15.09.2010

Поднявший жезл от камеры погибнет

Инспектор УДП пытался вломиться в остановленный им автомобиль, а водитель хладнокровно снимал этот акт на камеру. 
 
Автор: Олеся ЩЕЛКОВА 
 
«Ну, е-мое, уважаемый, ты откуда, с неба что ли упал?» - недоуменно протянул казахстанский дорожный полицейский гражданину Кыргызстана. Еще бы, у нас ведь не принято отстаивать свои права законными методами!
То, что дорожные полицейские сами нарушают Правила дорожного движения, мы наблюдаем сплошь и рядом. Суровые парни с «матюгальниками» лихо пересекают двойную сплошную, паркуются в неположенных местах, пугают детей ездой по тротуарам. Этому всегда найдется объяснение: сотрудник, дескать, был при исполнении, а у машины были включены проблесковые маячки. Вроде не подкопаешься.
А уж как любят «докопаться» до автолюбителя инспекторы — взятками не корми! Натурально, все начинается с проверки водительского удостоверения и техпаспорта, а заканчивается изучением аптечки и досмотром багажника. Доказать, что полицейские зачастую придираются к мелочам и «разводят» водителя на деньги, довольно трудно за отсутствием доказательств. Зато когда они появляются — это всегда «бомба». Именно такой неизгладимый эффект произвело домашнее видео, выложенное в Интернете гражданином Кыргызстана.
Когда сзади — это неприятно
Александр Паленый много лет живет и работает в Алматы. В его машине под рукой приказы министра внутренних дел РК, чтобы при случае «ткнуть в них носом» сотрудников УДП. Педагогические наклонности у Александра проявились после того, как он несколько раз столкнулся с незнанием инспекторами законов. Вот и решил нести в мир невежественный просвещенья дух.
Только не все наши гаишники понимают, что это им на пользу. Обижаются, ругаются, забывают о культуре поведения. Так получилось и в этот раз. Александр ехал по улице Татибекова, когда его остановил инспектор. Водитель знал, что не нарушил ПДД. Он остановился, но сразу же включил видеокамеру.
- Уберите! Документ покажите, на съемку разрешение надо иметь, — на конфликтной ноте начал диалог дорожный полицейский, пытаясь жезлом дотянуться до объектива.
- Я в своей машине нахожусь, и мне не нужно иметь разрешение на видеосъемку, — попытался успокоить гаишника Александр. — Вы представьтесь для начала, покажите свое удостоверение и согласно пункту 74 приказа №789 предъявите карту поста маршрута.
- Дорожный полицейский Устинов. Выйдите из автомобиля.
- Я имею право не покидать транспортное средство. Вы уже врываетесь в мою машину.
Так как передняя дверь автомобиля со стороны водителя была заблокирована, открыть ее инспектор не смог, но ему повезло с задней дверью, открыв которую, он снова потребовал от водителя покинуть салон.
- Я чувствовал, что дорожный полицейский приближается сзади, а это очень неприятно, и, естественно, начал принимать меры, — рассказал «Взгляду» Александр.
Автолюбитель набрал номер 102 и объяснил ситуацию диспетчеру: «На меня напали сотрудники дорожной полиции, врываются ко мне в машину, вырывают видеокамеру. Примите меры», — говорил он в телефонную трубку. В это время заднюю дверь автомобиля захлопнули.
- Документы предъявите, — с тем же вопросом подошел инспектор.
- Я не нарушил ни одного ПДД, но вы меня остановили. Будьте добры действовать по всей форме, как положено по закону. Откуда я знаю, вдруг вы бандиты?
- Водитель, вы не пристегнуты, — стоял на своем инспектор.
- Машина же стоит, значит, я могу быть непристегнутым.
- Вы ехали без ремня.
- Покажите видео- или фотофиксацию и документы свои предъявите.
После долгих препирательств дорожный инспектор все же показал служебное удостоверение, а Александр предъявил свои документы в ответ. Напарник полицейского в это время остановил другую машину, пригласив водителя быть свидетелем инцидента. Надо ли говорить, что наш казахстанский водитель оказался последним хамом, который пытался вразумить гражданина дружественной страны матом и плевками, после чего дорожные полицейские велели этому человеку написать свидетельские показания.
Проверив документы Паленого и не обнаружив ничего криминального, инспектор вернул их водителю, но не удержался от небольшой лекции.
- Александр, вы себя так больше не ведите, уважаемый. Понимаете, так нельзя. Вам жизнь еще это докажет. Дорога длинная. Вы будете ждать приезда полиции или все же поедете?
- Подожду, у меня время есть, — ответил водитель.
- Я вам желаю счастливого пути, — сказал на прощанье инспектор, после чего дорожные полицейские сразу же сели в машину и уехали.
Бандит и инспектор отличаются!
Понимая, что закон на его стороне, Александр Паленый обратился с заявлениями на неправомерные действия дорожных инспекторов в ДВД и прокуратуру города. Как нам пояснил начальник отдела агитации и пропаганды УДП ДВД Алматы Еркин Утегенов, в настоящее время по данному заявлению ведется служебная проверка. Мы поинтересовались у него, как же должен вести себя инспектор в подобных ситуациях.
- Дорожная полиция работает методом автопатрулирования, — пояснил он. — Сотрудники УДП по громкой связи просят водителя остановить машину.
- Но это если человек нарушил ПДД. Просто так же не могут останавливать?
- Инспекторы могут действовать в оперативной обстановке, так как мы работаем совместно с сотрудниками Управления криминальной полиции. И если они выдают информацию, к примеру, что «Мерседесом» белого цвета управляет преступник, наши сотрудники останавливают все похожие машины.
- А должен инспектор предъявить ориентировку водителю?
- В оперативных интересах — нет. Водитель обязан выполнить требования сотрудников ОВД — предъявить документы.
- А если идет, к примеру, ОПМ «Правопорядок», должны инспекторы предъявлять водителю копию приказа?
- Нет. В городе полтора миллиона жителей, и каждому предъявлять копию внутреннего приказа? Это абсурд. Инспектор должен подойти, представиться, объявить нарушение, из-за которого остановил.
- Он должен показать документы?
- Что должен? Если человек гражданский, вы же видите. А полицейский управляет спецмашиной, на которой опознавательные знаки, регистрационный и бортовой номера, он в форме с номерным жетоном. Но если водитель потребует показать документы, то сотрудник может предъявить ему служебное удостоверение. Нет, давайте даже скажем, должен предоставить по требованию, но я думаю, что отличить бандита от сотрудника УДП легко.
Жалуйся — и аз воздам!
Доводы агитатора-пропагандиста УДП нас, прямо скажем, не убедили. Получается, есть закон данном случае приказ за подписью главы МВД) и есть его вольное толкование. Иначе говоря, что не прописано в инструкции, то разрешено. Об ориентировках и оперативно-профилактических мероприятиях в инструкции ни полслова, следовательно, есть лазейка в законе. А значит, инспектор вправе каждого водителя «прижать к обочине». Был бы водитель, а нарушения найдутся.
Все это, как говорится, от лукавого. Автолюбителю следует четко уяснить, что сотрудник дорожной полиции может махнуть жезлом только при наличии веских оснований. «Смертных грехов» всего семь, и все они оговорены в инструкции по организации работы дорожно-патрульной службы дорожной полиции, утвержденной приказом №789 за подписью министра внутренних дел. Беспричинно останавливать транспортные средства ЗАПРЕЩАЕТСЯ, поэтому в случае остановки автомобиля сотрудник УДП обязан сам подойти к автомобилю, представиться, назвать должность и специальное звание, а также сообщить причину, по которой была остановлена машина.
Также пункт 74 данного приказа гласит, что «заступающие в наряд сотрудники УДП должны иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипировку, нагрудный знак, табельное оружие, жезл, карточку поста или маршрута патрулирования, служебное удостоверение и другое».
Один из самых распространенных поводов, по которым вас тормозят гаишники, — проверка документов. Но инспекторы часто забывают, что проверка документов может проводиться только на стационарных постах.
Если незнание законов не освобождает от ответственности, то владение ими, напротив, поможет водителю при свидании с дорожным инспектором. К сожалению, чаще всего автолюбители просто машут рукой, не веря в торжество справедливости. Проще «дать на лапу» и отвязаться. Только зачем платить, если ты прав?! Как доказывает пример Александра Паленого, бороться имеет смысл. Может быть, этот конкретный дорожный полицейский и не будет уволен, но желания общаться подобным образом с гражданами после нескольких проверок службой собственной безопасности у него заметно поубавится.

Доказал сам, что не трамвайный хам!
Августовская встреча с дорожными полицейскими, видеоотчет о которой выложен в Интернете, у Александра далеко не первая. В прошлом году, когда он следовал по улице Жарокова в южном направлении, его машину остановил инспектор.
- Проверив документы и права, он сказал, что я будто бы выехал на трамвайные пути, — рассказывает Александр. — Я ответил, что это неправда и попросил представить мне доказательства в виде фото- или видеозаписи. Тогда инспектор начал составлять протокол. Но, подписав этот документ в тех местах, где инспектор поставил галочки, я сделал прочерк в графах показаний свидетелей, чтобы инспектор не вписал их задним числом. Инспектор в ответ на это рассердился и отказался выдать мне временный талон. Кроме того, он выписал постановление о наложении административного штрафа в размере 15 МРП.
На вопрос, как Александр поедет без водительского удостоверения и временного талона, инспектор ответил: «Езжай по протоколу». Водитель вынужден был позвонить по номеру 112 в дежурную часть ДВД Алматы и подробно описать ситуацию.
Также Паленый обратился с заявлениями на неправомерные действия инспектора в Управление дорожной полиции и прокуратуру, а позднее подал заявление в Специализированный межрайонный административный суд города, мотивируя тем, что инспектор нарушил порядок изъятия документов: забрал водительское удостоверение без понятых.
10 ноября 2008 года судья Аргимбаева вынесла определение в пользу истца: «Признать незаконным применение в отношении Паленого А.А. меры обеспечения производства — изъятия временного водительского удостоверения по делу об административном правонарушении».
- Я снова обратился в тот же суд с просьбой отменить постановление, по которому меня признали виновным и обязали выплатить штраф, — рассказывает автолюбитель. — Так как при составлении протокола были допущены процессуальные нарушения, то 20 января 2009 года суд удовлетворил мою жалобу и отменил это постановление.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №32 (168) от 15 сентября 2010 года

0 коммент.:

Отправить комментарий