06.12.2010

«Кормушка» для фискалов

Норма о лжепредпринимательстве стала головной болью для малого и среднего бизнеса. 
 
Автор: Сергей ЗЕЛЕПУХИН
 
Любой добросовестный бизнесмен может однажды оказаться под прицелом налоговиков и будет вынужден ни за что ни про что платить штрафы и пени. В результате многие компании окажутся на грани разорения.
О непростой ситуации, которая сложилась вокруг предприятий МСБ из-за применения фискалами нормы о лжепредпринимательстве, вскользь упомянули участники Конгресса предпринимателей «Союза «Атамекен» в прошлую пятницу (читайте репортаж с конгресса на стр. 12 — ред.). Подробнее рассказать о сути проблемы и последствиях, которые ждут бизнес в результате «наездов» налоговиков, мы попросили главу Ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь Худову.
Без вины виноватые
— Любовь Николаевна, на конгрессе предпринимателей в прошлую пятницу вы заявили, что бизнес сегодня «находится в стрессовой ситуации». Что Вы имели в виду?
- В первую очередь меня беспокоит ситуация, которая сложилась по вопросу о лжепредпринимательстве. Компании, испытывающие дефицит материалов внутри страны, вынуждены их импортировать. Например, для производства обуви у нас практически нет никакого необходимого сырья. Но поскольку сами компании не имеют возможности закупать сырье контейнерами и вагонами, им приходится обращаться к тем, кто импортирует товар и продает его на внутреннем рынке. И вот здесь как раз наши предприятия столкнулись с проблемой.
Налоговые органы, проверив их в 2008 году, имея на руках акт сверки, что у компании-постав­щика и у компании-покупате­ля нет никакой задолженности, неожиданно к концу 2010 года заявляют, что поставщик признан лжепредприятием, а покупатель оказывается перед необходимостью платить огромные штрафы и пени за эти два года. Это разоряет предприятия. Уже есть те, кто бросил заниматься этим бизнесом.
- Но зачем налоговикам надо гробить нормальный бизнес?
- Видимо, лжепредприниматели раньше платили (налоговикамавт.), чтобы все это скрывалось. Сейчас это лопнуло, как мыльный пузырь. Лжепредприятия осуществили свою деятельность и исчезли, но спрашивать за убытки, которые были нанесены ими, не с кого. И все штрафы и пени легли непосильным грузом на плечи добросовестных предпринимателей.
Кстати, на суды предприятия не приглашают. Их просто ставят перед фактом: приходит уведомление о том, что у такой-то компании государственная регистрация признана недействительной, и начинается вычет из расходов по КПН и исключение из зачета по НДС по взаиморасчетам с начислением штрафов и пени за два-три года уже на компанию, которая была ее партнером. Но могут и за пять предыдущих лет начислить, тем самым «раздев» легальных предпринимателей догола и вообще обанкротив предприятие.
- Логику налоговиков при начислении пени и штрафов можете объяснить?
- Предприятия, которые сотрудничали с якобы лжепредприятиями, осуществляли затраты на покупку их продукции, и это вычиталось из корпоративного подоходного налога. Налоговики теперь не засчитывают эту реальную сумму затрат, в результате вырастает КПН, НДС и по ним начисляются штрафы и пеня. Вот такая парадоксальная ситуация. И все это увеличивается как снежный ком. Сегодня нашли одно лжепредприятие, завтра — другое, послезавтра — третье и так далее.
Мы надеялись, что поправки, которые были внесены в законодательство в прошлом году, приведут к тому, что отвечать будут только те предприятия, которые действительно работают не в рамках закона и не платят налоги. Пусть их наказывают. Для этого у нас есть финпол, налоговые комитеты, которые должны все это отслеживать и вовремя выявлять лжепредприятия. А то получается, что сейчас 2010 год, а выявляют нарушения за 2007—2008 годы. Мы считаем, что это в корне неправильно, ведь, по сути, сейчас проблемы лжепредприятий перекладываются с больной головы на здоровую.
Не за себя, а за того парня

- Как Вы считаете, кто должен за все это отвечать?

- Предприятия, которые в последующем оказались лжепредприятиями, ведь их регистрировал Минюст. Например, допустим, в Казахстан приехал какой-нибудь нерезидент и зарегистрировал компанию в Минюсте, не имея всех необходимых документов, а уже буквально через два года выясняется, что компания создана не для занятия предпринимательской деятельностью. Но, извините, почему эту компанию вообще могли зарегистрировать на нашей территории, если не были предоставлены все необходимые документы?!
Теперь Налоговый комитет. Он же все стыкует, ведь каждое предприятие каждый квартал сдает отчеты — почему своевременно не выявляются нарушения? Почему только сейчас налоговики выявили у многих компаний нарушения, которые у них были в 2007—2008 годах? Теперь легальные компании вынуждены отдуваться за того парня. Но ведь это просто нонсенс! А где были раньше финпол и Налоговый комитет? Куда они раньше смотрели?!
- Получается, есть только одно объяснение, почему налоговики признают многие предприятия «нелегалами» только сейчас, — коррупция?
- Я считаю, что это напрямую связанно с коррупцией. Могу предположить, что наверняка многие лжепредприятия, чтобы оставаться в легальном поле, давали определенную мзду.

И финпол впридачу...

- Проводился ли анализ, какую именно сумму могут вытащить из предпринимательских карманов для бюджета налоговики, применяя норму о лжепредпринимательстве?

- Могу сказать, что те средства, которые сейчас государство в виде субсидий выделяет по «Дорожной карте бизнеса — 2020», в разы перекрывают налоговики, используя норму о лжепредпринимательстве.
Есть конкретные цифры по Алматы. На грани закрытия и разорения находится тысяча предприятий МСБ. Сегодня налоговыми органами составлен список почти из трех тысяч предприятий с признаками лжепредпринимательства. Из них 628 уже признаны лжепредприятиями.
В этом году налоговики уже выявили 4,5 тысячи контрагентов лжепредприятий и физических лиц, чья госрегистрация признана недействительной, с суммой взаиморасчетов 241 миллиард тенге. В итоге, по нашим грубым подсчетам, только по Алматы в условиях дефицита кредитных ресурсов будет выведено из бизнеса около 100 миллиардов тенге оборотных средств и сокращено свыше 50 тысяч рабочих мест. А самое главное — каждое третье активное предприятие города разорится. Это очень тревожная ситуация. Этот вопрос не раз ставился Алматинской ассоциацией предпринимателей, направлялись письма в органы прокуратуры, но остались без ответа. Ими были организованы встречи с руководителями ассоциаций, где обсуждались эти проблемы.
- На конгрессе также много говорилось о действиях финполовцев. Какие именно есть претензии к ним со стороны предпринимателей?
- Проблема заключается в том, что предприниматели только подают заявку на оздоровление предприятия по второму направлению «Дорожной карты бизнеса — 2020», и тут же сразу финпол «падает» на это предприятие с проверками. Я даже не знаю, какую именно цель они преследуют.
Есть случаи, когда предприятиям еще не выделили средства в рамках этой программы и даже вообще неизвестно, выделят или нет, а финансовая полиция уже проверяет. Я считаю, что это незаконные действия. Лучше бы занимались теми же лжепредприятиями и выявляли их свое­временно, а не спустя несколько лет.
Потом, у нас в легкой промышленности есть много подпольных предприятий. Мы отслеживаем ситуацию, и могу сказать, что более 95% составляет контрабандная и контрафактная продукция. Это одна составляющая теневой экономики. Другая составляющая — это та продукция, которая производится на территории Казахстана, но в каких-то подпольных цехах. И это финпол должен отслеживать: что это за предприятия, что они производят, как они отчитываются по налогам.
По нашим оценкам, около 2 миллиардов долларов составляет теневой оборот по продукции легкой промышленности. И это очень мешает развиваться отечественным производителям, поскольку такие предприятия не платят налогов и их товары, соответственно, ниже по стоимости. Меня удивляет, почему этим не занимаются финпол и налоговики?
- Есть ли у Вас предложения, как изменить ситуацию?
- Нужно заставить отвечать виновных. Пусть находят лжепредпринимателей хоть в другой стране, хоть где, но если Минюст зарегистрировал предприятие, а оно со временем и с большим запозданием признается лжепредприятием, то здесь есть вина и Налогового комитета, и финпола. Наверняка многие лжепредприятия у них давно под прицелом, но почему-то выявляются они с запозданием.
Сейчас и суды заняли интересную позицию. Недавно был случай, когда суд вынес решение, что такое-то предприятие создано не с целью занятия предпринимательской деятельностью. В результате с него взимают только госпошлину за нерегистрацию компании в размере чуть более 400 тенге. От возмущения у меня даже слов не хватает — это же полный абсурд! Получается, за предприятие, которое не платило налоги, должна отдуваться другая компания.
Хорошо если одна, а если с этим предприятием осуществляли сделки сто компаний? Тогда все эти компании сейчас «лягут». А сколько лжекомпаний сейчас выявляется? Вот пусть за это отвечает Налоговый комитет, который в свое время делал акт сверки, но не выявил нарушений.
- То есть ответственность должны нести и чиновники?
- Безусловно, в первую очередь Налоговый комитет, финпол и Мин­юст. Если они будут нести за несвоевременное выявление лжепредприятий уголовную ответственность, то и коррупции станет меньше. То есть им не нужно будет что-то скрывать и получать за это соответствующую мзду. И все встанет на свои места.
А так, представьте, если распространить эту практику на население, которое покупает продукты в магазине, не зная, платит его хозяин или нет налоги. А если не платит? Теперь можно брать всех покупателей этого магазина и накладывать на них штрафы и пени за то, что его хозяин оказался недобросовестным? Но ведь это полный абсурд!
- Но Вы же наверняка не первый день об этом говорите — почему ситуация не меняется?
- Мы этот вопрос ставим с прошлого года. И мы думали, что после внесения поправок все изменится. Но не тут-то было! В Уголовном кодексе есть статья о лжепредпринимательстве, и мы настаивали, чтобы ее отменили. Однако, как только законопроект дошел до Мажилиса, все вернулось на круги своя. Они (депутатыавт.) даже не подумали, откуда все это пошло? Почему нормальные предприятия должны отвечать за лжепредпринимателей? Очень активную работу в этом вопросе проводит «Союз «Атамекен». Будем надеяться, что здравый смысл будет восстановлен.
- Может, налоговики стали проявлять такое рвение из-за роста дефицита бюджета? Еще и Азиада не за горами...
- Это тоже, я считаю, является одним из факторов. Но только рвение у них не на то направлено. Они сейчас «положат» те предприятия, которые еще живы, а на каждом из них работает как минимум по 50 человек. Пусть лучше посчитают, сколько будет потеряно рабочих мест и налогов, которые платили эти предприятия. То есть они рубят сук, на котором сидят, поскольку проблемы, связанные с лжепредпринимательством, сейчас касаются каждой второй компании, и не только в легкой промышленности.
Так и сказала!
Те средства, которые сейчас государство в виде субсидий выделяет на «Дорожную карту бизнеса — 2020», в разы перекрывают налоговики, используя норму о лжепред­принима­тельстве. В итоге, по нашим грубым подсчетам, только по Алматы в условиях дефицита кредитных ресурсов будет выведено из бизнеса около 100 миллиардов тенге оборотных средств и сокращено свыше 50 тысяч рабочих мест. А самое главное — каждое третье активное предприятие города разорится. Это очень тревожная ситуация».

Источник: Газета "Голос Республики" №42 (173) от 03 декабря 2010 года

0 коммент.:

Отправить комментарий