Социальные потрясения в Иране в прошлом году, а затем в Тунисе с началом нового года и сейчас в Египте – это довольно серьезные сигналы для всего мусульманского мира, где преимущественно царят полицейские режимы.
Правители в странах Центральной Азии не на шутку встревожены. То один, то другой время от времени пробует избавиться от ярлыка диктатора, но результаты этих попыток лишь разоблачают истинные намерения власти – во что бы то ни стало сохранить тотальный контроль над обществом.
Например, в прошлом году Ислам Каримов совершенно неожиданно представил программу демократизации Узбекистана с обещаниями узаконить многопартийность, ограничить президентскую власть, расширить свободу слова и так далее. Отчаянные усилия по либерализации предпринимает на уровне обещаний президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов. Надо отдать ему должное — какие-то косметические корректировки режима своего предшественника туркменбаши Ниязова нынешний президент все-таки совершил. Возвратил, например, народу оперу и цирк. Даже разрешил частичный доступ к Интернету.
А вот создание многопартийности в стране пока что не по зубам президенту Туркменистана. Объявил он об этом своем желании почти год назад. Но идея осталась невоплощенной в жизнь до сих пор. Несколько дней назад Бердымухаммедов даже обратился к депутатам парламента с упреком относительно отсутствия закона о политических партиях. Мол, с него на Западе требуют, а вы все никак не родите закон. То есть признался, что истинная мотивация находится не внутри страны. И если бы не давление снаружи, то вообще сама идея многопартийности была бы навечно похоронена в Туркменистане, да и в целом регионе.
В случае же с Узбекистаном до сих пор никому не удается толком объяснить, зачем Каримов вообще произнес речь в духе и стилистике академика Сахарова. Ведь узбекский лидер, вероятно, и неочень-то надеется как-то обелить свою репутацию в мире. Вопреки реальности Каримов возвестил о будущих изменениях, как результат, все эти прекраснодушные обещания, как и туркменские попытки, остались в абсолютно нетронутом состоянии.
Отчего так происходит? Очевидно, для того, чтобы осуществить даже десять процентов из обещанного Каримовым, в Узбекистане должен был бы исчезнуть не только действующий президент, но и вся созданная им политическая и, извините за сочетание, полицейская элита. В подобном государстве роль президента разыгрывает его многослойная рать, начиная от ближайшего окружения и заканчивая армией местных карьеристов.
Исчезни сейчас из Египта Хосни Мубарак, гарантий, что с ним уйдет полицейский режим, нет. Исчезнет из Казахстана Нурсултан Назарбаев — это еще совсем не значит, что страна высвободится из кабалы авторитарного правления. В Казахстане, вероятно, есть десятки тысяч желающих занять его место и даже «переплюнуть» самого родоначальника в углублении полицейского режима.
С каким неистовством эта президентская рать продолжает придумывать, как продлить полномочия Назарбаева! Самому президенту не приходится прилагать особые усилия в этой кампании. Маховик режима работает на себя. Назарбаеву даже неочень-то нужно расшаркиваться перед публикой и «опускаться» до того, на что пошел в прошлом году его узбекский коллега. Более того, судя по откликам правозащитных организаций как в самой стране, так и за ее пределами, ситуация с либеральными ценностями в Казахстане подвергается все более глубокой эрозии.
То есть руководство и его проекция на местах ведут себя так, как будто социальные катаклизмы в мусульманском мире к существующему в Казахстане устройству не относятся ни прямо, ни косвенно. В Астане как будто бы отвергаетсякакая-либо возможная радиация событий в Египте на казахстанское общество. Режим демонстрирует всему миру манифестацию другого свойства. Не протесты против существующих порядков, не массовая критика недостатков в экономике, не активная реакция общества на жесткую политику казахстанских властей. Казахстанская пирамида, не в пример пирамиде египетской, предлагает миру другой сигнал — многомиллионную солидарность населения лично с Нурсултаном Назарбаевым.
Но парадокс состоит в том, что мир верит демонстрантам в Египте и Тунисе, как поддерживал протесты в Иране в прошлом году. И этот же мир подвергает сомнению массово организованный восторг в Казахстане по продлению полномочий Назарбаева. Астану критиковали Евросоюз, американское правительство, международные правозащитные организации. Астану критикует внутренняя оппозиция.
Однако казахстанское руководство — от мала до велика, включая самого великого, по всему видать, не занимают никакие предостережения, кроме одного: а сколько, собственно говоря, здоровья и сил отведено Нурсултану Назарбаеву для такого эксперимента. Он лично как бы всем своим естеством провозглашает: «Не дождетесь!» Так, как будто существуют злые языки, которые твердят свое: «Еще как дождемся!»
А вот создание многопартийности в стране пока что не по зубам президенту Туркменистана. Объявил он об этом своем желании почти год назад. Но идея осталась невоплощенной в жизнь до сих пор. Несколько дней назад Бердымухаммедов даже обратился к депутатам парламента с упреком относительно отсутствия закона о политических партиях. Мол, с него на Западе требуют, а вы все никак не родите закон. То есть признался, что истинная мотивация находится не внутри страны. И если бы не давление снаружи, то вообще сама идея многопартийности была бы навечно похоронена в Туркменистане, да и в целом регионе.
В случае же с Узбекистаном до сих пор никому не удается толком объяснить, зачем Каримов вообще произнес речь в духе и стилистике академика Сахарова. Ведь узбекский лидер, вероятно, и не
Отчего так происходит? Очевидно, для того, чтобы осуществить даже десять процентов из обещанного Каримовым, в Узбекистане должен был бы исчезнуть не только действующий президент, но и вся созданная им политическая и, извините за сочетание, полицейская элита. В подобном государстве роль президента разыгрывает его многослойная рать, начиная от ближайшего окружения и заканчивая армией местных карьеристов.
Исчезни сейчас из Египта Хосни Мубарак, гарантий, что с ним уйдет полицейский режим, нет. Исчезнет из Казахстана Нурсултан Назарбаев — это еще совсем не значит, что страна высвободится из кабалы авторитарного правления. В Казахстане, вероятно, есть десятки тысяч желающих занять его место и даже «переплюнуть» самого родоначальника в углублении полицейского режима.
С каким неистовством эта президентская рать продолжает придумывать, как продлить полномочия Назарбаева! Самому президенту не приходится прилагать особые усилия в этой кампании. Маховик режима работает на себя. Назарбаеву даже не
То есть руководство и его проекция на местах ведут себя так, как будто социальные катаклизмы в мусульманском мире к существующему в Казахстане устройству не относятся ни прямо, ни косвенно. В Астане как будто бы отвергается
Но парадокс состоит в том, что мир верит демонстрантам в Египте и Тунисе, как поддерживал протесты в Иране в прошлом году. И этот же мир подвергает сомнению массово организованный восторг в Казахстане по продлению полномочий Назарбаева. Астану критиковали Евросоюз, американское правительство, международные правозащитные организации. Астану критикует внутренняя оппозиция.
Однако казахстанское руководство — от мала до велика, включая самого великого, по всему видать, не занимают никакие предостережения, кроме одного: а сколько, собственно говоря, здоровья и сил отведено Нурсултану Назарбаеву для такого эксперимента. Он лично как бы всем своим естеством провозглашает: «Не дождетесь!» Так, как будто существуют злые языки, которые твердят свое: «Еще как дождемся!»
0 коммент.:
Отправить комментарий