К семнадцатому по счету визиту Нурсултана Назарбаева в Поднебесной готовились очень основательно.
В буквальном смысле слова продумана была каждая мелочь программы пребывания высокого гостя из Казахстана – с кем встретится, с кем отобедает, какие договоры подпишет, наконец, куда поедет. Как говорится, никаких отклонений от заданного курса, никакой импровизации.
Фактически нынешний визит Назарбаева в Китай носил исключительно декларативный характер. Этакая своеобразная экскурсия на высоком уровне. Поскольку очевидно: все, что требовалось от президента Казахстана, это завизировать уже заранее подготовленные документы. В принципе, подобный ход весьма распространен в практике международных отношений, и, казалось бы, особо удивляться в этой связи не стоит. Если бы не ряд нюансов, на которых официальные СМИ обеих стран по понятным причинам постарались не заострять особого внимания. А зря!
Дело в деньгах
Взять, к примеру, подписанный между Китаем и Казахстаном меморандум о сотрудничестве в области строительства высокоскоростной железной дороги Астана — Алматы. Казахстанская официальная пресса уже успела подать его в качестве чуть ли не самого важного соглашения, достигнутого в ходе визита Назарбаева в КНР.
Так вот, вышеупомянутый меморандум подписывается 22 февраля, а непосредственно с тем, что предлагает китайская сторона, официальная делегация Казахстана во главе с Назарбаевым знакомится лишь на следующий день в ходе своей поездки на высокоскоростном поезде в Тяньцзинь.
Во‑вторых, несколько странным выглядит тот факт, что данный меморандум подписывается именно с Китаем, а не с Францией, Германией или Японией, которые, как известно нашей редакции, также передавали свои проекты официальной Астане. Причем в отличие от КНР, которая начала развивать сеть высокоскоростных железных дорог лишь пять лет назад, в Германии, Франции и особенно Японии этот вид транспорта успешно эксплуатируется уже более десяти лет. Та же Россия в этой области предпочла сотрудничество с ФРГ.
Между тем заинтересованность Китая в строительстве высокоскоростной железной дороги от Астаны до Алматы вполне объяснима. Речь идет в буквальном смысле об огромных деньгах. Достаточно сказать, что стоимость аналогичного проекта Пекин — Шанхай (расстояние между городами составляет 1196 километров), который будет введен в эксплуатацию в июле 2011 года, официально оценивается ведущей строительство компаниейBeijing-Shanghai High-Speed Railway Co., Ltd в 220 миллиардов 940 миллионов китайских юаней, что приблизительно равно $33,5 миллиарда.
Китайцы остались довольны
Но это для официальной Астаны проект строительства высокоскоростной железной дороги между двумя столицами Казахстана считается наиболее важным. Дело понятное, на кону престиж страны. К тому же с точки зрения проведения всевозможных саммитов, конференций и других мероприятий международного уровня весьма привлекательной выглядит возможность преодолеть расстояние от Алматы до Астаны всего за 4 часа.
Что касается Китая, то там, если судить по сообщениям газеты «Жэньминь Жибао», информационного агентства «Синьхуа» и телеканала CCTV, приоритеты расставляют несколько иные. Прежде всего Поднебесную традиционно интересуют недра Казахстана.
Вот и председатель КНР Ху Цзиньтао во время встречи с Нурсултаном Назарбаевым особо подчеркнул, что важнейшей частью сотрудничества Китая и Казахстана является строительство транзитных нефте- и газопроводов, а также расширение взаимодействия в сфере развития чистой энергетики, высоких технологий и финансов. В переводе на общедоступный язык это означает, что Китай ожидает от Казахстана многократного увеличения поставок стратегически важного сырья и продуктов первичной переработки на свой внутренний рынок.
Даже помощь в развитии инфраструктуры Казахстана рассматривается Пекином исключительно с точки зрения прагматичного подхода, что не особо скрывалось при встречах с Назарбаевым ни со стороны председателя ВСНП У Банго, ни со стороны премьера Госсовета Вэнь Цзябао, ни тем более Ху Цзиньтао.
И надо сказать, официальная делегация Казахстана, в числе которой помимо Назарбаева были замечены Канат Саудабаев, Умирзак Шукеев, Кайрат Келимбетов, Аскар Мамин, Владимир Школьник и Тимур Кулибаев, полностью оправдала надежды китайской стороны. Помимо упомянутого ранее меморандума о сотрудничестве в области строительства высокоскоростной железной дороги, был подписан меморандум о взаимопонимании между «Казатомпромом» и Гуандунскойядерно-энергетической корпорацией (CGNPC), согласно которому Казахстан будет поставлять топливо для АЭС Китая (как тут не вспомнить идеи Мухтара Джакишева? - авт.).
Кроме того, достигнуто соглашение по разработке нефтегазоконденсатного месторождения Урихтау на западе Казахстана, которое тесно привязано к трубопроводу Бейнеу — Бозой — Акбулак, позволяющему обеспечить газом западные регионы Китая, а также заключена договоренность о стратегическом партнерстве между ТОО «Казфосфат» и китайской химической корпорацией SinoChem Group.
Последнее соглашение, кстати, имеет особое значение для сельского хозяйства Китая. Известно, что КНР является одним из крупнейших покупателей произведенных в Казахстане минеральных удобрений и кормовых фосфатов. Тех самых, которых и сейчас порой не хватает казахстанским фермерам...
Особое значение особым словам
Понять нынешний особый интерес Китая к Республике Казахстан неочень-то сложно. Поднебесная и раньше обращала достаточно пристальное внимание на своего западного соседа, но теперь это внимание должно возрасти во много раз. Основная причина — в появившейся нестабильности стран Ближнего Востока и Северной Африки. Ведь именно благодаря поставкам из этого региона компании КНР обеспечивали большую часть потребностей своей страны, в частности в углеводородах.
И вовсе не факт, что после свержения там режимов Хосни Мубарака, Зиналь-Абидина Бен Али и, вероятно, Муаммара Каддафи все вернется в прежнее русло. В этом свете для Китая проще поддержать находящийся в непосредственной близости Казахстан, управляемый вполне сговорчивым и падким на лесть лидером. Во многом этим и объясняется организованная Пекином чрезвычайно пышная встреча «дорогого гостя» из Казахстана с пионерами, почетным караулом и передовицами во всех без исключения центральных СМИ Китая. Что само по себе достаточная редкость в отношении лидера пусть и дружественной, но вполне заштатной страны.
Естественно, такой подход Китая к отношениям с Казахстаном полностью устраивает амбициозного Назарбаева, который старается всеми возможными способами на как можно больший срок остаться у руля государства. Более того, ради достижения своей заветной цели президент Казахстана и его окружение готовы безоговорочно занять позицию «одного Китая», публично заявить о совместной с КНР борьбе с экстремизмом и терроризмом (что понимает под этим официальный Пекин, догадаться несложно — авт.) и даже объявить о своем желании внимательно изучить положения 12‑го пятилетнего планасоциально-экономического развития КНР.
Соответственно, слова из уст самого Ху Цзиньтао о том, что «китайская сторона неизменно уважает путь развития, самостоятельно выбранный казахстанским народом, высоко оценивает достижения Казахстана в области государственного развития, поддерживает внутреннюю и внешнюю политику правительства Казахстана и его усилия, направленные на улучшение благосостояния народа», для президента Назарбаева имеют особое значение. Особенно в свете напоминаний о 13‑миллиардном кредите, что был выдан Китаем Казахстану, о чем как бы мимоходом обмолвился в своем интервью казахстанским СМИ посол КНР в РК Чжоу Ли еще 16 февраля.
И еще: может, это и совпадение, но в день начала визита Назарбаева в Китай правительство Казахстана объявило об увеличении квоты на привлечение иностранной рабочей силы в 2011 году на 0,1%, до 0,85% к экономически активному населению страны. С учетом желания Поднебесной все активнее развивать сотрудничество с Республикой Казахстан, данное постановление правительства Масимова выглядит весьма симптоматично.
Источник: Газета "Голос Республики" №07 (183) от 25 февраля 2011 года
Дело в деньгах
Взять, к примеру, подписанный между Китаем и Казахстаном меморандум о сотрудничестве в области строительства высокоскоростной железной дороги Астана — Алматы. Казахстанская официальная пресса уже успела подать его в качестве чуть ли не самого важного соглашения, достигнутого в ходе визита Назарбаева в КНР.
Так вот, вышеупомянутый меморандум подписывается 22 февраля, а непосредственно с тем, что предлагает китайская сторона, официальная делегация Казахстана во главе с Назарбаевым знакомится лишь на следующий день в ходе своей поездки на высокоскоростном поезде в Тяньцзинь.
Во‑вторых, несколько странным выглядит тот факт, что данный меморандум подписывается именно с Китаем, а не с Францией, Германией или Японией, которые, как известно нашей редакции, также передавали свои проекты официальной Астане. Причем в отличие от КНР, которая начала развивать сеть высокоскоростных железных дорог лишь пять лет назад, в Германии, Франции и особенно Японии этот вид транспорта успешно эксплуатируется уже более десяти лет. Та же Россия в этой области предпочла сотрудничество с ФРГ.
Между тем заинтересованность Китая в строительстве высокоскоростной железной дороги от Астаны до Алматы вполне объяснима. Речь идет в буквальном смысле об огромных деньгах. Достаточно сказать, что стоимость аналогичного проекта Пекин — Шанхай (расстояние между городами составляет 1196 километров), который будет введен в эксплуатацию в июле 2011 года, официально оценивается ведущей строительство компанией
Китайцы остались довольны
Но это для официальной Астаны проект строительства высокоскоростной железной дороги между двумя столицами Казахстана считается наиболее важным. Дело понятное, на кону престиж страны. К тому же с точки зрения проведения всевозможных саммитов, конференций и других мероприятий международного уровня весьма привлекательной выглядит возможность преодолеть расстояние от Алматы до Астаны всего за 4 часа.
Что касается Китая, то там, если судить по сообщениям газеты «Жэньминь Жибао», информационного агентства «Синьхуа» и телеканала CCTV, приоритеты расставляют несколько иные. Прежде всего Поднебесную традиционно интересуют недра Казахстана.
Вот и председатель КНР Ху Цзиньтао во время встречи с Нурсултаном Назарбаевым особо подчеркнул, что важнейшей частью сотрудничества Китая и Казахстана является строительство транзитных нефте- и газопроводов, а также расширение взаимодействия в сфере развития чистой энергетики, высоких технологий и финансов. В переводе на общедоступный язык это означает, что Китай ожидает от Казахстана многократного увеличения поставок стратегически важного сырья и продуктов первичной переработки на свой внутренний рынок.
Даже помощь в развитии инфраструктуры Казахстана рассматривается Пекином исключительно с точки зрения прагматичного подхода, что не особо скрывалось при встречах с Назарбаевым ни со стороны председателя ВСНП У Банго, ни со стороны премьера Госсовета Вэнь Цзябао, ни тем более Ху Цзиньтао.
И надо сказать, официальная делегация Казахстана, в числе которой помимо Назарбаева были замечены Канат Саудабаев, Умирзак Шукеев, Кайрат Келимбетов, Аскар Мамин, Владимир Школьник и Тимур Кулибаев, полностью оправдала надежды китайской стороны. Помимо упомянутого ранее меморандума о сотрудничестве в области строительства высокоскоростной железной дороги, был подписан меморандум о взаимопонимании между «Казатомпромом» и Гуандунской
Кроме того, достигнуто соглашение по разработке нефтегазоконденсатного месторождения Урихтау на западе Казахстана, которое тесно привязано к трубопроводу Бейнеу — Бозой — Акбулак, позволяющему обеспечить газом западные регионы Китая, а также заключена договоренность о стратегическом партнерстве между ТОО «Казфосфат» и китайской химической корпорацией SinoChem Group.
Последнее соглашение, кстати, имеет особое значение для сельского хозяйства Китая. Известно, что КНР является одним из крупнейших покупателей произведенных в Казахстане минеральных удобрений и кормовых фосфатов. Тех самых, которых и сейчас порой не хватает казахстанским фермерам...
Особое значение особым словам
Понять нынешний особый интерес Китая к Республике Казахстан не
И вовсе не факт, что после свержения там режимов Хосни Мубарака, Зин
Естественно, такой подход Китая к отношениям с Казахстаном полностью устраивает амбициозного Назарбаева, который старается всеми возможными способами на как можно больший срок остаться у руля государства. Более того, ради достижения своей заветной цели президент Казахстана и его окружение готовы безоговорочно занять позицию «одного Китая», публично заявить о совместной с КНР борьбе с экстремизмом и терроризмом (что понимает под этим официальный Пекин, догадаться несложно — авт.) и даже объявить о своем желании внимательно изучить положения 12‑го пятилетнего плана
Соответственно, слова из уст самого Ху Цзиньтао о том, что «китайская сторона неизменно уважает путь развития, самостоятельно выбранный казахстанским народом, высоко оценивает достижения Казахстана в области государственного развития, поддерживает внутреннюю и внешнюю политику правительства Казахстана и его усилия, направленные на улучшение благосостояния народа», для президента Назарбаева имеют особое значение. Особенно в свете напоминаний о 13‑миллиардном кредите, что был выдан Китаем Казахстану, о чем как бы мимоходом обмолвился в своем интервью казахстанским СМИ посол КНР в РК Чжоу Ли еще 16 февраля.
И еще: может, это и совпадение, но в день начала визита Назарбаева в Китай правительство Казахстана объявило об увеличении квоты на привлечение иностранной рабочей силы в 2011 году на 0,1%, до 0,85% к экономически активному населению страны. С учетом желания Поднебесной все активнее развивать сотрудничество с Республикой Казахстан, данное постановление правительства Масимова выглядит весьма симптоматично.
Источник: Газета "Голос Республики" №07 (183) от 25 февраля 2011 года
0 коммент.:
Отправить комментарий