15.10.2009

Лестью обух перешибешь?


Автор: Мухамеджан АДИЛОВ

Последние недели фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и отдельные его «дочки» стали объектами систематической критики со стороны казахстанской прессы. И ладно, если бы этим благородным делом занимались оппозиционные СМИ.
More...
Но среди «зубодробителей» объявились издания, никогда ранее не замеченные в столь принципиальном поведении. Оттого подозрения, что на главу госфонда поступил «заказ», понемногу превращаются в уверенность.

А что же сам кандидат на заклание? Он держит удар, но, увы, почти беззащитен, поскольку не располагает, ни собственным медиа-холдингом, ни широкой поддержкой среди корпуса государственных служащих. Что же касается его старого союзника, «серого кардинала» Нуртая Абыкаева, в свое время спасшего Кайрата Нематовича от гнева «сверху», когда тот в 2001 году неосторожно оказался среди соучредителей ДВК, то он сегодня занимает второстепенную должность вице-министра иностранных дел и не слишком сильно котируется в Астане.

Единственное, на что может рассчитывать глава госфонда, так это на благорасположение президента и понимание им опасности оказаться в полной зависимости, если не сказать окружении, со стороны отдельной группы товарищей во главе с Каримом Масимовым и Тимуром Кулибаевым. Похоже, именно поэтому Келимбетов при каждом удобном случае старается продемонстрировать свою преданность «лидеру нации», сдобрив ее лукулловской порцией комплиментов и откровенной лести.

Вот и в прошлую субботу председатель правления «Самрук-Казыны» выступил с докладом в Астане на международной научно-практической конференции о возможностях и перспективах нового 10-летия для Казахстана. Попробуем его проанализировать.

Сам себя не похвалишь — от других не дождешься

Начнем с того, что Кайрат Келимбетов конечно не лучший экономист среди политиков, но наверняка входит в тройку лучших политиков среди экономистов.

Во-первых, он весьма аккуратно обошел фамилии тех, кто имел прямое отношение к Агентству по стратегическому планированию и реформам образца 1997 года и разработке программы «Казахстан — 2030». А это не только бывший вице-премьер правительства Ержан Утембаев, ныне отбывающий срок за «организацию» убийства Алтынбека Сарсенбаева и еще двух человек, но и Джеймс Гиффен, судебный процесс над которым по обвинению в получении взяток в интересах анонимных казахстанских госдеятелей тянется в Нью-Йорке вот уже который год.

Во-вторых, Кайрат Нематович использовал трибуну мероприятия, чтобы много раз похвалить Нурсултана Абишевича. И хотя лесть была достаточно интеллигентной, особенно на фоне дифирамбов госсекретаря — министра иностранных дел, все равно она шибает в уши и глаза.

Мы не будем разбирать и саму программу «Казахстан — 2030» и опровергать тезис Келимбетова о том, что именно она стала основополагающим стратегическим документом, определяющим курс долгосрочного экономического развития Казахстана — для этого нет ни лишней газетной площади, ни необходимости.

Чтобы убедиться в том, что «Казахстан — 2030» — это продукт мыслительной деятельности, о существовании которого казахстанцы может и слышали, но лишь немногие из них знают его содержание, достаточно провести внезапное тестирование в аппарате того же «Самрук-Казыны». Да и наши читатели вряд ли смогут без обращения к первоисточнику сказать, о чем этот документ и каковы его основные идеи.

Далее Кайрат Нематович коснулся темы реализации стратегии «Казахстан — 2030» в период 1998—2007 годов. И здесь он тоже извернулся и польстил Нурсултану Абишевичу. Оказывается: «Именно в этот период сформировалась наша собственная, национальная модель экономического развития, которая представляет синтез лучших мировых практик экономического управления». После чего Келимбетов перечислил узловые вехи казахстанской модели, вспомнив про то, как в 2000 году указом главы государства был создан Национальный фонд.

Естественно, он забыл упомянуть, что созданию Нацфонда предшествовал громкий скандал с миллиардом долларов, полученным от продажи нефтяного актива и спрятанным на зарубежных банковских счетах, открытых, неизвестно на чье имя. И только тогда, когда стало понятно, что скандал потихоньку замять не удастся, Назарбаев принял решение на скорую руку создать суверенный фонд и перевести туда деньги, которыми к этому времени сильно заинтересовались органы юстиции США, Швейцарии и других стран, принимавших участие в расследовании «Казахгейта» и прочих «гейтов», где были замешаны государственные мужи из нашей страны.

Ну а про госхолдинги развития вообще молчим — теперь их критикуют не только независимая пресса, эксперты и оппозиционные политики, но и депутаты Парламента, провластные СМИ, Счетный комитет и акимы регионов, причем по делу и с документами.

Ноу-хау от Кайрата Нематовича

Но вернемся к Келимбетову и его докладу на международной научно-практической конференции. Продолжая политику «сам себя не похвалишь, от других не дождешься» Кайрат Нематович погладил по голове себя и своего шефа по «Самрук-Казыне», премьер-министра Карима Масимова, и попинал «плохих» банкиров и девелоперов, из-за которых оказывается и случился кризис в нашей стране.

Но все эти воспоминания одного из разработчиков программы «Казахстан — 2030», перемежаемые похвалами в адрес Назарбаева, не стоили бы внимания нашего и читателей, если бы не раздел в докладе, посвященный посткризисному развитию страны.

Оказывается, посткризисное развитие Казахстана — это не нечто новое, а есть продолжение реализации того курса, который был заложен президентом страны еще в 1997 году в «Стратегии — 2030». Но возникает вопрос, если прежний курс и госполитика один раз уже привели к тому, что кризис в Казахстане начался на год раньше, чем во всем остальном мире, то стоит ли его продолжать? Ведь чтобы не говорили сейчас про банкиров и девелоперов отечественные чиновники, еще недавно они были о них совсем другого мнения и даже публично гордились их успехами! Включая самого «лидера нации» Нурсултана Назарбаева.

Кстати, председатель правления госфонда внес свой, уникальный вклад в обоснование исключительной роли, значения и заслуг первого президента. То, что сказал Кайрат Нематович непрофессионалу в области экономики и политики не придумать, поэтому читайте и завидуйте астанинские льстецы: «Именно личностный фактор национального лидера определяет успешность той или иной экономической модели за счет организации планирования развития и мобилизации общества для решения поставленных задач, а также обеспечения последовательности и преемственности в реализации выбранного экономического курса».

Оказывается, именно в этом кроется коренное различие между рядом стран Латинской Америки и странами Юго-Восточной Азии. По мнению г-на Келимбетова, «все эти страны использовали практически одинаковый набор мер. Однако сильное политическое руководство стран Юго-Восточной Азии смогло в полной мере реализовать потенциал своих экономик, мобилизовать имеющиеся ресурсы, консолидировать вокруг себя элиту и превратить отсталые страны в «азиатских тигров».

Более того, если верить Кайрату Нематовичу, то: «Концентрация государственной власти в руках национального лидера доминирующей партии «Нур Отан», необходимая для модернизации экономики, не воздвигает непреодолимых препятствий на пути к демократии. Напротив, решая вопросы экономического и социального развития, он взращивает средний класс и создает предпосылки дальнейшей политической либерализации. Сильное политическое руководство служит гарантией последовательной реализации экономической политики и достижения поставленных целей социально-экономического развития нашего государства. Ведь очень важно не только дать стартовый толчок, но и постоянно оказывать практическое содействие ее продолжению и обеспечить ее успешное завершение. Масштабы и сложность задачи ускоренной модернизации объективно требуют высокой степени централизации государственного управления. Именно государству приходится брать на себя руководство процессом модернизации едва ли не во всех сферах общественной жизни и самому создавать необходимые предпосылки данного процесса — так или иначе стимулировать рост национального бизнеса, формировать экономические и политические институты, правовые нормы, системы образования, выдвигать официальные идеологические установки. Правильно выстроенная система государственного управления экономикой должна соответствовать той степени сложности задач экономического развития и обеспечивать точное и своевременное исполнение задач, поставленных национальным лидером».

Мы просим извинения у читателей за длинную цитату, по посчитали целесообразным привести ее полностью, без сокращений, так она представляет собой сердцевину нынешней социально-экономической политики президента и правительства.

Разберем ее по ключевым словам. Ими на наш взгляд являются «модернизация», «средний класс», «достижение поставленных целей социально-экономического развития», «руководство процессом модернизации едва ли не во всех сферах общественной жизни», «стимулирование роста национального бизнеса», «выдвижение официальных идеологических установок».

Начнем с конца. То, что официальная Астана так и не смогла породить идеи, способные стать материальной силой, очевидно и доказательств не требует. Лозунги типа «Нурсултан — Казахстан» или их развитие в словосочетания «Нурсултан Назарбаев как национальная идея, достояние, ценность» (ненужное зачеркнуть) воодушевления в обществе не вызывают и произносятся в силу необходимости госслужащими и активистами отдельных политпартий.

Про «стимулирование национального бизнеса» говорить всерьез также не приходится. Мы уже не раз отмечали с доказательствами в руках, что экономическая политика президента и правительства в первую очередь проводится в интересах крупного капитала, оперирующего в нефтегазовой и других сырьевых отраслях. Например, та же февральская девальвация тенге в первую очередь помогла именно ему, тогда как средний и малый бизнес оказались наряду с населением в числе проигравших.

Руководство процессом модернизации в общественной жизни на практике привело к борьбе с инакомыслящими везде, где это только возможно. От религии, где преследуются всевозможные секты и нетрадиционные течения, до информационного пространства и Интернета, где с помощью судебных исков, запретов, административно-силового давления закрываются неугодные властям газеты, блокируются порталы и спутниковые телеканалы. Мы уже молчим про гонения на неудобные политические партии, профсоюзы, запреты на митинги и собрания и прочие достижения «казахстанской модели управляемой демократии».

Слова Келимбетова про «достижение поставленных целей социально-экономического развития» сильно рассмешили, ведь, несмотря на солидный опыт чтения, анализа и комментирования докладов, программ, заявлений, ни разу не посчастливилось узнать, каковы же они, эти цели. Да, громких слов произносится много, но ни разу не удалось прочитать, что в таком то году средний предполагаемый возраст дожития казахстанцев мужского пола повысится с менее 60 лет до 65, а детская смертность снизится втрое по сравнению текущими показателями.

Что касается «среднего класса» то, похоже, Кайрат Келимбетов как и другие соратники Назарбаева ставят перед собой задачу, сути которой не понимают. Ведь категория, о которой они так часто говорят и с которой связывают обеспечение внутриполитической стабильности и расцвет демократии в стране, в Казахстане существует постольку-поскольку.

Чтобы люди с определенным доходом стали классическим средним классом, нужно чтобы эти доходы мало зависели от государства и формировались в первую очередь путем удовлетворения внутреннего спроса. А это возможно только в результате такого развития малого и среднего бизнеса, когда спрос и предложение все время подталкивают друг друга, закольцовывая рыночный цикл в некое подобие растущей вверх спирали. Но до этого нам как до Луны.

И наконец, мы дошли до слова «модернизация», которое вслед за кластерами, прорывными проектами, индустриально-инновационным развитием серьезно пополнило словарный багаж членов правительства и руководства госхолдингов развития.

Позволим себе иронию, потому что «модернизации» в том виде, в каком понимают это слово в других государствах, в Казахстане точно не будет, и это доказано результатами экономической политики государства после 2000 года. Зато будет другая «модернизация» в виде усиления роли государства в экономике.

Вот что сказал об этом Кайрат Келимбетов в своем докладе: «Что мы понимаем под усилением роли государства в экономике? Во-первых, это укрепление регулятивных функций государства. В первую очередь, это касается усиления надзора над финансовой системой... Во-вторых, это усиление роли государства в стратегических секторах экономики через национальные компании, которые должны стать «национальными чемпионами» и сыграть роль «локомотивов» ускоренной модернизации. В-третьих, это механизм государственного планирования социально-экономического развития страны...».

Здесь придется сказать несколько слов о роли государства в экономике. Дело в том, что в развитых странах государство в основном выполняет роль «регулировщика дорожного движения». В развивающихся странах, помимо всего прочего, и активного инвестора, который решает задачи национального масштаба, непосильные для частного бизнеса.

Но и там и там, государственный аппарат должен соответствовать поставленным перед ним задачам и выполнять их хотя бы на твердую «тройку». В Казахстане госаппарату трудно поставить даже «двойку с минусом», настолько он разложился под давлением коррупции, клановости, отсутствия моральных принципов, чему немало способствует авторитарная политическая система с ее системным подавлением любой гражданской активности, неприятием общественного контроля над госаппаратом, ненавистью к независимым СМИ.

Формула выживания

Последнюю часть выступления Кайрата Нематовичаиначе чем шедевром не назовешь. И дело не в том, что глава «Самрук-Казыны» хвалил свою структуру и всячески оправдывал ее существование, что, можно сказать, стало для него нормой, или выдал очередную порцию комплиментов в адрес Нурсултана Абишевича и подозрений в адрес будущих «козлов отпущения», а в том, как он это тонко и профессионально сделал.

Сначала председатель правления Фонда национального благосостояния пролил толику елея на планетарные замахи казахстанского президента: «...казахстанский лидер является не только своего рода национальным брендом, с которым для многих за рубежом ассоциируется независимый Казахстан, но и политиком, от мнения которого, от сформулированной стратегии действий зависит будущее теперь уже не одной страны, а всей мировой архитектуры, формирующейся в посткризисную эпоху».

А затем завершил словами, которые дорогого стоят в Астане: «Подытоживая выступление, хотел бы вывести формулу успешного посткризисного развития страны: Национальный лидер, сильное государство и диверсифицированная, конкурентоспособная экономика — являются основополагающими элементами будущего прогресса страны».

Надо признать, что если председателем ФНБ «Самрук-Казына» может быть почти любой - тот же Тимур Кулибаев или еще кто из соратников Карима Масимова, то придумать подобную чеканную формулировку способны лишь единицы. Оценит ли это первый президент или все-таки уступит политическому моменту и отдаст Кайрата Нематовича на заклание?


0 коммент.:

Отправить комментарий