических ценностей есть четыре врага — нефть, газ, борьба с терроризмом и региональная интеграция. Казахстан всем этим обладает в полной степени. Однако, заметил г-н Жовтис, теперь Франция, Германия, Испания, которые лоббировали председательствование, «стали нервничать, потому что ситуация по правам человека у нас ухудшается начиная с 2009 года».
...Остается надеяться, что шоковая терапия в Вене выведет европейские страны из нефтегазового забытья, а наши коллеги ткнут свои правительства и заодно Казахстан носом в ситуацию с правами человека. Кардинально это помочь, может, и не поможет, но в «Ак орде» хоть об имидже задумаются...
Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №25 (130) от 10 июля 2009 года
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий