25.02.2011

Зачем Назарбаев ездил в Китай?

К семнадцатому по счету визиту Нурсултана Назарбаева в Поднебесной готовились очень основательно. 
 
Автор: Анатолий ИВАНОВ
 
В буквальном смысле слова продумана была каждая мелочь программы пребывания высокого гостя из Казахстана – с кем встретится, с кем отобедает, какие договоры подпишет, наконец, куда поедет. Как говорится, никаких отклонений от заданного курса, никакой импровизации.
Фактически нынешний визит Назарбаева в Китай носил исключительно декларативный характер. Этакая своеобразная экскурсия на высоком уровне. Поскольку очевидно: все, что требовалось от президента Казахстана, это завизировать уже заранее подготовленные документы. В принципе, подобный ход весьма распространен в практике международных отношений, и, казалось бы, особо удивляться в этой связи не стоит. Если бы не ряд нюансов, на которых официальные СМИ обеих стран по понятным причинам постарались не заострять особого внимания. А зря!
Дело в деньгах
Взять, к примеру, подписанный между Китаем и Казахстаном меморандум о сотрудничестве в области строительства высокоскоростной железной дороги Астана — Алматы. Казахстанская официальная пресса уже успела подать его в качестве чуть ли не самого важного соглашения, достигнутого в ходе визита Назарбаева в КНР.
Так вот, вышеупомянутый меморандум подписывается 22 февраля, а непосредственно с тем, что предлагает китайская сторона, официальная делегация Казахстана во главе с Назарбаевым знакомится лишь на следующий день в ходе своей поездки на высокоскоростном поезде в Тяньцзинь.
Во‑вторых, несколько странным выглядит тот факт, что данный меморандум подписывается именно с Китаем, а не с Францией, Германией или Японией, которые, как известно нашей редакции, также передавали свои проекты официальной Астане. Причем в отличие от КНР, которая начала развивать сеть высокоскоростных железных дорог лишь пять лет назад, в Германии, Франции и особенно Японии этот вид транспорта успешно эксплуатируется уже более десяти лет. Та же Россия в этой области предпочла сотрудничество с ФРГ.
Между тем заинтересованность Китая в строительстве высокоскоростной железной дороги от Астаны до Алматы вполне объяснима. Речь идет в буквальном смысле об огромных деньгах. Достаточно сказать, что стоимость аналогичного проекта Пекин — Шанхай (расстояние между городами составляет 1196 километров), который будет введен в эксплуатацию в июле 2011 года, официально оценивается ведущей строительство компанией Beijing-Shanghai High-Speed Railway Co., Ltd в 220 миллиардов 940 миллионов китайских юаней, что приблизительно равно $33,5 миллиарда.
Китайцы остались довольны
Но это для официальной Астаны проект строительства высокоскоростной железной дороги между двумя столицами Казахстана считается наиболее важным. Дело понятное, на кону престиж страны. К тому же с точки зрения проведения всевозможных саммитов, конференций и других мероприятий международного уровня весьма привлекательной выглядит возможность преодолеть расстояние от Алматы до Астаны всего за 4 часа.
Что касается Китая, то там, если судить по сообщениям газеты «Жэньминь Жибао», информационного агентства «Синьхуа» и телеканала CCTV, приоритеты расставляют несколько иные. Прежде всего Поднебесную традиционно интересуют недра Казахстана.
Вот и председатель КНР Ху Цзиньтао во время встречи с Нурсултаном Назарбаевым особо подчеркнул, что важнейшей частью сотрудничества Китая и Казахстана является строительство транзитных нефте- и газопроводов, а также расширение взаимодействия в сфере развития чистой энергетики, высоких технологий и финансов. В переводе на общедоступный язык это означает, что Китай ожидает от Казахстана многократного увеличения поставок стратегически важного сырья и продуктов первичной переработки на свой внутренний рынок.
Даже помощь в развитии инфраструктуры Казахстана рассматривается Пекином исключительно с точки зрения прагматичного подхода, что не особо скрывалось при встречах с Назарбаевым ни со стороны председателя ВСНП У Банго, ни со стороны премьера Госсовета Вэнь Цзябао, ни тем более Ху Цзиньтао.
И надо сказать, официальная делегация Казахстана, в числе которой помимо Назарбаева были замечены Канат Саудабаев, Умирзак Шукеев, Кайрат Келимбетов, Аскар Мамин, Владимир Школьник и Тимур Кулибаев, полностью оправдала надежды китайской стороны. Помимо упомянутого ранее меморандума о сотрудничестве в области строительства высокоскоростной железной дороги, был подписан меморандум о взаимопонимании между «Казатомпромом» и Гуандунской ядерно-энергетической корпорацией (CGNPC), согласно которому Казахстан будет поставлять топливо для АЭС Китая (как тут не вспомнить идеи Мухтара Джакишева? - авт.).
Кроме того, достигнуто соглашение по разработке нефтегазоконденсатного месторождения Урихтау на западе Казахстана, которое тесно привязано к трубопроводу Бейнеу — Бозой — Акбулак, позволяющему обеспечить газом западные регионы Китая, а также заключена договоренность о стратегическом партнерстве между ТОО «Казфосфат» и китайской химической корпорацией SinoChem Group.
Последнее соглашение, кстати, имеет особое значение для сельского хозяйства Китая. Известно, что КНР является одним из крупнейших покупателей произведенных в Казахстане минеральных удобрений и кормовых фосфатов. Тех самых, которых и сейчас порой не хватает казахстанским фермерам...
Особое значение особым словам
Понять нынешний особый интерес Китая к Республике Казахстан не очень-то сложно. Поднебесная и раньше обращала достаточно пристальное внимание на своего западного соседа, но теперь это внимание должно возрасти во много раз. Основная причина — в появившейся нестабильности стран Ближнего Востока и Северной Африки. Ведь именно благодаря поставкам из этого региона компании КНР обеспечивали большую часть потребностей своей страны, в частности в углеводородах.
И вовсе не факт, что после свержения там режимов Хосни Мубарака, Зин аль-Абидина Бен Али и, вероятно, Муаммара Каддафи все вернется в прежнее русло. В этом свете для Китая проще поддержать находящийся в непосредственной близости Казахстан, управляемый вполне сговорчивым и падким на лесть лидером. Во многом этим и объясняется организованная Пекином чрезвычайно пышная встреча «дорогого гостя» из Казахстана с пионерами, почетным караулом и передовицами во всех без исключения центральных СМИ Китая. Что само по себе достаточная редкость в отношении лидера пусть и дружественной, но вполне заштатной страны.
Естественно, такой подход Китая к отношениям с Казахстаном полностью устраивает амбициозного Назарбаева, который старается всеми возможными способами на как можно больший срок остаться у руля государства. Более того, ради достижения своей заветной цели президент Казахстана и его окружение готовы безоговорочно занять позицию «одного Китая», публично заявить о совместной с КНР борьбе с экстремизмом и терроризмом (что понимает под этим официальный Пекин, догадаться несложно — авт.) и даже объявить о своем желании внимательно изучить положения 12‑го пятилетнего плана социально-экономического развития КНР.
Соответственно, слова из уст самого Ху Цзиньтао о том, что «китайская сторона неизменно уважает путь развития, самостоятельно выбранный казахстанским народом, высоко оценивает достижения Казахстана в области государственного развития, поддерживает внутреннюю и внешнюю политику правительства Казахстана и его усилия, направленные на улучшение благосостояния народа», для президента Назарбаева имеют особое значение. Особенно в свете напоминаний о 13‑миллиардном кредите, что был выдан Китаем Казахстану, о чем как бы мимоходом обмолвился в своем интервью казахстанским СМИ посол КНР в РК Чжоу Ли еще 16 февраля.
И еще: может, это и совпадение, но в день начала визита Назарбаева в Китай правительство Казахстана объявило об увеличении квоты на привлечение иностранной рабочей силы в 2011 году на 0,1%, до 0,85% к экономически активному населению страны. С учетом желания Поднебесной все активнее развивать сотрудничество с Республикой Казахстан, данное постановление правительства Масимова выглядит весьма симптоматично.
Источник: Газета "Голос Республики" №07 (183) от 25 февраля 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий