08.09.2009
Нет Джакишева – нет проблемы у КНБ?
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
В суд на следователей Комитета национальной безопасности собирается подать супруга арестованного экс-главы «Казатомпрома» Жамиля Джакишева. Вторую неделю ни она, ни адвокат Нурлан Бейсекеев не видели Мухтара Джакишева. Следователи настаивают на том, чтобы адвокат знакомился с материалами самостоятельно. Но защитник отказывается и говорит о пытках в отношении обвиняемого.
More...
На вчерашней пресс-конференции в Алматы, супруга Мухтара Джакишева заявила, что будет вынуждена отозвать адвоката. Причины такого шага объяснил сам Нурлан Бейсекеев. Напомним, он — тот самый адвокат, которого следователи КНБ допустили к процессу чуть больше двух недель назад. Однако допуск оказался чисто формальным: адвокат не видел своего подзащитного с 26 августа — его просто не допускают в следственный изолятор.
Сплошные нарушения
Адвокат рассказал на пресс-конференции о нарушениях, с которыми ему пришлось столкнуться. Так, во время последней попытки увидеться со своим подзащитным адвокат был подвергнут досмотру, а члены следственной группы попытались забрать его сумку.
- 26 августа 2009 года, когда я пришел на встречу со своим подзащитным, не представившийся член следственной группы потребовал от меня показать содержимое портфеля, — рассказал Нурлан Бейсекеев. — Но этим требованием грубо нарушается ст.17 Закона «Об адвокатской деятельности», согласно которой делопроизводство адвоката и связанные с ним материалы и документы являются неприкосновенными, не могут быть подвергнуты досмотру, осмотру, выемке, изъятию и проверке. Получив от меня отказ в исполнении этого незаконного требования, следователь стал настаивать на том, чтобы я передал свой портфель со всем содержимым дежурному сотруднику КНБ. А когда я отказался это сделать, мне просто отказали в предоставлении свидания с подзащитным, что является грубейшим нарушением ст.74 УПК, согласно которой с момента допуска к участию в деле защитник имеет право на свидания с обвиняемым наедине и конфиденциально без ограничения их количества и времени».
Далее, прочитав только часть первого тома дела, г-н Бейсекеев подал 9 ходатайств и 6 жалоб, из которых только одно ходатайство было удовлетворено, а по поводу остальных компетентные органы «хранят гробовое молчание», хотя по закону ответ должен быть дан немедленно, в крайнем случае — не позднее трех дней.
Адвокат не смог сказать журналистам, сколько томов в уголовном деле и из скольких листов состоит каждый том. Даже в том единственном томе, который был ему дан для ознакомления, отсутствовала опись. Это означает, что в любой момент из дела могут быть удалены или добавлены какие-то материалы.
А недавно сторона защиты бывшего главы «Казатомпрома» узнала, что прокуратура города Астаны установила ограничительный график ознакомления с делом, поставив предельный срок — 16 сентября, что прямо противоречит требованию Уголовно-процессуального кодекса, где говорится, что обвиняемый и его адвокаты не ограничены во времени.
- Я впервые сталкиваюсь с подобным, хотя не раз участвовал в таких процессах, — сказал Нурлан Бейсекеев. — У меня был случай, когда я полгода знакомился с делом.
Нет смысла помогать КНБ
Несмотря на установленные в УПК правила, адвокат имел со своим подзащитным всего две конфиденциальные встречи. На одной из них Джакишев дал согласие на привлечение Бейсекеева в качестве защитника. Вторая встреча произошла после предъявления окончательного обвинения. На ней, по утверждению г-на Бейсекеева, Мухтар Джакишев просил только об одном — отложить допрос и дать ему возможность «привести себя в нормальное физическое состояние». В итоге Джакишев, так и не нашедший в себе силы даже для того, чтобы прямо сидеть на стуле, был вынужден отказаться от допроса.
У Нурлана Бейсеекева вызывает большую тревогу состояние здоровья Мухтара Джакишева:
- Он реально болен — ему тяжело вставать, он с трудом ходит. Увидев, в каком он состоянии, я подал ходатайство о немедленной его госпитализации и квалифицированном медицинском обследовании, но оно осталось без разрешения. Между тем, не обращая внимания на тяжелое состояние Джакишева, его заставляют ежедневно выходить из камеры и без моего присутствия знакомиться с материалами дела. Такие действия серьезно вредят его здоровью и носят жестокий и бесчеловечный характер. Я бы даже назвал это пытками.
Супруга Джакишева Жамиля, все это время находившаяся рядом с защитником, убедилась, что адвокат не может фактически осуществлять предоставленные ему законом полномочия из-за препятствий, чинимых следствием. Во время пресс-конференции она заявила:
- Я буду вынуждена — если ситуация в ближайшие же дни не поменяется — отозвать его. Нет смысла помогать КНБ — создавать видимость участия в деле адвоката, когда ему не дают полноценно участвовать. Теперь я вижу, почему КНБ разрешило Нурлану Бейсекееву зайти в дело — они, видимо, думали, что сумеют на него надавить, а он не поддался.
- В целом моя деятельность приобрела бессмысленный характер, — согласился со своей доверительницей Нурлан Бейсекеев.
Еще одну причину давления на адвоката Жамиля Джакишева видит в его озабоченности здоровьем своего подзащитного:
- Кроме того, Нурлан бьет тревогу по поводу здоровья Мухтара. Он пишет ходатайства в вышестоящие инстанции. Я думаю, они еще и поэтому перестали его пускать к нему — чтобы он не видел, в каком Мухтар состоянии.
Нет человека — нет проблемы?
Заявления супруги и адвоката Мухтара Джакишева подтвердила Бахыт Туменова — врач и президент общественного фонда «Аман-саулык». На основании списка лекарств и описания состояния Мухтара Джакишева она поставила ему предположительный диагноз — злокачественная гипертония, энцефалопатия.
- Состояние Джакишева требует срочной интенсивной терапии в условиях стационара, — заявила она.
Врач без колебаний назвала подобное обращение с Джакишевым — отказ от госпитализации, отсутствие планомерной медицинской помощи — пытками. А согласно подписанным Казахстаном Конвенции и факультативному протоколу против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказания, сообщения о пытках должны быть расследованы в кратчайшие сроки (в течение трех дней) с применением адекватных мер в отношении виновных.
- Я опасаюсь, что представители КНБ решили не просто юридически, а физически расправиться с моим мужем. По принципу: нет человека — нет проблемы. Я понимаю, что говорю сейчас страшные слова, но меня вынудили это сделать. Мы уже писали жалобы в Министерстве юстиции, Генеральную прокуратуру. Заместитель генпрокурора Иоганн Меркель обещал разобраться, но пока ничего не сделано, — сказала Жамиля Джакишева.
...В заключение супруга экс-президента заявила, что намерена обратиться в Генеральную прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении руководителя и сотрудников следственной группы КНБ РК.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий