28.06.2010

Казахстану не нужен стабильный Кыргызстан?

Гуманитарная катастрофа на юге Киргизии практически никого не оставила равнодушным в мире. 
 
Автор: Кунболот ОРОЗБЕКОВ
 
Многие страны и международные организации экстренно оказывают помощь жертвам геноцида, бесчеловечной резни и вандализма, имевших место в Ошской и Джалалабадской областях. Ближайшие соседи Киргизии – Китай и Таджикистан – уже оказали гуманитарную помощь, отправляя все новые и новые контейнеры с предметами первой необходимости, лекарствами, продуктами.
Если говорить об Узбекистане, то эта страна де-факто спасла Киргизию от гражданской войны, предотвратив тем самым скатывание всей Центральной Азии к широкомасштабной дестабилизации. Открыв границу для принятия беженцев из Кыргызстана, Ташкент одновременно создал надежный кордон от проникновения на киргизскую территорию узбекских граждан, стремящихся защитить своих родственников от наемных бандитов, истребляющих этнических узбеков в Оше.
Особняком равнодушно держится только Казахстан, который до сих пор не оказал ни гуманитарной, ни какой-либо другой помощи Киргизии. Казахское руководство проявляет преступную беспечность, оставаясь сторонним наблюдателем происходящей в соседней стране катастрофы. В принципе, именно Казахстан должен был первым предложить помощь Кыргызстану в трудную минуту. Однако, Назарбаев всячески избегает использования для этого ресурсов не только самого Казахстана, но и ОБСЕ, в которой он председательствует.

«Гуманитарная катастрофа» — это состояние общества, характеризующееся угрозой его уничтожения в результате миграций, голода, потери нравственных ориентиров, эпидемий и насилия в отношении мирного населения. Для предотвращения гуманитарной катастрофы в зону бедствия направляют помощь. Катастрофа может вспыхнуть в местности, являющейся ареной боевых действий — в таком случае мирным жителям, желающим покинуть эту территорию, предоставляется так называемый гуманитарный коридор.

Казахстан не создал такого коридора для киргизских граждан. Более того, после сообщения казахского МИД, что единственную гражданку Казахстана с семьей удалось вывести из зоны киргизского конфликта, границы председательствующей в ОБСЕ страны были наглухо закрыты. Из Казахстана были выдворены более 500 граждан Кыргызстана, в том числе этнических узбеков — обратно в очаг насилия. Теперь же казахи утверждают, что границу, якобы, не закрывали, лишь усилили контроль. Естественно, о выдворенных гражданах Кыргызстана казахи не говорят ни слова.

Среди лиц, находящихся в лагерях беженцев в Узбекистане, имеются и граждане Казахстана, в том числе женщины с малолетними детьми. Некоторые из них приехали в Киргизию навестить родных. Но из-за трагических событий, начавшихся 11 июня в Ошской области, они не смогли вернуться в Казахстан. Ташкент, в отличие от председательствующей в ОБСЕ казахской стороны, не выгнал этнических казахов назад в Ош, где полыхало насилие, где происходила разнузданная кровавая резня.

Страны, адекватно воспринимающие ситуацию в Центральной Азии, направляют гуманитарную помощь, в том числе для тех, кто находятся в лагерях беженцев в Узбекистане. Астана же продолжает тиражировать популистские заявления, не отправив ни одного вагона гуманитарной помощи в Кыргызстан. Правительственные чиновники РК заявляют, что до отправки гумпомощи они, дескать, должны быть убеждены, что груз дойдет до адресата и его не разворуют. Тем самым Астана очерняет киргизские власти, намекая, что гуманитарные грузы не доходят до Оша и остаются в Бишкеке. Кажется странным, но Казахстан, занимая пост действующего председателя ОБСЕ, как бы не понимает, что одним из ключевых приоритетов этой Организации является человеческое, в том числе гуманитарное измерение.

До недавнего времени устами Назарбаева общественность Казахстана воспринимала народ Кыргызстана «младшим братом». Но когда у «младшего брата» возникли серьезнейшие проблемы, Казахстан, словно страус, засунул голову в песок, чтобы ничего не видеть и не слышать о вышеозначенных проблемах.

Такая позиция поставила крест на амбициях Астаны по лидерству в Центральной Азии. Спрашивается, где, в какой системе координат находится сегодня хваленый «региональный лидер», образ которого столь ревностно отстаивал Назарбаев? Что, он отказался от своих претензий? Или же «казахское лидерство» осталось банальными пустопорожними заявлениями? Зачем, к примеру, Казахстану решать «замороженные» конфликты в Приднестровье и Нагорном Карабахе, когда у него под боком, что называется, горит «очаг насилия»?

Вместо оперативных действий по оказанию помощи Киргизии Астана навязывает мировому сообществу неформальный СМИД ОБСЕ в Алма-Ате 16—17 июля. В повестку дня СМИД казахская дипломатия выдвигает вопрос проведения в Астане никому не нужного саммита ОБСЕ, на котором казахская сторона намерена «обсудить» весь набор набитых оскомину «глобальных угроз». Поразительно, но все это делается, когда в Киргизии, являющейся участником ОБСЕ, налицо геноцид в отношении узбекского меньшинства и глубочайший гуманитарный кризис последнего десятилетия, приведший к появлению более 400 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев!

Между делом Назарбаев получил свой очередной титул — «лидер нации». Официально, якобы, «вопреки желанию» президента карманный маслихат страны принял соответствующий законопроект и наделил Назарбаева этим надуманным для него статусом.

Беспринципное поведение Назарбаева в отношении конфликта в Киргизии не оставляет никаких основанный для применения к нему титула «лидер нации». Здесь больше всего подходят слова «вождь племени», далекий от современных общечеловеческих ценностей. Известно, что канибал и президент Уганды Иди Амин Дада тоже обожал присваивать себе всевозможные титулы. Его полный титул на посту президента звучал следующим образом: «Его Превосходительство Пожизненный Президент», «Фельдмаршал Аль-Хаджи доктор Иди Амин», «Повелитель всех зверей на земле и рыб в море», «Завоеватель Британской Империи в Африке», «Последний король Шотландии»...

Казалось бы, еще свежи в памяти громкие реляции казахского руководителя о планах во время председательства в ОБСЕ. Но когда появились реальные проблемы, председатель ОБСЕ занял позицию «моя хата с краю». Казахи наблюдают за развитием событий и ждут удобного момента, чтобы выступить с триумфальной речью о роли ОБСЕ в урегулировании беспорядков в Киргизии.

Странное впечатление произвело появление должности под названием «Спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ, министр иностранных дел Казахстана по урегулированию ситуации в Киргизии», на которую назначен Ж.Карибжанов. Этот, с позволения сказать, спецпредставитель как возник, так и загадочно исчез. В самую острую фазу киргизского кризиса о нем и от него не было слышно ни слова!

Не сработал и ни один из интеграционных проектов, инициированных Казахстаном (Союз Центрально-азиатских государств, СВМДА, ЕврАзЭС и др.). Казахи хотели стать лидерами в регионе, но получился банальный «пшик». То же будет и с «лидером нации» Назарбаевым.

Глава бывшего правительства Д.Усенов и ряд других недругов «команды» Р.Отунбаевой нашли убежище именно в Казахстане. Большинство из них до сих пор остаются там и не исключено, что именно оттуда они руководят деструктивной деятельностью в Киргизии. Астана не предпринимает никаких мер по их выдворению и передаче киргизскому правосудию. Фактически руководство Казахстана проявило солидарность с преступными действиями бывших киргизских властей.

Алогичная политика соседнего Казахстана вызывает недовольство, как у народа, так и властей Киргизии. Народ проклинает проходимцев в казахском правительстве за то, что те закрыли границу и держат соседа в экономической блокаде. Вице-премьер временного правительства Бекназаров, жестко критикуя действия Назарбаева, заявил о своем намерении инициировать пересмотр отношений с Казахстаном и национализировать имущество казахского бизнеса в Киргизии.

От редакции:

Напоминаем, что редакция не всегда разделяет мнение авторов и публикует некоторые материалы ради дискуссии и полемики.

Источник: Белый Парус

0 коммент.:

Отправить комментарий