10.07.2009

Манна небесная в обмен на… признания


Автор: Борис ФИЛАТОВ

В Москве задержана бывший начальник управления корпоративного бизнеса «БТА Банка» Вероника Ефимова. Об этом в начале недели сообщили казахстанские информагентства. Сотрудники российского МВД отказываются разглашать детали задержания, но, по неофициальной информации, арест Ефимовой вызвал переполох в КНБ и Генпрокуратуре Казахстана.
More...
Впрочем, в этом как раз нет ничего удивительного: если верить нашему источнику в российских кругах, казахстанские правоохранители испытывают серьезные трудности с «железными доказательствами» вины бывшего руководства «БТА банка», так что для них арест еще одного потенциального «члена ОПГ» как манна небесная.

Видимо, вышеупомянутыми серьезными трудностями и вызваны появившиеся слухи, что вопрос об экстрадиции Вероники Ефимовой был предметом разговора заместителей генеральных прокуроров двух стран и уже в ближайшее время в Москву высадится десант сотрудников КНБ и Генпрокуратуры, чтобы допросить ее и добиться ее быстрейшей выдачи в Казахстан. Можно предположить, что внутри страны ей предложат на выбор или стать «свидетелем», содержащимся на конспиративной квартире (помните, вице-президентов урановой компании?!), или признать себя соучастником «ОПГ Аблязова».

«Меня удивила повышенная активность...»

Наша версия, как выяснилось, имеет под собой основания — не от хорошей жизни уехала несколько месяцев назад Вероника Ефимова из Алматы. Об этих причинах и о том, как произошло задержание, нам удалось расспросить ее российского адвоката Константина Барановского.

- Константин, Вы уже встречались со своей подзащитной?

- Да.

- Как ее состояние и настроение?

- Ну какое может быть настроение в такой ситуации? Мягко говоря, она неприятно удивлена фактом задержания. Что касается состояния, то этот вопрос весьма актуален. Дело в том, что Вероника Владимировна страдает тяжелым заболеванием, не так давно перенесла инсульт. В момент задержания ее состояние здоровья ухудшилось, у нее резко поднялось давление. Сотрудники изолятора временного содержания Московско-Рязанского линейного управления внутренних дел дважды вызывали врачей для оказания медицинской помощи. Состояние здоровья Ефимовой не позволяло ей общаться даже с адвокатом, давление было настолько высокое, что врачи отправили ее в больницу. Там ее немного привели в порядок, но состояние по-прежнему вызывает тревогу. Тем более что она пока лишена лекарств: те, что были при ней, закончились, а порядок передачи лекарств лицам, содержащимся в следственных изоляторах, довольно-таки сложный.

- Расскажите, как и почему ее задержали?

- Она собиралась поехать в Краснодар поездом. Когда вошла в купе поезда, туда зашли сотрудники уголовного розыска транспортной милиции и сообщили ей, что она находится в международном розыске и что она задержана. После чего доставили ее в изолятор временного содержания Московско-Рязанского ЛУВД на Казанском вокзале.

- Участвовали ли в задержании казахстанские сыщики?

- Нет. Но они присутствовали при задержании, а в дежурной части ЛУВД Веронику Владимировну ожидал представитель казахстанской прокуратуры. Позднее ваши оперативники неоднократно с ней разговаривали, только я их не видел. Все беседы с ней они почему-то старались проводить без моего участия. В целом меня несколько удивила их повышенная активность: помимо того, что они присутствовали при задержании, они ездили с Ефимовой в больницу, присутствовали при ее этапировании в следственный изолятор. То есть находились постоянно в здании ЛУВД, однако с защитником Ефимовой встретиться не посчитали нужным.

- А о чем они с ней разговаривали, неизвестно?

- Как сказала Вероника Владимировна, они уговаривали ее согласиться на экстрадицию и дать показания против бывшего руководства «БТА Банка» в обмен на освобождение от уголовного преследования. В принципе, ничего необычного в таком поведении оперативников нет, если бы не одно но. Все подобные разговоры они старались вести в отсутствие защитника Ефимовой, несмотря на то что я уже вступил в дело, что прямо противоречит российским законам.

Манна небесная от КНБ?

В сообщениях о задержании Веронику Ефимову, видимо, с подачи казахстанских правоохранительных органов, назвали топ-менеджером «БТА Банка» и обвинили в соучастии в похищении более миллиарда долларов.

- Как Вы это можете прокомментировать?

- Вероника Владимировна работала в банке начальником управления и права подписи документов не имела. Все, что делала она и ее подчиненные, было лишь исполнением решений вышестоящих органов управления: совета директоров, правления, кредитного комитета. Поэтому очевидно, что отнести ее к категории топ-менеджеров БТА нельзя, она — всего лишь исполнитель. Но казахстанские следователи, судя по их вопросам, будут добиваться от нее показаний против бывшего руководства банка.

- Очевидно, что казахстанская сторона будет настаивать на экстрадиции из России, как этот процесс проходит обычно и какова позиция защиты?

- Во время опроса Вероники Владимировны сотрудником прокуратуры на вопрос, является ли ее дело политическим, она ответила: да. Сказала, что давно работает с Мухтаром Аблязовым и подвергалась преследованиям еще во время его первого уголовного дела в 2001 — 2003 годах, однако после того как его освободили в мае 2003 года, все преследования в один момент прекратились.

Что касается экстрадиции, то решение — выдавать лицо или нет — принимает генеральный прокурор России, и его решение может быть обжаловано в суде. На мой взгляд, процедура международного сотрудничества по таким вопросам не в достаточной мере урегулирована российским уголовно-процессуальным кодексом и изобилует пробелами. Не так давно сам генеральный прокурор обращался за разъяснениями вопроса соответствия Конституции РФ отдельных процедур при экстрадиции в Конституционный суд РФ.

- Как Вы сами оцениваете дело, оно уголовное или политическое?

- По тому, что мне известно из средств массовой информации, дело политическое. К тому же Вероника Владимировна рассказала, что перед тем как она уехала из Казахстана, она по состоянию здоровья попала в больницу. Так вот, там к ней приезжали заместитель генерального прокурора республики и заместитель председателя Комитета национальной безопасности и уговаривали дать показания на Аблязова в обмен на освобождение от уголовного наказания. Обещали манны небесные, если она согласится. Как вы понимаете, такое в обычном уголовном деле, где есть какие-либо доказательства вины фигурантов, невозможно.

- Насколько активна российская сторона и возможны ли нарушения прав Ефимовой?

- Российские правоохранительные органы оказывают содействие казахстанским коллегам в рамках запроса об оказании правовой помощи согласно Минской конвенции. Пока все происходит вполне корректно и не вызывает тревоги. Как будет дальше, посмотрим.

Вместо резюме

В отличие от уголовного дела Мухтара Джакишева межведомственная оперативно-следственная группа по делу Мухтара Аблязова и других топ-менеджеров «БТА Банка» испытывает явный недостаток в свидетелях. Похоже, в этот раз следователям повезло, при условии, конечно, что Генпрокуратуре РК удастся добиться быстрой экстрадиции Вероники Ефимовой в Казахстан, где по понятным причинам уже нетрудно будет получить от нее нужные показания.

Однако дело осложняется тем, что при всей готовности российских правоохранительных органов идти навстречу казахстанским коллегам, в Москве куда более щепетильно относятся к соблюдению законности. Поэтому варианты с принуждением задержанной согласиться на добровольную выдачу вряд ли пройдут. Это означает, что будет задействован медлительный бюрократический механизм, который еще больше затянет уголовное расследование по делу «БТА Банка», которое и без этого уже не раз продлялось.

Кроме того, обвинения, на основании которых была задержана в Москве Ефимова, прямо связаны с Мухтаром Аблязовым, а он уже заявлял о том, что «БТА Банк» был захвачен государством в интересах отдельных лиц и, соответственно, уголовное преследование его и его коллег со стороны Казахстана носит политический характер. Это приведет к тому, что дело об экстрадиции Ефимовой будет неизбежно политизироваться, причем уже не только на Западе, но и в соседней России.

...Когда верстался номер, редакции сообщили, что сотрудниками КНБ задержан еще один из менеджеров БТА Банка, но не бывших, а работавший там до последнего момента, Генриг Холодзинский. Узнать, так это или не так, мы решили в «БТА Банке», но когда наш корреспондент позвонил в пресс-службу с вопросом, в ответ услышал от некой Раушан Мусабаевой, что ничего нам не скажут без... официального запроса. По информации на сайте банка, Генриг Холодзинский является (или являлся) заместителем председателя правления «БТА», но подтвердить эту информацию в пресс-службе нам тоже отказались!

Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №25 (130) от 10 июля 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий