08.09.2009
Глобальные угрозы транзитного региона
Автор: Татьяна КАУКЕНОВА
Самые страшные вызовы безопасности в современном мире, такие как терроризм, нарко- и работорговля, организованная преступность, атаки хакеров, расширяют свои границы, переходя из угроз национальной безопасности в глобальную плоскость. А Центральная Азия, как регион, занимающий транзитное положение между западной и восточной цивилизациями, становится звеном в тех или иных мировых криминальных системах.
More...
О том, какие из транснациональных угроз несут наибольшую опасность развитию Центральной Азии, способны ли государства региона противостоять им, и как видится будущее Центральной Азии новому руководству Соединённых Штатов, рассказал в интервью «Vox Populi» доктор Томас Сандерсон — заместитель директора и ведущий специалист Проекта по изучению транснациональных угроз крупнейшего американского исследовательского центра CSIS (Центр стратегических и международных исследований). Он специализируется на проблемах терроризма, информационной безопасности, обеспечении национальной безопасности Соединённых Штатов, часто выступает в качестве частного консультанта для правительства США по данным проблемам.
- Г-н Сандерсон, Вы являетесь одним из руководителей проекта по изучению транснациональных угроз Центра CSIS. Какие из них, по Вашему мнению, станут наиболее опасными в ближайшие несколько лет в глобальном масштабе?
- Я думаю, что самой серьёзной угрозой глобальной безопасности в ближайшие годы останется терроризм. Терроризм невероятно сложно победить. Это связано с тем, что практически невозможно полностью выявить и устранить его источник, т.н. «адресанта». Ведь в основе терроризма лежат ещё и такие причины, как маргинализация, бедность, радикализация.
Кроме того, я думаю, это связано и с тем, что терроризм крайне сложно победить военными средствами: террористов трудно найти, убить или захватить. А вот у них есть прекрасные возможности для победы — это то, что мы называем «битва идей», или «информационная война». И кстати, террористы всё чаще используют Интернет для повышения своей привлекательности и влияния на общественное мнение. Так что, мне кажется, что терроризм останется самой серьёзной проблемой. С учётом того, что он будет расти в тесной связи с международной преступностью, эти явления будет крайне сложно остановить.
- Для государств Центральной Азии это также справедливо? И какие еще транснациональные угрозы существуют в нашем регионе?
- В целом, справедливо. В Центральной Азии можно выделить две так называемые «чёрные категории». Во-первых, терроризм и экстремизм, а во-вторых, международная преступность, включающая наркотрафик. Конечно, здесь есть и другие угрозы: эпидемии, нехватка воды, различные заболевания. Однако, я не думаю, что Центральная Азия по этим показателям относится к самым проблемным регионам мира, таким, как Африка, Юго-Восточная Азия или граница США и Мексики, где мы имеем гораздо больше проблем с эпидемиям и невозможностью противостоять тем или иным заболеваниям.
- Сейчас к числу транснациональных угроз всё чаще относят и «информационную безопасность». Как Вы считаете, страны Центральной Азии готовы к тому, чтобы защитить себя в этом направлении?
- Сразу оговорюсь, что к понятию «информационная безопасность» мы относим, в первую очередь, технологические аспекты, то, что называется «cyber security». На постсоветском пространстве и, в первую очередь, в России, в «информационную безопасность» включают ещё и контроль за общественным сознанием.
Так вот, говоря о защите собственных сетевых ресурсов, стоит помнить, что сферу очень сложно защищать. Не секрет, что экономика и открытое общество для своего успешного развития ежедневно нуждаются в обмене огромным количеством информации и постоянном использовании Интернета. Это делает информационные системы и, соответственно, экономику и общество очень уязвимыми для внешних атак. И боюсь, что если какая-то страна или группа лиц захочет разрушить вашу информационную безопасность, они сделают это относительно быстро.
США, например, являются мишенью для огромного количества кибер-атак и мы имеем очень развитую систему «информационной безопасности», но нападения являются столь частыми и интенсивными, что нам очень сложно сдерживать их. Однако, государствам Центральной Азии, на мой взгляд, об этом надо беспокоиться гораздо сильнее.
- Многие исследователи полагают, что новая кампания США в Афганистане и Пакистане способна вызвать рост экстремизма и терроризма здесь, в Центральной Азии. Вы согласны с этим утверждением?
- Да, полностью. Мы часто слышим, что боевые действия в Афганистане, которые становятся всё более интенсивными, могут привести к росту насилия в Центральной Азии. Однако афганская кампания является необходимой для того, чтобы уничтожить террористические и экстремистские группы. Я говорю это потому, что мы знаем, что данная угроза существует, что члены ИДУ (Исламское движение Узбекистана — Vox populi), иностранные боевики, члены движений «Талибан» и «Аль-Каида» сейчас вынуждены вести жестокие бои, и некоторые из них, стараясь выбраться из Афганистана, могут направиться именно в сторону Центральной Азии. И если мы начнём терпеть поражения в Афганистане, то террористов и экстремистов, которые придут в Центральную Азию, будет гораздо больше. Но сейчас это неизбежно, поскольку нам необходимо добиться улучшений в Афганистане, а стабилизировать ситуацию там сегодня можно только военными методами.
- Как по-Вашему, терроризм в Центральной Азии имеет какую-то свою специфику?
- Террористические группы, которые действуют здесь, как правило, формируются в Афганистане и Пакистане. Их деятельность чаще всего фокусируется на борьбе с действующими правительствами в Центральной Азии. Что характерно, террористы выбирают своей мишенью правительства, потому что они не согласны с политикой властей или угнетением меньшинств, недовольны коррупцией или криминальным поведением политиков. Либо участники этих движений уверены, что правящие режимы недостаточно религиозны, недостаточно исламизированы. Террористы здесь хотят, чтобы главным источником законов в стране был Ислам, шариат, чтобы законы исходили из Корана или учения пророка Мухаммеда.
- Каковы, на Ваш взгляд, основные планы Вашингтона в отношении Центральной Азии? Будет ли вновь введён в политический оборот проект «Большой Центральной Азии»?
- Я не знаю, как именно Президент Обама относится к проекту «Большая Центральная Азия», но мне кажется, что он отдаст ему предпочтение, так как он признает ценность многоуровнего подхода и командной работы. Обама — президент, работающий на перспективу. Он хочет получить максимум выгоды для Америки, но в то же время, он стремится принести улучшения и другим странам. Поэтому, если появится хорошая программа, которая будет оптимальна в этом отношении, Обама её поддержит. Он не заинтересован вынуждать те или иные государства делать то, чего они не хотят, и он будет очень внимателен к их пожеланиям и мнениям всех сторон. Но, в первую очередь он, конечно, будет смотреть, насколько это полезно для Америки и насколько это полезно для государств региона.
У США есть свои вполне определённые интересы в Центральной Азии. Я не удивлю вас, если скажу, что на первом месте здесь находятся энергетические интересы. Это наш приоритет в Центрально-Азиатском регионе. Следующая группа интересов имеет геостратегическую направленность, эти интересы связаны с нашей долгосрочной позицией в Азиатском регионе и влиянием здесь России и Китая. И ещё один немаловажный фактор, определяющий интерес Соединённых Штатов к Центральной Азии, — это кратко- и среднесрочная стратегия по стабилизации ситуации в Афганистане.
- Вы упомянули два государства, являющихся основными оппонентами США на мировой арене и в Центральной Азии: Россию и Китай. Какая из этих стран, по мнению Белого дома, представляет наибольшую опасность для интересов Соединённых Штатов в мире в целом, и в нашем регионе в частности?
- США в большей степени озабочены ростом мирового влияния Китая, так как китайцы гораздо сильнее в экономическом плане, чем русские. Но, если говорить в геостратегическом аспекте, зачастую мы считаем Россию более опасной. Пекин, в отличие от Москвы, не столь агрессивен в международных отношениях. Поэтому в регионах, в которых интересы России выражены особенно ярко, таких, как Европа и Центральная Азия, Россия является для нас более серьёзной причиной для беспокойства, чем Китай.
Справка «Республики»
В продажу вышел 18-й номер общественно-экономического журнала Vox Populi. Издание можно приобрести в Алматы, Астане, Караганде, Кокшетау, Актобе, Павлодаре, Петропавловске, Усть-Каменогорске, Семее, Уральске, Шымкенте.
Источник: Журнал Vox Populi
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий