Поправки в законодательство по вопросам жилищных отношений стали предметом бурной дискуссии на очередном пленарном заседании Мажилиса.
Но, как и всегда, универсального рецепта для решения всех проблем найти не удалось.
Законопроект не только направлен на регулирование отношений в сфере ЖКХ, но и предлагает решение социальных вопросов. В частности — выделение квартир из госфонда детям-сиротам. Сегодня это весьма острый вопрос, поскольку очередники этой категории на совершенно законных основаниях снимаются с очереди на жилье, как только им исполнится 23 года. Этот недостаток решили устранить.
- В целях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законопроектом предполагается не снимать их с учета вне зависимости от возраста, если они являются нуждающимися в жилище, — заявил заместитель председателя Агентства по делам строительства и ЖКХ Николай Тихонюк.
Еще одна социальная норма увеличивает финансовую планку для малоимущих очередников:
- Согласно действующему законодательству, для постановки на учет для получения жилья социально защищаемые граждане должны иметь совокупный месячный доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, то есть 15990 тенге на члена семьи в месяц. Сегодня абсолютное большинство социально защищаемых граждан имеют доход, превышающий минимум. В связи с чем они не признаются малоимущими и не подлежат включению в очередь на получение государственного жилья, а также могут быть исключены при ежегодной инвентаризации списков, что в настоящее время происходит, — пояснил г-н Тихонюк. — В связи с чем предусматривается увеличение минимальных требований по ежемесячному доходу на члена семьи для признания их малоимущими с одного прожиточного минимума до 3,1. То есть с 15999 до 49597 тенге на члена семьи в месяц.
Депутатов намерение решить проблему обеспечения жильем детей-сирот явно порадовало. Однако сам механизм, предлагаемый агентством, удивил. Бахыт Сыздыкова посчитала: ежегодно из детских учреждений выпускается две тысячи детей. При этом по стране вводится две тысячи квартир ежегодно, а на очереди стоит 140 тысяч человек. При всех благих намерениях жилья для нуждающихся не хватит. Кроме того, напомнила депутат, уточнения в закон лишь вносятся, а трагедии есть уже сейчас.
- Сейчас акиматы повсеместно выкидывают из очередей детей-сирот, потому что это норма, которая сейчас прописана. Может, можно собрать какое-то совещание на уровне правительства? — предложила она и напомнила: — Вы знаете, что недавно в Астане было несколько попыток самосожжения этих детей.
Николай Тихонюк отрицать проблему не стал.
- Эти факты были. Приходили с бутылками бензина, мы знаем эту проблему, — подтвердил он.
Однако как решить проблему, в агентстве не знают. Проект закона был разослан по всем акиматам, однако далеко не все местные власти приняли его во внимание.
Что же касается количества строящегося жилья, эта проблема тоже имеет место. Г-н Тихонюк предложил рассмотреть возможность решения вопроса через новую программу занятости, в рамках которой ежегодно на жилье выделяется по 11 миллиардов тенге.
- Давайте, может быть, через Минтруда детей-сирот трудоустраивать, и там сразу будет предоставляться жилье, — предложил он.
Еще одним вариантом решения проблемы может стать развитие арендного жилья. Однако здесь возникает вопрос стоимости аренды. Далеко не всем, даже с доходами выше прожиточного минимума, она по карману. В этом вопросе Николай Тихонюк попросил помощи депутатов — агентством разработана методика начисления стоимости аренды, однако обязать все акиматы применять ее чиновники не могут.
- Нам надо в компетенцию включить полномочия об утверждении этой методики начисления арендной платы, — попросил г-н Тихонюк, отметив: — Везде в регионах арендная плата идет 20—25 тенге квадратный метр, Астана — 220 почему-то.
Обсуждение законопроекта, разумеется, вышло далеко за пределы предусмотренных документом поправок. Депутаты не могли не затронуть вопрос жилищных инспекций — эту норму они законодательно утвердили больше года назад, однако она до сих пор не работает.
- В части жилищной инспекции вопрос несколько затянулся, — подтвердил Николай Тихонюк. — Но на сегодня во всех областях они созданы, кроме Акмолинской. Самые работоспособные инспекции — в количестве 37 человек — в Карагандинской области. В остальных областях — 5—6 человек.
Подобные ответы в духе «определенные сложности есть, но когда-нибудь они разрешатся» депутаты получили практически на все свои вопросы. В итоге резюме сформулировал Владимир Нехорошев:
- Наше правовое поле по вопросам ЖКХ — это сплошная целина. Мы все время пишем новые законы вместо того, чтобы исполнять старые. У нас получается — на каждую букву закона есть свои три буквы.
А его коллега Кабибулла Жакыпов подвел черту под дискуссией:
- Мы допустили самую большую ошибку — когда был принят закон о приватизации жилья, там был еще один пункт — после ремонта принимается это жилье, — напомнил он. — Новое жилье должно по новому закону работать. С лифтами, подвалами, крышами. А тот жилой фонд должен быть отремонтирован за счет государства. Потом, по мере подготовки, должен быть передан в кондоминиумы и так далее. Сколько бы мы вопросов ни задавали — не ответит Николай Петрович.
Собственно, на этом дискуссия завершилась. Законопроект депутаты одобрили в первом чтении, пообещав все проблемные вопросы детализировать при подготовке ко второму чтению. Но вряд ли им удастся кардинально изменить ситуацию: правительство неоднократно заявляло, что ремонтировать старые дома за счет бюджетных средств не будет, а строить больше нового социального жилья не получается из-за кризиса и рыночных условий.
- В целях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законопроектом предполагается не снимать их с учета вне зависимости от возраста, если они являются нуждающимися в жилище, — заявил заместитель председателя Агентства по делам строительства и ЖКХ Николай Тихонюк.
Еще одна социальная норма увеличивает финансовую планку для малоимущих очередников:
- Согласно действующему законодательству, для постановки на учет для получения жилья социально защищаемые граждане должны иметь совокупный месячный доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, то есть 15990 тенге на члена семьи в месяц. Сегодня абсолютное большинство социально защищаемых граждан имеют доход, превышающий минимум. В связи с чем они не признаются малоимущими и не подлежат включению в очередь на получение государственного жилья, а также могут быть исключены при ежегодной инвентаризации списков, что в настоящее время происходит, — пояснил г-н Тихонюк. — В связи с чем предусматривается увеличение минимальных требований по ежемесячному доходу на члена семьи для признания их малоимущими с одного прожиточного минимума до 3,1. То есть с 15999 до 49597 тенге на члена семьи в месяц.
Депутатов намерение решить проблему обеспечения жильем детей-сирот явно порадовало. Однако сам механизм, предлагаемый агентством, удивил. Бахыт Сыздыкова посчитала: ежегодно из детских учреждений выпускается две тысячи детей. При этом по стране вводится две тысячи квартир ежегодно, а на очереди стоит 140 тысяч человек. При всех благих намерениях жилья для нуждающихся не хватит. Кроме того, напомнила депутат, уточнения в закон лишь вносятся, а трагедии есть уже сейчас.
- Сейчас акиматы повсеместно выкидывают из очередей детей-сирот, потому что это норма, которая сейчас прописана. Может, можно собрать какое-то совещание на уровне правительства? — предложила она и напомнила: — Вы знаете, что недавно в Астане было несколько попыток самосожжения этих детей.
Николай Тихонюк отрицать проблему не стал.
- Эти факты были. Приходили с бутылками бензина, мы знаем эту проблему, — подтвердил он.
Однако как решить проблему, в агентстве не знают. Проект закона был разослан по всем акиматам, однако далеко не все местные власти приняли его во внимание.
Что же касается количества строящегося жилья, эта проблема тоже имеет место. Г-н Тихонюк предложил рассмотреть возможность решения вопроса через новую программу занятости, в рамках которой ежегодно на жилье выделяется по 11 миллиардов тенге.
- Давайте, может быть, через Минтруда детей-сирот трудоустраивать, и там сразу будет предоставляться жилье, — предложил он.
Еще одним вариантом решения проблемы может стать развитие арендного жилья. Однако здесь возникает вопрос стоимости аренды. Далеко не всем, даже с доходами выше прожиточного минимума, она по карману. В этом вопросе Николай Тихонюк попросил помощи депутатов — агентством разработана методика начисления стоимости аренды, однако обязать все акиматы применять ее чиновники не могут.
- Нам надо в компетенцию включить полномочия об утверждении этой методики начисления арендной платы, — попросил г-н Тихонюк, отметив: — Везде в регионах арендная плата идет 20—25 тенге квадратный метр, Астана — 220 почему-то.
Обсуждение законопроекта, разумеется, вышло далеко за пределы предусмотренных документом поправок. Депутаты не могли не затронуть вопрос жилищных инспекций — эту норму они законодательно утвердили больше года назад, однако она до сих пор не работает.
- В части жилищной инспекции вопрос несколько затянулся, — подтвердил Николай Тихонюк. — Но на сегодня во всех областях они созданы, кроме Акмолинской. Самые работоспособные инспекции — в количестве 37 человек — в Карагандинской области. В остальных областях — 5—6 человек.
Подобные ответы в духе «определенные сложности есть, но когда-нибудь они разрешатся» депутаты получили практически на все свои вопросы. В итоге резюме сформулировал Владимир Нехорошев:
- Наше правовое поле по вопросам ЖКХ — это сплошная целина. Мы все время пишем новые законы вместо того, чтобы исполнять старые. У нас получается — на каждую букву закона есть свои три буквы.
А его коллега Кабибулла Жакыпов подвел черту под дискуссией:
- Мы допустили самую большую ошибку — когда был принят закон о приватизации жилья, там был еще один пункт — после ремонта принимается это жилье, — напомнил он. — Новое жилье должно по новому закону работать. С лифтами, подвалами, крышами. А тот жилой фонд должен быть отремонтирован за счет государства. Потом, по мере подготовки, должен быть передан в кондоминиумы и так далее. Сколько бы мы вопросов ни задавали — не ответит Николай Петрович.
Собственно, на этом дискуссия завершилась. Законопроект депутаты одобрили в первом чтении, пообещав все проблемные вопросы детализировать при подготовке ко второму чтению. Но вряд ли им удастся кардинально изменить ситуацию: правительство неоднократно заявляло, что ремонтировать старые дома за счет бюджетных средств не будет, а строить больше нового социального жилья не получается из-за кризиса и рыночных условий.
0 коммент.:
Отправить комментарий