16.12.2009

Адайцы смазали красивую картину


Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ

Последнее в этом году исследование социальных настроений в крупных городах Казахстана представил Институт политических решений. И если в прошлом месяце социологи во главе с Бахытжамал Бектургановой радостно провозгласили, что «дно» пройдено и впервые за год зафиксирован «позитивный сдвиг», то на этот раз все оказалось наоборот.
Протестный потенциал граждан вырос, а умонастроение ухудшилось. ИПРовцы считают, что нашли причину. Это Жанаозен.

Презентация нового исследования ИПР состоялась вчера в Алматы.

- Итоги уходящего года с точки зрения основных трендов выглядят неоднозначно, — без оптимизма начала г-жа Бектурганова. — С одной стороны, это существенное, в 1,8 раза, улучшение оценок экономической ситуации в стране: почти 40% декабрьских респондентов отмечают стабилизацию. Суммарный показатель отрицательных оценок в 1,4 раза меньше, чем в начале года. С другой стороны, в 1,1 раза снизился уровень толерантности населения.

Социологи зафиксировали «небольшое нарушение эмоционального баланса общества»: 47,8% опрошенных отмечают, что эмоциональный фон крупных городов характеризуется настроениями подавленности, напряженности. Если в ноябре положительно оценивали свои эмоции 50,7%, отрицательно — 36,8%, то в декабре картина изменилась в корне: спокойным и позитивным свое настроение назвали 42,6%, а подавленным, напряженным и протестным — 48,7% респондентов.

В 1,2 раза подрос декларируемый протест: 34,6% готовы подписывать воззвания и участвовать в других акциях протеста (в ноябре таких было ровно 30%), а почти четверть населения заявила о готовности к более жестким формам.

Снизился даже уровень доверия к премьер-министру (на 5%), правда, доверять всему правительству горожане почему-то стали больше — аж на 0,7%. Это в среднем, а по регионам уровень доверия правительству разнится от 27,4% в Центральном Казахстане до 55% в Астане.

Такую неоднозначность картины социальных настроений Бахытжамал Бектурганова объяснила «деструктивным вкладом Западного Казахстана». Так, не доверяют правительству и лично Кариму Масимову 54,5% «западников», отрицательные эмоции там испытывают 60,1%. Нетолерантными можно назвать 44,6% населения ЗКО, причем за последний месяц умонастроения тамошних жителей ухудшились в 3,3 раза.

Горячей точкой Западно-Казахстанской области, как выразилась г-жа Бектурганова, был и остается город Жанаозен. Сотрудники ИПР даже провели отдельный опрос общественного мнения в самом городе, охватив 151 жителя старше 18 лет. Подавляющее большинство — 82,1% жанаозенцев — заявило, что ситуация в их городе полностью дестабилизирована (говорить о близком социальном взрыве решились только 0,7%).

Интервьюеры опрашивали по отдельности три группы жанаозенцев: работников нефтедобывающих предприятий, горожан, не занятых в нефтяном секторе, и оралманов, коих в Жанаозене, по оценке эксперта ИПР Санжара Бокаева, около 15% населения. Более жесткие оценки, как и ожидалось, чаще давали нефтяники.

Две трети опрошенных жанаозенцев считают, что главный дестабилизирующий фактор — рост недовольства людей политикой местных властей и руководства нефтяных компаний. Дело в том, что в городе есть практически единственный работодатель — АО «УзеньМунайГаз», и от деятельности этой компании зависит благополучие каждого жителя. Хотя «благополучием» жизнь в Жанаозене назвать сложно: согласно опросу, на необходимое (продукты, одежда, комуслуги) не хватает денег у более чем 70% населения!

Известно, что в марте и декабре нынешнего года в Жанаозене проходили стихийные выступления, которые в СМИ окрестили «адайским бунтом» (по названию казахского рода адай, издавна проживающего в тех местах). В своих ответах только 40% «адайцев» назвали причиной «бунта» стихийные действия рабочих-нефтяников, большинство же видят корни конфликта в «интересах бывшего руководства», борьбе местных элит, работе оппозиции и провокации извне.

- Ситуация в Жанаозене не дает удовлетворительной социологической перспективы, что требует экстренных мер со стороны правительства, — сделала тревожный вывод глава ИПР.

Чтобы не заканчивать на такой невеселой ноте, эксперты института в заключение привели рейтинг событий года, назвали политика года и кризис-менеджера года. Сюрпризов на этот раз не случилось. Главным событием горожане признали программу «Сто школ, сто больниц», а в двух других номинациях с огромным отрывом (больше 50% против 10% у Масимова) лидирует Нурсултан Назарбаев.

Интересно, что среди событий года наряду с прямой линией с президентом и созданием Таможенного союза горожане отметили запрет на курение в общественных местах. Задело, однако!

0 коммент.:

Отправить комментарий