01.02.2011

Досрочные выборы противоречат Конституции

Досрочные президентские выборы, объявленные Назарбаевым, точно так же неконституционны, как и инициированные недавно Парламентом поправки в Конституцию. 
 
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
 
Так считает президент фонда «Гражданская активность» Муратбек Кетебаев и предлагает внимательно прочитать Основной закон Республики Казахстан.
- Давайте внимательно прочитаем Конституцию. В разделе, посвященном президенту, его правам, полномочиям, механизму избрания и отрешения от должности, вообще не предусмотрено сокращение срока полномочий действующего главы государства. Так, согласно пункту 3 статьи 42 Конституции: «Полномочия Президента Республики прекращаются с момента вступления  в  должность вновь избранного Президента Республики,  а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента  от  должности либо его кончины». Но досрочное освобождение президента от должности согласно пункту 1 статьи 47 Конституции осуществляется только его «устойчивой   неспособности   осуществлять  свои обязанности по болезни».
Процедура установлена следующая: «В этом случае  Парламент  образует  комиссию, состоящую из равного от каждой палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины.  Решение о  досрочном  освобождении принимается  на  совместном заседании палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа  депутатов  каждой  из  палат  на основании  заключения  комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур».
Иного механизма досрочного прекращения президентских полномочий Назарбаева нет, а это значит, что он не имеет конституционного права назначать досрочные президентские выборы.
Более того, если глава государства отрешается от должности или досрочно освобождается от нее, досрочные выборы не проводятся! Согласно пункту 1 статьи 48 Конституции «Президента Республики на  оставшийся  срок  переходят  к  председателю Сената  Парламента;  при  невозможности председателя Сената принять на себя полномочия  Президента  они  переходят  к  председателю  Мажилиса Парламента;  при  невозможности  председателя Мажилиса принять на себя полномочия Президента они  переходят  к  Премьер-министру  Республики».
Сторонники Назарбаева будут ссылаться на статью 94 Конституции, которая гласит:
«1. Президент  Республики  Казахстан,  избранный  в соответствии с законодательством  Республики   Казахстан,   действующим   на   момент вступления Конституции в силу, приобретает установленные ею полномочия Президента Республики Казахстан и осуществляет  их  в  течение  срока, установленного  решением,  принятым  на республиканском референдуме 29 апреля 1995 года. С согласия Президента Республики Казахстан настоящий срок    полномочий   Президента   Республики    может   быть   сокращен постановлением Парламента Республики, принятым на совместном заседании его  палат  большинством  голосов  от общего числа депутатов каждой из палат.  В таком случае Мажилис  Парламента  в  течение  одного  месяца назначает    выборы   Президента   Республики   Казахстан.   Президент Республики,  избранный по итогам  этих  выборов,  приносит  присягу  в течение   одного   месяца   со  дня  опубликования  итогов  выборов  и осуществляет свои полномочия  до  вступления  в  должность  Президента Республики,  избранного  на  очередных президентских выборах,  которые должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря».
Но данная статья относится к переходным нормам, и именно поэтому она размещена в конце текста, а не в разделе, посвященному президенту. И эта статья  позволяет сократить срок только тех президентских полномочий, которые были установлены решением, принятым на республиканском референдуме 29 апреля 1995 года (выделено ред.).
Напомню, что в 1995 году Назарбаев был избран главой государства до 2000 года, и только этот срок мог быть сокращен «постановлением Парламента Республики, принятым на совместном заседании его  палат  большинством  голосов  от общего числа депутатов каждой из палат». И никакой иной!  Об этом четко говорит  прилагательное «настоящий» в предложении «С согласия Президента Республики Казахстан настоящий срок    полномочий   Президента   Республики    может   быть   сокращен постановлением Парламента Республики, принятым на совместном заседании его  палат  большинством  голосов  от общего числа депутатов каждой из палат».
О том, что решение Назарбаева провести в этом досрочные президентские выборы неконституционно прекрасно понимают в Астане. Именно поэтому были инициированы поправки в конституционные законы «О выборах в Республике Казахстан» и «О президенте РК», которые сегодня парламент принял к рассмотрению. Но поскольку Основной закон страны выше, чем конституционные законы, внесение поправок в последние не решает проблемы Назарбаева, которому нужно срочно переизбраться до того, как социально-экономическая ситуация в стране станет критичной благодаря росту цен, безработице и сокращению возможностей бюджета по финансированию социальных расходов.
Ведь если конституционные законы противоречат Конституции, то они заведомо являются неконституционными. Таким образом, чтобы назначить и провести досрочные выборы Назарбаеву нужно сначала поменять Конституцию.
В качестве Приложения публикуем статьи из Конституции Республики Казахстан:
Статья 41
1. Президент  Республики  Казахстан  избирается  в соответствии с конституционным законом  совершеннолетними  гражданами  Республики  на основе  всеобщего,  равного  и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
2. Президентом Республики может быть избран гражданин  Республики по рождению,  не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет.
3. Очередные выборы Президента  Республики  проводятся  в  первое воскресенье  декабря  и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики.
Статья 42
1. Президент  Республики Казахстан вступает в должность с момента принесения народу следующей присяги:  "Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан,  гарантировать права и свободы граждан,  добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан".
2. Присяга приносится во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов  Парламента,  членов  Конституционного Совета, судей Верховного суда, а также всех бывших Президентов Республики. В случае, предусмотренном статьей 48 Конституции, лицом, принявшим на себя полномочия Президента Республики Казахстан, присяга приносится в течение одного месяца со дня  принятия  полномочий  Президента Республики.
3. Полномочия Президента Республики прекращаются с момента вступления  в  должность вновь избранного Президента Республики,  а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента  от  должности либо его кончины.  Все бывшие Президенты Республики,  кроме отрешенных от должности, имеют звание экс-Президента Республики Казахстан
Статья 47
1. Президент Республики Казахстан может быть досрочно  освобожден от   должности   при   устойчивой   неспособности   осуществлять  свои обязанности по болезни.  В этом случае  Парламент  образует  комиссию, состоящую из равного от каждой палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины.  Решение о  досрочном  освобождении принимается  на  совместном заседании палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа  депутатов  каждой  из  палат  на основании  заключения  комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.
2. Президент   Республики   несет  ответственность  за  действия, совершенные  при  исполнении  своих  обязанностей,  только  в   случае государственной  измены  и  может  быть  за  это  отрешен от должности Парламентом.  Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть  принято  большинством  от  общего  числа  депутатов  Мажилиса по инициативе не менее  чем  одной  трети  его  депутатов.  Расследование обвинения организуется Сенатом,  и его результаты большинством голосов от  общего  числа  депутатов   Сената   передаются   на   рассмотрение совместного  заседания  палат  Парламента.  Окончательное  решение  по данному вопросу принимается на совместном заседании  палат  Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа голосов депутатов каждой  из  палат  при   наличии   заключения   Верховного   суда   об обоснованности   обвинения  и  заключения  Конституционного  Совета  о соблюдении   установленных   конституционных   процедур.    Непринятие окончательного  решения  в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения  влечет  за  собой  признание  обвинения  против  Президента Республики  отклоненным.  Отклонение обвинения Президента Республики в совершении государственной измены на любой его стадии влечет за  собой досрочное  прекращение  полномочий депутатов Мажилиса,  инициировавших рассмотрение данного вопроса.
3. Вопрос об отрешении  Президента  Республики  от  должности  не может  быть  возбужден  в  период  рассмотрения им вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента Республики или Мажилиса Парламента.
Статья 48
1. В случае досрочного освобождения или  отрешения  от  должности Президента   Республики  Казахстан,  а  также  его  смерти  полномочия Президента Республики на  оставшийся  срок  переходят  к  председателю Сената  Парламента;  при  невозможности председателя Сената принять на себя полномочия  Президента  они  переходят  к  председателю  Мажилиса Парламента;  при  невозможности  председателя Мажилиса принять на себя полномочия Президента они  переходят  к  Премьер-министру  Республики. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики, складывает с себя  соответственно  полномочия  председателя  Сената,   председателя Мажилиса,   Премьер-министра.   В   этом  случае  замещение  вакантных государственных должностей осуществляется в  порядке,  предусмотренном Конституцией.

0 коммент.:

Отправить комментарий