23.09.2009

Хороший прогноз при плохой статистике


Автор: Константин ГРИГОРЬЕВ

Экономические показатели становятся все менее показательными. Заявление властей России о том, что экономика идет на поправку, опровергают данные «Росстата», а данные Минфина при этом вступают в противоречие с подсчетами Минэкономразвития. Похоже, финансовые власти отчаянно пытаются найти повод для экономического оптимизма там, где его нет.
More...
«По оценке Минэкономразвития, очищенный рост ВВП в августе по сравнению с июлем составил 0%», — распространили информационные агентства слова заместителя министра экономического развития правительства России Андрея Клепача. Это заявление опровергло данные главы Минфина Алексея Кудрина, который утверждал, что рост того же самого ВВП (очищенного от сезонных и календарных факторов) в августе составил 1,5% по отношению к июлю.

Два оптимиста

Свои данные Кудрин назвал «выходом из рецессии», благодаря этим цифрам он вместе с коллегами стал «смотреть позитивно». Самое странное что, Клепач, который обладает отличными от Кудрина данными, почему-то также продолжает смотреть позитивно. «Рост приостановился, но думаю, что в сентябре-октябре рост опять будет», — пообещал он. Впрочем, известно, что этот чиновник имеет особенную репутацию неисправимого оптимиста и наверняка не хотел сообщать, что данные Минфина ошибочны. Но сделал это, поскольку не мог держать такие сведения в себе.

Сначала все поверили Кудрину — он считается человеком серьезным. Теперь, очевидно, поверят Клепачу, который не менее серьезен, да и, в принципе, в будущее смотрит с большей надеждой, несмотря на менее оптимистичные данные. Но кому из этих двоих «смотрящих позитивно» следует больше верить? — спрашивают себя условные инвесторы, не понимающие, что же им теперь делать. Взбодриться и приподнять рынок, полагаясь на данные Кудрина, либо же, напротив, довериться подсчетам Клепача, впасть в глубочайшую депрессию и обрушить к чертовой бабушке все биржевые индексы?

В итоге всех этих размышлений у российских инвесторов, похоже, выработался иммунитет к прогнозам российских чиновников, как, впрочем, и к статистическим данным. Это наглядно демонстрирует поведение фондового рынка, который растет последнее время, по мнению экспертов, просто так, без всяких на то оснований. «Российский рынок рос на чистом энтузиазме, фундаментальных факторов поддержки не было», — сообщил «Газете.Ru» аналитик ИК «Велес Капитал» Илья Федотов. Если фондовый рынок и ориентируется на внешние раздражители, то, скорее, на те, что приходят из-за рубежа. У рынка нет внятной научно обоснованной рекомендации к действию, есть только прогнозы светлого экономического будущего и бескомпромиссные данные статистики, которые спорят с этими прогнозами.

Первого, действительно, хоть отбавляй. За последние два месяца весь финансово-экономический блок правительства уже успел отметиться позитивными предсказаниями. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина в начале августа заявила, что по итогам второго полугодия ВВП России вырастет на 3,9—4,5% по сравнению с январем-июнем 2009 года. Кудрин, помимо прочего, обещал, что экономика России начнет выходить из рецессии в третьем квартале 2009 года. В августе о выходе из нее заявил уже первый вице-премьер России Игорь Шувалов, поддерживаемый, опять же, по обыкновению, пребывающим в хорошем расположении духа Клепачом.

Вышли из кризиса, забыв предупредить «Росстат»

Но официальная статистика, гибкость которой пока недостаточно изучена, дает почувствовать экономические реалии лучше, чем размытые описания красивого будущего чиновников. По данным «Росстата», важнейшие макроэкономические показатели в августе в России вновь ухудшились. Так, инвестиции в основной капитал уменьшились на 19,4% по сравнению с августом 2008 года — после снижения на 18,9% в июле, 20,1% в июне и 23,1% в мае. До этого, как заметил портал BFM.ru, темпы падения инвестиций замедлялись два месяца подряд, и тогда, кстати, чиновники чуть ли не хором говорили: «Пошел рост!»

Товарооборот также сократился. За восемь месяцев он снизился на 4,7%, составив 9,233 трлн рублей. А это означает, что покупательская способность населения и потребительский спрос — один из важнейших мотивов роста экономики — чувствуют себя не лучшим образом. Впрочем, объяснение сокращению возможностей населения приобретать что-либо за деньги лежит на поверхности: в августе реальные располагаемые денежные доходы населения России снизились на 6,8% по сравнению с августом 2008 года, а реальная величина заработной платы сократилась на 5,6%.

Впрочем, и прогнозы чиновникам приходится сегодня корректировать. Вчера, например, как передает «Интерфакс», Минэкономразвития пересмотрело в сторону улучшения прогноз по динамике промышленного производства на 2009 год. В конце августа в ведомстве считали, что падение промпроизводства за год составит 12,4%, теперь полагают, что этот показатель сократится не так сильно, а на 11,4%.

Однако промпроизводство — не единственный показатель, который подвергся корректировке. В сторону ухудшения пришлось изменить прогноз по реальным располагаемым денежным доходам населения и по реальной зарплате. Причем здесь сокращение не только гораздо масштабнее (доходы до 4,1% с 1,4%, а зарплата снизится по сравнению с прошлым годом на 4,6%), но и понятнее населению, чем замедление темпов падения абстрактного для многих промышленного производства.

«Внутренний спрос сохранялся довольно долго, люди удерживали докризисный уровень потребления до апреля этого года, рассчитывая, что кризис продлится недолго», — сказал президент Института энергетической политики Владимир Милов. Но к лету этот запас потребительской уверенности иссяк. А теперь, согласно данным статистики, надежд на сохранение потребительского спроса остается еще меньше. «Люди нищают, динамика товарооборота замедляется, и это может остановить начавшиеся было положительные процессы», — заключил руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов.

«Есть четыре фактора, от которых зависит рост ВВП, — это население, инвестиции, государство и внешний спрос», — объяснила директор Центра макроэкономических исследований «БДО Юникон» Елена Матросова. При этом сегодня, по ее мнению, можно надеяться лишь на один из этих факторов — «это внешний спрос, да и то только на нефть». А научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин прямо сказал, что происходящее углубление спада в экономике опровергает официальные заявления о росте в летние месяцы.

Однако суровая экономическая действительность вряд ли помешает властям выпускать хорошие отчеты о состоянии дел в экономике. Теперь чиновники смогут еще бодрее рапортовать об успешной расправе над кризисом: если до этого момента месячные макроэкономические показатели сравнивали с докризисными показателями, то теперь сопоставление будет идти с той экономикой, которая в сентябре прошлого года начала глубоко проваливаться в кризис.

0 коммент.:

Отправить комментарий