08.02.2011

Сдал Алиева и Хорани – помог президенту?!

Полмиллиона евро, благодарность президента Казахстана, казахстанский паспорт и оплату любых расходов, связанных с открытием бизнеса, пообещал генерал Даулбаев бизнесмену из Сирии Ходру Ятиму только за то, что тот предоставит информацию о банковских счетах, телефонных переговорах и адресах братьев Хорани и Рахата Алиева. 
 
Автор: Нурлан АТАМБАЕВ
 
Об этом в интервью телеканалу «К-плюс» рассказал сам Ходр Ятим.
Разговор с Ходром Ятимом вышел очень подробный — почти час сирийский бизнесмен рассказывал перед телевизионными камерами, каким образом его уговаривали и даже запугивали ради единственной цели — получить от него информацию о братьях Хорани и Рахате Алиеве. Чего только не обещали: и деньги, и возможность ведения бизнеса в Казахстане, и даже личную благодарность президента Нурсултана Назарбаева. Только вдумайтесь — за подпись Ятима под клеветническим письмом ему обещали заплатить полмиллиона евро! Он отказался — не принято в арабском мире лгать и клеветать. Даже за очень большие деньги.
Личная помощь лидеру нации
А начиналась история так. Ходр Ятим работал в Арабском банке. Именно тогда его пригласил поработать в Казахстане бизнесмен Иссам Хорани, которй на тот момент уже работал в стране: «В первый раз я приехал в Казахстан в 2003-м, когда мы начали заниматься бизнесом с Иссамом, открыв несколько разноплановых компаний. Одна из первых занималась кейтерингом в Аксае, а когда вернулись в Алматы, открыли салон подержанных автомобилей «Авто Роза».
Бизнес развивался вполне успешно. Однако была у Ятима одна проблема, которая в итоге и привела к тому, что с бизнесом в Казахстане было покончено, — семья. «Я постоянно находился далеко от своей семьи и детей, что было очень тяжело. В такой ситуации перестаешь думать о деньгах и просто возвращаешься к семье», — рассказал он в интервью.
Восемь месяцев назад, уже будучи в Сирии, он встретил «араба с казахстанским паспортом», которого звали Самир Дере. «Он сказал мне, что мы должны помочь казахстанскому правительству, которое столкнулось с множеством проблем. Я спросил его, чем могу помочь правительству? На что он ответил, что, если помогу правительству, я помогу лично президенту, потому что это дело касается лично его. Я ответил, что если все честно и я действительно могу помочь, то почему бы и нет», — поведал Ятим.
Через некоторое время Самир прислал за ним машину, предупредив, что в Ливане их ждут очень важные люди из Казахстана. «Примерно в 8:30 вечера мы выехали из Сирии и ровно в 11 уже были в Бейруте. Там мы встретились с казахстанским генералом Даулбаевым. В Ливане он находился вместе с премьер-министром Каримом Масимовым, во время визита Масимова в страну. Встреча с Даулбаевым длилась около трех часов, в течение которых он задал мне множество вопросов об Иссаме Хорани, Рахате Алиеве и Давинчи Хорани. К примеру, он спросил меня, знаю ли я, что у этих людей есть банковские счета в Ливане. Я ответил, что да — знаю. Затем он спросил про их адреса и другие подробности, которые я тоже знал. Также он хотел получить информацию о номерах телефонов и всем остальном касательно этих людей», — рассказал Ятим.
Ему задавали очень много вопросов. «Мне кажется, что это незаконно. Однако в то время мне казалось, что я могу отвечать на любые вопросы — мне не надо лгать или что-то скрывать, потому что можно спросить любого человека в Ливане про Иссама Хорани и получить те же ответы на эти вопросы», — утверждает Ходр Ятим.
В итоге сирийского бизнесмена пригласили в Казахстан, отметив, что Казахстан будет открыт для него, если он сможет помочь им с их вопросами: «Я спросил его, что это значит, «открыт для меня»? Он объяснил, что президент будет благодарен мне и, возможно, я получу казахстанский паспорт. Еще он добавил, что когда все это закончится и дела по этим плохим людям будут закрыты, я смогу выбрать любой бизнес в Казахстане и правительство оплатит все расходы. Весь этот разговор длился около трех часов, после чего я вернулся в Сирию».
Это разговор состоялся в апреле, во время визита Карима Масимова в Ливан. Уже через три месяца Самир позвонил Ятиму, сообщив, что тому уже приготовлены билеты в Казахстан, ему осталось только позвонить консулу в Сирии, которого зовут Аскар, и получить быстро визу. Однако того, видимо, забыли предупредить о звонке сирийского друга, а потому он, особо не церемонясь, отказал Ятиму в визе: «Я связался с Самиром и сказал, что Аскар не может открыть мне визу без приглашения. Через пять минут мне перезвонил Аскар и сказал, что можно приходить за визой. Я спросил — что же поменялось?»
Ничего не поменялось, просто вступило в силу телефонное право. Далее события развивались стремительно. Это была пятница, а в Сирии пятница — выходной день, никто не работает. Однако сирийскому бизнесмену казахские дипломаты открыли визу в этот же день на три месяца. И он улетел в Казахстан.
«Ну, спасибо, теперь я богат»
Приключения сирийского бизнесмена в Казахстане продолжились. Будучи уже в Астане, он вместе с Самиром отправился «к гигантскому правительственному зданию недалеко от Дворца президента». Его ждал Асхат Даулбаев, встреча прошла в его кабинете. Он пригласил еще двух человек, одного из которых звали Канат, как полагает Ходр Ятим, он был помощником Даулбаева.
«Мне снова начали задавать вопросы, с самого начала. Первый вопрос был — не боюсь ли я приезжать в Казахстан? Я ответил, что не знаю, чего мне бояться. На что мне сказали: бояться нужно, потому что я работал с Иссамом. Я объяснил, что если бы, работая с Иссамом в Казахстане, мы сделали что-то неправомерное, конечно, я бы опасался и не приезжал бы в страну. В ответ он рассмеялся и сказал, что шутит. Потом он разложил перед собой документы и снова начал задавать вопросы. Но перед этим представил мне Самира, который тоже оказался его помощником. Самир работал с ним, чтобы закрыть все свои дела, разобраться с людьми и правами», — рассказывает Ятим.
Какие проблемы были у араба Самира, имеющего казахстанский паспорт, об этом Ятим только догадывается: «Думаю, его проблемы были связаны с деньгами. Возможно, он украл деньги или еще что-то в этом роде». Однако за свое сотрудничество он, видимо, получил индульгенцию от властей Казахстана. Во всяком случае, как рассказал Ятим, «в конце нашей встречи, пока я ждал Самира пять минут за дверью, Даулбаев дал ему письмо, в котором говорилось, что все его проблемы решены. Он мне сам об этом сказал».
От самого же Ятима требовалась все та же информация — о банковских счетах, адресах и телефонах. «Господин Даулбаев задавал вопросы на русском, а Самир все переводил мне, он знает и арабский, и русский. Они хотели знать все детали о Рахате Алиеве, Иссаме и Давинчи Хорани — каждую мелочь обо всей их жизни и бизнесе. Я сказал — эти люди работают здесь, в Казахстане; не думаю, что они работают подпольно. Все в Казахстане знают, что они делают, где они это делают и что будут делать. Мне ответили, что они вывезли деньги в Ливан. На что я сказал, что работал на Арабский банк и знаю, что все транзакции были законны. Как-то мы запрашивали письмо, указывающее на законность денег из Казахстана, и ваше правительство обеспечило нас таким письмом. Проблема решена. Что же не так?» — задал вопрос в свою очередь Ходр.
Оказывается, как ему сообщил Даулбаев, «Иссам Хорани совершил много убийств и похищений людей». На что Ходр ему ответил: «Если Иссам убивал, значит, и я убивал. Если он похищал, значит, и я похищал тоже. Меня нужно арестовать и посадить в тюрьму... Так нужно сделать со всеми, кто работал с Иссамом. Я был рядом с ним. Если он совершил какие-то ошибки, значит, и я их совершил тоже. Один он не смог бы их совершить — он бы толкнул и меня на это. А это неправда». Генерал попросил сменить тему.
Далее Даулбаев попросил дать ему информацию о входящих и исходящих переводах Иссама в Арабском и других банках. «Они хотели знать банковские счета, все адреса Иссама и Рахата в Ливане и за его пределами, телефонные номера, счета за телефон и прочие детали. Я спросил, почему должен делиться этой информацией. На что ответили, что мне хорошо заплатят. Я сказал, что денег, действительно, нужно будет много, поскольку тот, кто сможет предоставить такие данные, много за них запросит. Деньги нужны не для меня, а для этих людей. А что получу я? Он ответил, что около полумиллиона евро, благодарность президента и открытый Казахстан — я смогу открыть здесь любой бизнес, а все расходы будут оплачены. Я сказал — ну, спасибо, теперь я богат. На этом закончилась наша встреча», — вспоминает Ходр Ятим.
На следующий день состоялась еще одна встреча, в этот раз в присутствии «двух новых людей и Каната — помощника Даулбаева». Эти люди объяснили Ятиму, что именно им нужно. Например, они хотели получить копии банковских переводов в Ливан или из Ливана, которые иногда делал Иссам. В этих документах четко должен был быть указан номер счета, получатель, число, название банка. Информация нужна была начиная с 2000 года и по настоящий день.
«В тот момент я хотел лучше понять, что нужно этим людям, они задавали все больше вопросов. Кроме того, все это было нелегально. Так делать противозаконно. Я спросил их, сколько они заплатят за информацию. Возможно, я могу поговорить со своими людьми в Ливане, и если они смогут достать документы, я им скажу, сколько вы можете заплатить. Они ответили, что заплатят 30 тысяч долларов за банковский документ», — рассказал в интервью Ятим.
На этом они закончили разговор о банках, счетах, номерах и прочем, Ятима снабдили списком компаний Иссама Хорани, чтобы он проверил, есть ли у них счета в Ливане. Они распрощались, и в тот ж день Ятим улетел.
«Они боятся. Сильно боятся»
События стали приобретать новый размах. В Сирии в друзья к Ятиму «записался» консул Аскар, приглашал его на обеды-ужины, причем все за свой счет. На вопросы Ятима, отчего вдруг к нему такое внимание, дипломат не стал кривить душой. «Он сказал, что знает, что я помогаю казахскому правительству разобраться с делами, что Рахат Алиев, Иссам и Давинчи Хорани — плохие люди и я помогаю с этим разобраться. Я был шокирован. Этот человек не работал на КНБ, а был простым консулом. И с тех пор он продолжает звонить мне каждые пару дней, приглашать на ужин, кальян или чай. Причем он не дал мне заплатить, сказав, что это от правительства», — рассказал Ятим.
Что требовалось консулу — очевидно. Он все время пытался заставить сирийца принести ему какие-нибудь документы: «К примеру, он может попросить привезти банковские документы из моей очередной поездки в Ливан. В последний раз он попросил привезти телефонный счет на номер в Ливане, принадлежащий Иссаму».
И тут, как говорится, Ятима «понесло»: «Я решил проверить его... сказал, что счет достать можно, но это будет стоить пять тысяч долларов. Он ответил, что спросит на счет денег у своего шефа. На следующий день он перезвонил и сказал, что может заплатить. Мне было сказано, что сначала я получу половину — две с половиной тысячи долларов, а после того как привезу счет, мне дадут вторую половину. Я согласился, и он заплатил мне две с половиной тысячи долларов, но взял с меня расписку. Там было сказано, что я купил для Аскара телевизор за две с половиной тысячи долларов. Как счет-фактура. Я же съездил в Ливан на несколько дней, вернулся и отдал ему счет за мой телефон. За это он отдал мне остаток в две с половиной тысячи долларов.
Согласитесь, хороший бизнес: пять тысяч долларов за листок бумаги: «Эта бумажка ничего не значит. Это был старый счет, который я нашел дома. Я думал, что когда отдам его, Аскар разозлится и станет кричать, но он обрадовался и спросил, могу ли я привезти еще. Я ответил, что конечно, в любой момент. За ту же цену».
Не обделяли вниманием «сирийского друга» и казахстанские товарищи: «Все это время мне звонил Самир из Казахстана проверить, смог ли я что-нибудь сделать. Однажды сказал, что из Казахстана едет группа людей Даулбаева, чтобы встретиться со мной в Ливане». Зачем, Ятим узнал уже в ходе встречи: «Это было 22 декабря. Когда я приехал, Канат был один, но снаружи увидел машину посольства. Мы разговаривали в вестибюле гостиницы... Он сказал, что мне нужно подписать бумагу, которую он привез. После этого я получу пятьсот тысяч евро».
Он дал письмо на русском. Ятим попросил время, чтобы перевести письмо — надо же понять, о чем там речь. Канат уговаривал, мол, в письме «говорится о том, что Иссам украл у меня деньги. Мне заплатят за то, что я его подпишу. Я сказал — хорошо, просто дайте мне это письмо, я его переведу и завтра верну подписанным. Он согласился. Когда я ушел, я не знал что делать».
Решение пришло после разговора с другом, который посоветовал позвонить Иссаму Хорани. Как выяснилось, Иссам знал об этом письме. Его он получил по электронной почте от Самира: «Иссам сказал мне, что мне должно быть стыдно, раз я говорю про него неправду. Я объяснил ему, что на самом деле я ничего про него не говорил и ничего плохого не сделал. И то, что он видит перед собой, — я не имею к этому никакого отношения. От меня хотят, чтобы я подписал это письмо, и оно у меня сейчас в руках. Без подписи. В тот день в Ливане был Давинчи (брат Иссама Хорани). Мы встретились, и я ему все показал».
Давинчи и перевел Ятиму это письмо: «Я был шокирован содержанием. Еще один момент. Самира использовали, чтобы выйти на людей из арабского мира, которые раньше работали в Казахстане. Например, меня, г-на Бадавея или Хассуна. Просто было нужно заставить нас подписать подобные письма, в которых Иссам и Давинчи Хорани и Рахат Алиев выглядели нелицеприятно — похищали людей, наносили им вред и так далее. Я знаю, что другие тоже были, вроде меня. Знаете, эти казахи думают, что люди, как овцы, — им нужны деньги и они подпишут за них любые бумаги. Но это странно. Там много мусульман. Мусульмане или христиане — все они не могут не понимать, что ложь для нашей веры это плохо».
«Когда Даулбаев и Аскар говорили о президенте Назарбаеве во время наших встреч, у меня было чувство, что я в Ираке, во времена Саддама Хусейна. Серьезно. Они боятся. Сильно боятся. Не знаю, чего. Я прожил около четырех лет в Казахстане. Затем уехал, а когда вернулся, увидел гигантские фотографии президента с надписями «Навсегда». Что это? Я был шокирован», — говорит Ятим.
Убийственное предложение
Все, что происходило, — считается неправомерным в Ливане, и Ятиму просто могли предъявить обвинение. Поэтому он полностью описал все, что случилось с ним, от начала до конца и отправил это письмо Иссаму Хорани. Об этом письме стало известно казахстанским «товарищам». Они немало всполошились, поскольку испугались, «что полетят головы». Требовали доказательств, что он не писал письмо, встреч с Даулбаевым.
Потом просили, если Ятим знает адреса Иссама Хорани и Рахата Алиева, «нанять людей, чтобы они причинили им вред или что-нибудь украли». Такие вещи будут стоить немалых денег, ответил Ятим и получил сногсшибательный ответ: «Он (Саримавт.) ответил, что о деньгах беспокоиться не стоит... Возьми миллион — половину себе, половину наемникам — и сделай это, если можешь».
Естественно, Ятим и не пытался ничего подобного предпринять. Он прилетел в Лондон, встретился с Иссамом Хорани и рассказал ему новые подробности дела. В итоге однажды сам Иссам попросил позвонить Сариму, взял трубку и сказал ему все, что думает о нем и о тех людях, что стоят за ним и его сомнительными просьбами.
На вопрос телекомпании «К-плюс» о том, зачем, на взягляд Ходра Ятима, службами Казахстана предпринимались столь гигантские усилия, чтобы добыть информацию о бывших родственниках Назарбаева, он ответил, что все дело в желании выслужиться: «С самого первого момента как я встретил Даулбаева, я почувствовал, что он делает все это, потому что хочет двигаться все выше и выше — поближе к президенту. Вся эта история — личное дело президента, но все люди в его окружении пытаются сделать что-то, чтобы осчастливить его. Если у них это получается, они оказываются ближе к президенту».
Но как заниматься бизнесом в Казахстане, зная, что в один прекрасный день могут все отобрать? Бизнесмен из Сирии, как и многие его коллеги-арабы, нынче сто раз подумают — а стоит ли связываться со страной, где успешность дел зависит от одного единственного человека, его расположения или немилости? Как сказал Ходр Ятим, люди в Казахстане — прекрасные, сама страна — красивейшая, но дела там вести не стоит. Вот так.
От редакции. Полную версию интервью Ходра Ятима телекомпании "К-плюс" можно посмотреть на Youtube.

0 коммент.:

Отправить комментарий