18.11.2010

Конфликт интересов прописали в законе

Дискуссия о чиновниках, коррупции и работе с государственными служащими вообще развилась в Мажилисе при обсуждении проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственной службы и борьбе с коррупцией». 
 
Автор: Ирина СЕРГЕЕВА
 
Заместитель председателя Агентства по делам государственной службы Али Комекбаев, представляя депутатам поправки, несколько раз подчеркнул: разработаны они по прямому поручению президента страны. Чем вызвал недовольство депутатов, прямо заявивших: не стоит ссылаться на главу государства, сами разработали документ — сами и отвечайте. Тем более что, как заметил Алтай Тлеубердин, поручение президента выполнили «не слишком хорошо».
В законопроект введено новое понятие — «конфликт интересов». Под ним предлагается понимать ситуацию, «при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью госслужащего и надлежащим исполнением им своих должностных полномочий или законными интересами физических и юридических лиц, государства, способное привести к причинению вреда этим законным интересам».
- Для урегулирования конфликта интересов вводится новая статья, в соответствии с которой госслужащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя, — пояснил г-н Комекбаев. — При получении этой или другой информации о конфликте интересов руководство должно своевременно принимать соответствующие меры. Среди них — такие, как поручить другому лицу исполнение должностных обязанностей госслужащего, изменить должностные обязанности госслужащего, перевести госслужащего с его согласия на другую должность. Также предусматривается дисциплинарная ответственность лиц при решении данного вопроса.
Но массу вопросов, оставшихся, в общем-то, без конкретных ответов, вызвала норма, являющаяся, по словам г-на Комекбаева, «стержневой». Речь идет о запрете для чиновника в течение года после увольнения с госслужбы устраиваться на работу в коммерческие организации, которые были в период исполнения им служебных обязанностей непосредственно ему подконтрольны или непосредственно связаны с ним в соответствии с его компетенцией.
- Это очень серьезное ограничение, — заявил депутат Алтай Тлеубердин. — Если смоделировать: госслужащий работает в центральном аппарате, скажем, Минтранскома. Минтранском связан с деятельностью авиации, железнодорожного транспорта, автодорог и так далее. Очень широкий спектр. Госслужащий работает, скажем, в финансовом управлении, в плановом управлении, департаментах. И он не может тогда по этой норме работать, ни в КТЖ, ни в «Эйр Астане», ни в какой-то дорожно-строительной компании, ни в автотранспортном секторе. Здесь в любом случае можно характеризовать его деятельность как «непосредственно связанную». Тем самым мы допустим администрирование и субъективный подход. И с точки зрения правового аспекта насколько оправдано такое ограничение?
С ним полностью солидарен и Мурат Абенов, напомнивший представителю агентства, что в настоящее время идет масштабное сокращение госслужащих. И, в частности, Министерство транспорта и коммуникаций уже заявляло о намерении трудоустроить попавших под сокращение сотрудников в различные организации, подотчетные министерству. Получается, что министерство прямо нарушит закон. А агентство, предлагая эту норму закрепить законодательно, фактически лишает возможности честных госслужащих, попавших под сокращение, работать по своей специальности.
Г-н Комекбаев, в очередной раз напомнив депутатам, что данная норма — прямое следствие поручения президента, все-таки пояснил, что, во-первых, запрет действует лишь один год. А во-вторых, речь идет о непосредственно подконтрольных организациях.
- А контрольные функции реализуются в форме проверок, — напомнил он.
Депутаты заинтересовались и соответствием этого законопроекта международной практике, припомнили, в частности, опыт Сингапура, развитых европейских стран, где уровень коррупции в госорганах, несомненно, ниже казахстанского. Зампред агентства возразил: отечественное законодательство к коррупционерам намного жестче относится.
- В некоторых странах всего несколько видов правонарушений, буквально четыре они называют коррупцией. А многое из того, что у нас в данный момент находится в законе о борьбе с коррупцией, у них коррупцией не считается, — пояснил он и даже посетовал: — В этой связи где-то, может быть, мы даже становимся заложниками открытости Казахстана, в том плане, что называем коррупцией то, что в других странах коррупцией не считается.
Тем не менее, действенных рецептов, как снизить уровень коррупции в рядах госслужащих, г-н Комекбаев не предложил. И мажилисмены, хоть и не во всем согласились с представителем агентства, законопроект все-таки одобрили. Многие при этом приняли для себя за аксиому фразу, сказанную мажилисменом Владимиром Нехорошевым: «Коррупционер — это пока юридически неопознанный объект».

0 коммент.:

Отправить комментарий