15.10.2009

Энергетика не дается «Шестерке»


Автор: Алан ХУРУМОВ, Галия ШАКИРОВА, Дмитрий КОПТЕВ

Почему страны – участницы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) могут обсуждать любые вопросы и принимать любые решения, но принципиально не способны выработать единую стратегию энергетического развития?
More...
14 октября в Пекине в рамках IV Российско-китайского экономического форума прошло заседание Совета глав правительств ШОС. По его итогам стороны приняли совместную инициативу, в которую вошли все обсуждаемые на заседании проблемы и, в первую очередь, вопрос преодоления последствий кризиса. Стороны коснулись и разработки единой стратегии энергетического сотрудничества, но к общему знаменателю в этом вопросе так и не пришли.

Вместе против кризиса

Шанхайская организация сотрудничества явно не собирается замыкаться в себе и оставаться в стороне от глобальных проблем. Очередное тому подтверждение — принятая главами правительств государств — членов «Шестерки» совместная инициатива по активизации многостороннего экономического сотрудничества по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечению дальнейшего развития экономик. «Фактически речь идет о создании своего рода штаба, ответственного за выполнение долгосрочной программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества ШОС», — охарактеризовал ее российский премьер Владимир Путин.

В рамках достигнутых договоренностей до конца года в Алматы пройдет совещание министров финансов и глав центральных банков стран ШОС. С инициативой его проведения выступил премьер-министр Казахстана Карим Масимов. На совещании планируется обсудить вопросы «совместного реформирования финансовой системы с учетом решений саммита G20 и противодействия мировому кризису», сообщила в среду пресс-служба главы казахстанского правительства. Кроме того, в ходе встречи будет рассмотрен вопрос использования национальных валют в расчетах между странами ШОС.

Также до конца года планируется обсудить подготовку к созданию спецсчета ШОС для реализации инфраструктурных, энергетических и телекоммуникационных проектов, сообщил журналистам по итогам заседания заместитель министра иностранных дел РФ Алексей Бородавкин. В частности, будут определены параметры и объемы вкладов стран — членов ШОС в этот счет. «Его можно называть спецсчетом или спецфондом, но для осуществления проектов нужны финансовые ресурсы, а пока бюджет ШОС подразумевает только расходы на аппарат», — сказал зам. главы МИДа России (цитата агентства «Интерфакс-Казахстан»).

Впрочем, скоро положение до некоторой степени изменится. Межбанковское объединение Шанхайской организации сотрудничества и Деловой совет ШОС создадут единую базу инвестиционных проектов, сообщил журналистам глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. По его словам, в базу войдут порядка 35 проектов общим объемом свыше $6 млрд. Как рассказала «Республике» руководитель пресс-службы ВЭБа Екатерина Карасина, среди прочих в базу войдут такие проекты, как строительство Мойнакской ГЭС мощностью 300 МВт (Казахстан), третьего блока Экибастузской ГРЭС-2 мощностью 500 МВт (Казахстан), участка международной автомобильной трассы Китай — Кыргызстан — Узбекистан и установки на Мубарекском газоперерабатывающем заводе в Узбекистане. В России в рамах этой программы будут строиться газохимический комплекс по производству метанола в Нижнем Тагиле, прокатный комплекс на металлургическом заводе в Каменце-Уральском, завод по производству магния в Асбесте и цементное производство (Сланцы, Ленинградская область).

Кроме того, по словам Дмитриева, перспективными являются проекты по поставке в Казахстан сельскохозяйственной техники и энергетического оборудования. «Главное, что они реализуются за счет поставок российского высокотехнологичного оборудования в Казахстан», — сказал глава ВЭБа. Кто конкретно станет поставлять оборудование, пока неизвестно. Крупнейшим поставщиком российской сельхозтехники в Казахстан является ОАО «Агромашхолдинг», однако в пресс-службе компании не стали комментировать ее возможное участие в этом проекте.

Правда, говорить о том, что в рамках ШОС таким образом формируется собственный инвестиционный ресурс, рано. Конкретные источники финансирования проектов, включаемых в инвестиционную базу, будут определяться индивидуально, пояснила Екатерина Карасина. Так, модернизация Экибастузской ГРЭС-2 может быть профинансирована пулом инвесторов, в который войдут Внешэкономбанк, Евразийский банк развития и Банк развития Казахстана совместно с Фондом национального благосостояния Казахстана «Самрук-Казына».

Энергетика без сотрудничества

Участники заседания традиционно коснулись и темы разработки единой стратегии энергетического сотрудничества. И эта тема, опять-таки традиционно, вскрыла принципиальные противоречия между странами — участницами ШОС. Россия в очередной раз предложила вернуться к идее создания энергоклуба ШОС, а Казахстан — разработать энергетическую стратегию организации. Принципиальное противоречие здесь в том, что Москва хочет играть роль диспетчера поставки энергоресурсов, а Астана добивается возможности отстаивать собственные интересы, хотя и по оговоренным участниками ШОС правилам.

О том, что Россия вновь предлагает создать энергоклуб Шанхайской организации сотрудничества, который может стать постоянной площадкой для диалога по проблемам энергетики, заявил на заседании глав правительств стран ШОС российский премьер-министр Владимир Путин. «В глобальной повестке традиционно одно из ключевых мест занимает энергетика, в связи с чем хотел бы напомнить о российском предложении создать постоянную площадку для диалога по этой проблематике — энергоклуб или форум ШОС. Такой механизм неформального обмена мнениями и экспертной обкатки идей был бы полезен и способствовал бы развитию двустороннего энергетического сотрудничества», — отметил премьер.

Дальше обсуждение проблемы пошло по привычному сценарию. Сразу после того, как российский премьер заявил о необходимости создать энергоклуб, слово взял его казахстанский коллега Карим Масимов. Он выступил с инициативой разработки энергетической стратегии ШОС, в основу которой, по его оценке, должны лечь принципы долгосрочного и надежного энергоснабжения.

«Реальную угрозу глобальному энергетическому потреблению создает сегодня нестабильность на углеводородных рынках. Такая ситуация вызвана не только экономической конъюнктурой, но и целым рядом других проблем в области политики», — заявил премьер-министр РК, выступая на заседании Совета глав правительств ШОС. Он подчеркнул, что для выравнивания этой ситуации особенно важно сформировать энергостратегию ШОС. «В ее основу должны быть заложены принципы долгосрочного, надежного и экологически приемлемого энергоснабжения по обоснованным ценам, устраивающим как страны-импортеры, так и потребителей», — подчеркнул Карим Масимов.

«Вопрос по энергетике является одним из самых актуальных на саммитах ШОС, — рассказал "Республике" консультант департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит — Деловые консультации" Андрей Чернявский. — В организацию входят как страны — потребители энергоресурсов, так и государства-экспортеры. При этом и те и другие обладают огромным потенциалом. Это позволяет разрабатывать единый подход к вопросам обеспечения энергобезопасности организации. Но пока к единому мнению члены ШОС так и не подошли».

Эксперт напомнил, что Казахстан не первый год предлагает на базе государств, входящих в ШОС, сделать единый энергетический рынок и, возможно, даже организовать здесь собственную торговую площадку. Наличие крупных поставщиков и потребителей позволяет рассчитывать на независимое функционирование такого энергетического сообщества. Россия же, в свою очередь, предлагает создать на базе ШОС организацию, которая будет координировать действия государств — членов организации в области энергобезопасности в зависимости от взаимной выгоды того или иного проекта. «Иными словами, Казахстан предлагает глобальную диверсификацию поставщиков и экспортеров в рамках ШОС. РФ же предлагает руководствоваться конкретными выгодами от сотрудничества по тому или иному вопросу», — сказал эксперт, уточнив, что стороны пока не могут прийти к соглашению относительно поставок энергоносителей, несмотря на то что ШОС обладает огромным потенциалом в энергетическом плане.

Почему не пришли — это уже отдельная история. Дело в том, что, несмотря на декларируемое тесное сотрудничество, перед участниками организации остается ряд серьезных проблем, о которых подробно рассказывается в докладе «Шанхайская организация сотрудничества и глобальная энергетика», подготовленном Институтом энергетической стратегии. Как подчеркивается в докладе, в первую очередь речь идет о разном уровне экономического развития государств. Явным лидером здесь является Китай, экономика которого растет угрожающими темпами уже более 20 лет. Казахстан до недавнего времени был лидером среди стран СНГ по темпам роста ВВП. Показатели России в относительном выражении были несколько ниже. В экономике Узбекистана сохранилось жесткое руководство со стороны государства, что служит препятствием для развития, так как внутренний рынок практически закрыт для нерезидентов. Таджикистан и Кыргызстан — беднейшие страны не только среди членов ШОС, но и в мире вообще. А главное, кроме своего гидроэнергетического и транзитного потенциала, им нечего предложить.

Такое положение дел сильно тормозит развитие региона. Недостаток у стран Центральной Азии собственных средств на реализацию проектов приводит к тому, что главным инвестором всех проектов в рамках ШОС становится Китай. Это увеличивает финансовую зависимость остальных участников, а главное — приводит к тому, что реализуются в основном проекты, выгодные китайской стороне и не происходит многостороннего развития региона, в первую очередь, центральноазиатских стран.

Но пока интересы Китая и других участников совпадают. Это касается в основном развития транспорта и энергетики. Китайская сторона заинтересована в развитии транзитного потенциала региона, что, разумеется, приводит к увеличению товарооборота со странами Европы, и в обеспечении стабильных поставок энергоносителей. Однако другие участники процесса тоже имеют свой взгляд на эту проблему, и их позиции будут постоянно сталкиваться. Казахстан пока явно ставит на Китай — именно к нему он обратился и там получил кредит в $10 млрд. Поэтому и предлагает разработать концепцию свободного энергетического сотрудничества. России же так толком и не удалось избавиться от своих имперских замашек, поэтому она видит энергетическое взаимодействие стран ШОС в виде клуба. А себя, очевидно, в виде администратора этого клуба, регионального диспетчера энергетической политики.

Инфекции, дороги и Таможенный союз

Помимо двух этих глобальных вопросов — преодоление последствий кризиса и выработка единой энергетической стратегии — участники заседания обсудили ряд проблем меньшего масштаба. Так, главы правительств приняли совместное заявление по борьбе с инфекционными болезнями на пространстве ШОС. Инициатива совместной борьбы с инфекционными заболеваниями и в целом сотрудничества в области здравоохранения была озвучена российским премьером Владимиром Путиным. «С учетом растущей опасности вспышек инфекционных болезней, носящих трансграничный характер, необходимо создать механизм совместного противодействия этим угрозам», — процитировало российского премьера РИА «Новости». Основными направлениями взаимодействия в этой области были признаны сбор и обработка информации об инфекционных болезнях, своевременное информирование об их вспышках и увеличение потенциала лабораторных сетей. На заседании также было предложено рассмотреть вопрос о создании механизма координации деятельности медслужб членов ШОС при ликвидации экстраординарных происшествий. Участники заседания пришли к выводу, что необходимо уделять больше внимания совместным научно-исследовательским программам и попытаться наладить тесное взаимодействие санитарно-эпидемиологических служб стран ШОС.

Участники заседания обсудили также ряд вопросов гуманитарного сотрудничества, договорившись, в частности, о расширении взаимодействия в области науки, образования и культуры. Премьер-министры обменялись мнениями о ходе работы по созданию Университета ШОС, высказались в пользу продолжения регулярных форумов ректоров университетов и недель образования.

Премьеры не обошли вниманием и торгово-экономическое сотрудничество, уделив, в частности, внимание проблеме развития транспортной инфраструктуры на пространстве ШОС. Речь шла о реализации приоритетных проектов по созданию международных транспортных коридоров, а также о формировании благоприятных правовых рамок и проведении соответствующей тарифной политики. В частности, участники заседания высказались в пользу усиления сотрудничества между таможенными службами государств — членов ШОС в сфере оперативного обмена информацией и формирования благоприятных условий для прохождения таможенных процедур путем совершенствования инфраструктуры пунктов пропуска.

К проблеме таможенного сотрудничества российский премьер-министр вернулся и после заседания — на встрече со своим казахстанским коллегой Каримом Масимовым. Премьер-министр РК сообщил, что документы о создании условий функционирования Таможенного союза будут готовы к подписанию главами государств ЕврАзЭС к ноябрьскому саммиту.

«На следующей неделе делегация Казахстана приезжает в Москву, и на встрече с первым вице-премьером Игорем Шуваловым будут досогласовываться все документы, и к встрече глав ЕврАзЭС в конце ноября они должны быть готовы к подписанию, чтобы Таможенный союз, как мы и договаривались, вступил в силу с 1 января», — цитирует Масимова Интерфакс.

Имеется в виду договор о Таможенном кодексе, который главы России, Беларуси и Казахстана должны будут подписать в Минске 27 ноября. По словам первого заместителя министра иностранных дел Беларуси Игоря Петришенко, в рамках саммита планируется утвердить единый таможенный тариф, а также перечень товаров, к которым применяется запрет или ограничение на ввоз или вывоз в рамках Таможенного союза. Как рассказал «Республике» источник, знакомый с ходом подготовки документа, в отношении отдельных видов товаров, в частности продукции промышленного производства, его применение должно начаться уже в ближайшем будущем. Правда, конкретных сроков собеседник издания не указал.

Впрочем, судя по настрою участников будущего союза, все решения, касающиеся этого пока еще малопонятного образования, будут приниматься стремительно. На встрече с российским премьером Карим Масимов подчеркнул, что уже до конца следующего года Астана закончит обустройство своей границы в южном направлении. «Границы зоны нашей ответственности будут закрыты», — заявил он. На что Владимир Путин заметил, что необходимо, как и было оговорено, к 1 января закончить всю работу по созданию Таможенного союза и подготовить все решения для глав государств. Очевидно, что так и будет.

Справка «Республики»


Шанхайская организация сотрудничества — постоянно действующая региональная международная организация, созданная в 2001 году. Ее постоянными членами являются шесть стран: Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателей предоставлен Монголии (2004 г.), Индии, Ирану и Пакистану (2005 г.). В 2009 году Шри-Ланка и Беларусь получили статус партнеров по диалогу ШОС.

0 коммент.:

Отправить комментарий