03.03.2011

Не все столице масленица

Провокационный рейтинг регионов Казахстана увидел свет в феврале. Лидирует в нем Акмолинская область, в официальных отчетах обычно плетущаяся в хвосте списка.
 
Автор: Редакция газеты "Взгляд"
 
Зато город будущего - Астана - занимает 14-ю позицию из 16 возможных.  Год назад, 12 марта, на совещании с главами областей и городов Астаны, Алматы президент поручил определять рейтинг работы акимов всех уровней по 35 критериям. Среди них: достижение стратегических целей и задач в курируемой отрасли или регионе, исполнение актов и поручений президента РК и его администрации, реализация бюджетных программ, оказание госуслуг, управление персоналом, применение информационных технологий и т.д.
О результатах подобного исследования пока ничего не известно. Но уже смущает тот факт, что оцениваться акиматы будут самой же властью.
Аким хороший, свита не та
Обзорно-аналитический журнал Exclusive предложил свой вариант рейтинга, причем не акимов, а областных акиматов. И объясняет это тем, что оценку стоит давать местной власти, слаженности ее аппарата, а не отдельным личностям. «В реалиях современного Казахстана, когда первые руководители областей часто сменяются, акцент на одной личности, ее известности и влиятельности может заслонить реальное положение вещей, — пишет источник. — Акимы, равно как и министры, будучи назначенцами главы государства, являются всего лишь исполнителями его установок, а не самостоятельными политическими деятелями».
Мнение исследователей косвенно подтверждает и народ.
- Кулагина (акима Костанайской области. — Авт.) любят все, — говорит пенсионерка из Костаная Тамара Евсюкова. — Он как личность вызывает положительную реакцию. То, что начали выявлять не рейтинги акимов, а в целом акиматов, очень правильно. Многие из сидящих в креслах, честно говоря, занимают эти места зря. В последние несколько лет я стала отслеживать информацию об этом. Кулагин действительно старается для области, внимателен, где надо настойчив, но его приближенные только мешают ему.
Спасибо в карман не положишь
За основу своего исследования журнал взял данные статистики по шести, на взгляд источника, ключевым позициям в процентах: номинальные денежные доходы населения, объем розничного товарооборота, объем промышленного производства, величина прожиточного минимума, уровень безработицы, индекс потребительских цен (инфляция).
Уровень безработицы и величина прожиточного минимума указывают на эффективность государственного органа в решении наиболее злободневных социальных проблем в регионе. Рост номинальных денежных доходов вкупе с процентами инфляции дает более-менее ясную картину о платеже¬способности и в целом о социально-экономическом положении населения. Наконец, объемы розничного товарооборота и промышленного производства показывают экономическую и деловую активность.
При этом из шести параметров четыре (номинальные денежные доходы населения, объем розничного товарооборота, объем промышленного производства и величина прожиточного минимума) рассматриваются журналом в качестве положительных — баллы по ним зачислены в плюс. Оставшиеся два параметра — показатели негативные.
Данные взяли из статотчетов. Потому что информация, размещенная на сайтах акиматов, мягко говоря, причесанная. Зачастую в блогах глав областей выставляются только те вопросы, на которые даны ответы. Либо в отличие от республиканских министерств власти на местах работают превосходно, а потому вопросов мало, а те, которые есть, решаются почти на 100%, либо на обозрение публики выносятся отнюдь не все, заключают исследователи, уточняя, что сайты изобилуют позитивными отзывами граждан о деятельности того или иного чиновника, индивидуальными и коллективными письмами благодарности за оперативное решение проблем. Как бы то ни было, делать умозаключения по этим источникам мы не стали и обратились к голой статистике, имеющейся в зоне доступа.
«К сожалению, и здесь пришлось столкнуться с определенными сложностями, — пишет Exclusive. — Отдельные статистические органы на местах выдают неполную информацию, особенно если речь идет о негативных показателях или тенденциях. Например, с целью занизить количество безработных в расчет принимались только те граждане, которые официально зарегистрированы в органах занятости. Такие цифры в силу их условности пришлось игнорировать. Поэтому, возможно, авансом в пустые графы были вписаны среднереспубликанские показатели».
С ног на голову
Все статистические данные в рейтинге снимались по состоянию на 20 января 2011 года. И получилась интересная картина. В тройке лидеров оказались Акмолинская, Костанайская и Жамбылская области, из которых лишь серебряный призер неизменно фигурирует во всех рейтингах как преуспевающий регион.
Карагандинская и Кызылординская области с почти одинаковым показателем поделили седьмую и восьмую позиции. А ранее тоже имели солидный отрыв друг от друга.
Признаться, в ходе исследования отдельные статистические выкладки даже ставили нас в тупик с точки зрения здравой логики. Тому пример Западно-Казахстанская область, которая по итогам 2010 года заняла передовые строчки по двум, мягко говоря, нестыкующимся позициям: рост номинальных денежных доходов населения составил 35,3%, а рост объема промышленного производства — минус 0,3%. Проще говоря, в регионе с одним из самых низких показателей роста экономики наблюдается наибольший доход населения, пускай и номинальный.
В целом исследование показало, что лидирующие места в рейтинге завоевали не самые крупные и густонаселенные регионы. Напрашивается вопрос: за счет чего или кого социально-экономические показатели республики в целом оказались столь низкими?

ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА EXCLUSIVE

Источник: Деловая газета "Взгляд" №08 (190) от 02 марта 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий