К 2015 году потребность Казахстана в иностранной рабочей силе может составлять порядка 1,8 миллиона человек.
Такую информацию в ходе работы круглого стола «Миграционные процессы в Казахстане и социальная интеграция трудящихся-мигрантов с учетом гендерного компонента» озвучила мажилисмен Айткуль Самакова. Вероятно эта цифра может быть реализована за счет китайцев: ведь из приведенной здесь же информации следует, что число зарегистрированных ханьцев только за прошлый год в Алматы увеличилось в 2,1 раза.
На мероприятие, прошедшее в офисе Алматинского городского филиала НДП «Нур Отан», помимо нескольких депутатов парламента, пришли представители неправительственных организаций и журналисты. Экспертам предложили обсудить новый законопроект «О миграции», который в настоящее время рассматривается в Мажилисе. Ожидается, что сам документ будет утвержден нижней палатой парламента во втором чтении в мае, а уже в июне вступит в действие.
Закон вам в помощь!
Открывая заседание круглого стола, председатель Социального совета партии «Нур Отан», депутат Мажилиса Айткуль Самакова напомнила, что Казахстан, по данным Всемирного банка, в 2009 году занимал 9-е место в списке стран мира, принимающих мигрантов.
- А по прогнозам Агентства по статистике РК, потребность в рабочей силе у нас к 2015 году будет составлять где-то 1,2—1,8 миллиона человек, — отметила она, продолжив далее: — По данным Международной организации труда, в нашей стране в настоящее время работает от 300 тысяч до 1 миллиона нелегальных мигрантов.
По мнению мажилисмена, проект нового закона направлен «на уменьшение негативных последствий миграционных процессов путем максимального сокращения незаконной и формирования дифференцированной миграции». В частности, законопроектом предусматривается новая категория трудящихся мигрантов — «сезонные работники», устанавливается механизм взаимодействия государственных органов по вопросам миграции.
- А также стимулирование притока иностранных специалистов высокой квалификации, в которых пока еще нуждается наша экономика, — пояснила она.
По словам Национального координатора проекта Международной организации по миграции Светланы Бекмамбетовой, одним из важных достижений нового документа можно считать то, что «законопроект предусматривает введение разрешений на осуществление трудовой деятельности, которые должны выдаваться непосредственно самим иностранным работникам, а не их работодателям». Другим положительным моментом было названо «расширение статьи по вопросам мигрантов».
- Почему? Потому что здесь идет расширение и предусматривается режим равенства прав эмигрантов и граждан Республики Казахстан, который, в сравнении с действующим законом, не ограничивается мигрантами, получившими вид на жительство в Казахстане, — отметила она.
Дорогая необходимость
Совсем иную — нерадужную — картину обрисовал присутствовавшим исполняющий обязанности начальника Управления миграционной полиции ДВД города Алматы Айкельды Асанов. По его информации, из 134 тысяч иностранных граждан, зарегистрированных в Алматы, «за нарушение миграционного законодательства было привлечено 36 тысяч иностранцев».
- Из них 70% нарушают только именно наше трудовое законодательство. Хотя в статье 26 Трудового кодекса написано, что работодатель не вправе принимать и заключать какие-либо договоры и нанимать иностранную рабочую силу без соответствующего на то разрешения, — подчеркнул он.
При этом количество привлеченных к работе иностранных граждан из года в год увеличивается: так, если с января по март прошлого года в Алматы было привлечено 9838 иностранных граждан, то на сегодняшний день эта цифра «уже далеко ушла за 10 тысяч».
- Из года в год у нас увеличивается количество выдворенных иностранных граждан. В прошедшем году нами было выдворено порядка 3,5 тысяч иностранцев, на сегодняшний день количество выдворенных составляет 819 человек, — констатировал полицейский.
И это при том, далее обратил внимание г-н Асанов, что затраты на сопровождение при выдворении из страны одного гражданина Узбекистана или Кыргызстана составляют 2,5 тысячи тенге. Вот и считайте: для доставки 2,5 тысяч граждан этих стран до границы в прошлом году требовалось около 6,2 млн тенге, тогда как «акимат выделяет на эту процедуру ежегодно 1,5 миллиона тенге, и это без учета выплат командировочных сотрудникам полиции».
Без механизмов и правил
Обозначив основные проблемы, полицейский перешел к путям их решения. Так, для упорядочения процедуры депортации нелегалов, прибывших из стран, имеющих общую границу с РК, было бы целесообразно, считает он, «создать при подразделениях миграционной полиции центры размещения и накопления для их дальнейшего совместного сопровождения до государственной границы, что снизило бы дорожные расходы».
Вместе с тем эффективность работы миграционной полиции, продолжил рассуждать г-н Асанов, улучшилась бы на порядок, если бы были устранены недоработки в законодательстве РК. В частности, несмотря на то, что Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) был принят 30 января 2001 года, многие его положения декларативны.
- Даже если его (иностранного мигранта — авт.) действия противоречат интересам государственной безопасности, по сути дела, мы не вправе этого человека выдворить. Потому что по закону данная мера не оговорена — она по настоящее время на протяжении 11 лет не включена в Административный кодекс. Мы неоднократно писали и в прокуратуру, и в госправовой отдел, и в МВД, но на сегодняшний день данный вопрос не решен, — отметил он.
В этом же КоАП не прописан механизм выдворения иностранных граждан. Кроме того, до сих пор не определено, в какие сроки нужно человека выдворять, не регламентирован «никакими нормативными документами вопрос о месте и сроках содержания выдворенных иностранцев».
- Если иностранец совершил на территории РК преступление, я считаю, что иностранцу здесь делать нечего, ему надо просто-напросто пожизненно запрет на въезд сделать. А у нас на сегодняшний день наблюдается тенденция рецидивной преступности со стороны иностранных граждан, — заявил полицейский.
«Нихао!» трудящимся
Но и это еще, как оказалось, не все. На взгляд Айкельды Асанова, требует совершенствования и устранения недоработок совместный приказ 2009 года Министерства внутренних дел за №488 от 22 декабря и Министерства иностранных дел за №08—1—1—1/457 от 14 декабря, регламентирующий новый порядок выдачи виз иностранцам:
- Как следует из представленных в приложении материалов, многие положения данного приказа не только не соответствуют нормативным актам, но и не отвечают политике государства. Так, одним из оснований принятия данного приказа явилось ограничение пребывания в Республику Казахстан граждан «стран миграционного риска». На практике, как показывает анализ УМП ДВД, принятие данного приказа оказало негативное влияние на оралманов. Так, если в 2008 году в городе Алматы зарегистрировано всего 14259 граждан КНР, в том числе 10391 оралман и 3868 ханьцев, а в 2009 году — 16016 граждан КНР, и ханьцев было 3900, то с принятием этого приказа у нас общее количество граждан КНР сократилось. Но число прибывших граждан китайской национальности у нас возросло в 2,1 раза, а оралманов, наоборот, сократилось в более чем 2 раза. Данная тенденция зарегистрирована и в текущем году: так, например, за февраль месяц из зарегистрированных 1279 граждан КНР 922 — это граждане ханьской национальности, оралманов всего 357.
С учетом того, что основной поток оралманов в Казахстан прибывает именно из КНР, где зачастую не выдают детям паспорта, утверждает он, необходимо разработать механизм выдачи иностранцам казахской национальности виз на постоянное место жительства. Вместе с тем г-н Асанов считает, что применяемая Казахстаном «система квотирования себя просто-напросто не оправдала».
- Из 100 с лишним тысяч прибывших иностранных граждан на город Алматы основная масса нарушителей — это низкоквалифицированная рабочая сила, которая приезжает по третьей категории. То есть само государство осознанно, загодя ежегодно выдавая квоты, данных мигрантов загоняет в разряд нелегальных трудовых мигрантов, — уверен он.
Дети с мешками за спиной
Как отметила в своем выступлении национальный координатор проекта по миграции «Женщины ООН» Алия Ильясова, мигранты из Кыргызстана и Таджикистана предпочитают в Казахстане работать в сфере торговли и услуг, а мигранты из Узбекистана в основном заняты в сфере торговли, сельского хозяйства и в строительстве.
А по данным председателя правления Детского фонда Казахстана Эльвиры Ватлиной, в Алматинской области дети, в том числе мигранты из стран ближнего зарубежья, работают на табачных, луковых и овощных плантациях, в Южном Казахстане — преимущественно на хлопковых, кукурузных, морковных, капустных полях, занимаются прополкой, поливом растений, а также сбором урожая. Кроме того, они трудятся на городских рынках — переносят грузы, толкают тяжелые тачки, тяжести, занимаются загрузкой машин овощами, продают насвай и сигареты и так далее.
- Несмотря на то, что, по-моему, полтора года назад мы докладывали об этой ситуации в парламенте во время проведения круглого стола, тоже предлагали достаточно серьезные рекомендации, все-таки видим, что ситуация очень и очень мало меняется, — заявила представитель НПО, отметив: — То есть сегодня формируется рынок детского труда со спросом и предложением. Поэтому мы говорим, что проблема детского труда будет существовать до тех пор, пока существует трудовая миграция. И главная причина (это отмечали и сами дети, и мы прекрасно понимаем) — все-таки бедность этих семей.
При этом, пояснила она, большинство детей, «осознавая безвыходность своего положения», оценило свой ничем не регламентированный, низкооплачиваемый труд как «очень тяжелый».
Закон вам в помощь!
Открывая заседание круглого стола, председатель Социального совета партии «Нур Отан», депутат Мажилиса Айткуль Самакова напомнила, что Казахстан, по данным Всемирного банка, в 2009 году занимал 9-е место в списке стран мира, принимающих мигрантов.
- А по прогнозам Агентства по статистике РК, потребность в рабочей силе у нас к 2015 году будет составлять где-то 1,2—1,8 миллиона человек, — отметила она, продолжив далее: — По данным Международной организации труда, в нашей стране в настоящее время работает от 300 тысяч до 1 миллиона нелегальных мигрантов.
По мнению мажилисмена, проект нового закона направлен «на уменьшение негативных последствий миграционных процессов путем максимального сокращения незаконной и формирования дифференцированной миграции». В частности, законопроектом предусматривается новая категория трудящихся мигрантов — «сезонные работники», устанавливается механизм взаимодействия государственных органов по вопросам миграции.
- А также стимулирование притока иностранных специалистов высокой квалификации, в которых пока еще нуждается наша экономика, — пояснила она.
По словам Национального координатора проекта Международной организации по миграции Светланы Бекмамбетовой, одним из важных достижений нового документа можно считать то, что «законопроект предусматривает введение разрешений на осуществление трудовой деятельности, которые должны выдаваться непосредственно самим иностранным работникам, а не их работодателям». Другим положительным моментом было названо «расширение статьи по вопросам мигрантов».
- Почему? Потому что здесь идет расширение и предусматривается режим равенства прав эмигрантов и граждан Республики Казахстан, который, в сравнении с действующим законом, не ограничивается мигрантами, получившими вид на жительство в Казахстане, — отметила она.
Дорогая необходимость
Совсем иную — нерадужную — картину обрисовал присутствовавшим исполняющий обязанности начальника Управления миграционной полиции ДВД города Алматы Айкельды Асанов. По его информации, из 134 тысяч иностранных граждан, зарегистрированных в Алматы, «за нарушение миграционного законодательства было привлечено 36 тысяч иностранцев».
- Из них 70% нарушают только именно наше трудовое законодательство. Хотя в статье 26 Трудового кодекса написано, что работодатель не вправе принимать и заключать какие-либо договоры и нанимать иностранную рабочую силу без соответствующего на то разрешения, — подчеркнул он.
При этом количество привлеченных к работе иностранных граждан из года в год увеличивается: так, если с января по март прошлого года в Алматы было привлечено 9838 иностранных граждан, то на сегодняшний день эта цифра «уже далеко ушла за 10 тысяч».
- Из года в год у нас увеличивается количество выдворенных иностранных граждан. В прошедшем году нами было выдворено порядка 3,5 тысяч иностранцев, на сегодняшний день количество выдворенных составляет 819 человек, — констатировал полицейский.
И это при том, далее обратил внимание г-н Асанов, что затраты на сопровождение при выдворении из страны одного гражданина Узбекистана или Кыргызстана составляют 2,5 тысячи тенге. Вот и считайте: для доставки 2,5 тысяч граждан этих стран до границы в прошлом году требовалось около 6,2 млн тенге, тогда как «акимат выделяет на эту процедуру ежегодно 1,5 миллиона тенге, и это без учета выплат командировочных сотрудникам полиции».
Без механизмов и правил
Обозначив основные проблемы, полицейский перешел к путям их решения. Так, для упорядочения процедуры депортации нелегалов, прибывших из стран, имеющих общую границу с РК, было бы целесообразно, считает он, «создать при подразделениях миграционной полиции центры размещения и накопления для их дальнейшего совместного сопровождения до государственной границы, что снизило бы дорожные расходы».
Вместе с тем эффективность работы миграционной полиции, продолжил рассуждать г-н Асанов, улучшилась бы на порядок, если бы были устранены недоработки в законодательстве РК. В частности, несмотря на то, что Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) был принят 30 января 2001 года, многие его положения декларативны.
- Даже если его (иностранного мигранта — авт.) действия противоречат интересам государственной безопасности, по сути дела, мы не вправе этого человека выдворить. Потому что по закону данная мера не оговорена — она по настоящее время на протяжении 11 лет не включена в Административный кодекс. Мы неоднократно писали и в прокуратуру, и в госправовой отдел, и в МВД, но на сегодняшний день данный вопрос не решен, — отметил он.
В этом же КоАП не прописан механизм выдворения иностранных граждан. Кроме того, до сих пор не определено, в какие сроки нужно человека выдворять, не регламентирован «никакими нормативными документами вопрос о месте и сроках содержания выдворенных иностранцев».
- Если иностранец совершил на территории РК преступление, я считаю, что иностранцу здесь делать нечего, ему надо просто-напросто пожизненно запрет на въезд сделать. А у нас на сегодняшний день наблюдается тенденция рецидивной преступности со стороны иностранных граждан, — заявил полицейский.
«Нихао!» трудящимся
Но и это еще, как оказалось, не все. На взгляд Айкельды Асанова, требует совершенствования и устранения недоработок совместный приказ 2009 года Министерства внутренних дел за №488 от 22 декабря и Министерства иностранных дел за №08—1—1—1/457 от 14 декабря, регламентирующий новый порядок выдачи виз иностранцам:
- Как следует из представленных в приложении материалов, многие положения данного приказа не только не соответствуют нормативным актам, но и не отвечают политике государства. Так, одним из оснований принятия данного приказа явилось ограничение пребывания в Республику Казахстан граждан «стран миграционного риска». На практике, как показывает анализ УМП ДВД, принятие данного приказа оказало негативное влияние на оралманов. Так, если в 2008 году в городе Алматы зарегистрировано всего 14259 граждан КНР, в том числе 10391 оралман и 3868 ханьцев, а в 2009 году — 16016 граждан КНР, и ханьцев было 3900, то с принятием этого приказа у нас общее количество граждан КНР сократилось. Но число прибывших граждан китайской национальности у нас возросло в 2,1 раза, а оралманов, наоборот, сократилось в более чем 2 раза. Данная тенденция зарегистрирована и в текущем году: так, например, за февраль месяц из зарегистрированных 1279 граждан КНР 922 — это граждане ханьской национальности, оралманов всего 357.
С учетом того, что основной поток оралманов в Казахстан прибывает именно из КНР, где зачастую не выдают детям паспорта, утверждает он, необходимо разработать механизм выдачи иностранцам казахской национальности виз на постоянное место жительства. Вместе с тем г-н Асанов считает, что применяемая Казахстаном «система квотирования себя просто-напросто не оправдала».
- Из 100 с лишним тысяч прибывших иностранных граждан на город Алматы основная масса нарушителей — это низкоквалифицированная рабочая сила, которая приезжает по третьей категории. То есть само государство осознанно, загодя ежегодно выдавая квоты, данных мигрантов загоняет в разряд нелегальных трудовых мигрантов, — уверен он.
Дети с мешками за спиной
Как отметила в своем выступлении национальный координатор проекта по миграции «Женщины ООН» Алия Ильясова, мигранты из Кыргызстана и Таджикистана предпочитают в Казахстане работать в сфере торговли и услуг, а мигранты из Узбекистана в основном заняты в сфере торговли, сельского хозяйства и в строительстве.
А по данным председателя правления Детского фонда Казахстана Эльвиры Ватлиной, в Алматинской области дети, в том числе мигранты из стран ближнего зарубежья, работают на табачных, луковых и овощных плантациях, в Южном Казахстане — преимущественно на хлопковых, кукурузных, морковных, капустных полях, занимаются прополкой, поливом растений, а также сбором урожая. Кроме того, они трудятся на городских рынках — переносят грузы, толкают тяжелые тачки, тяжести, занимаются загрузкой машин овощами, продают насвай и сигареты и так далее.
- Несмотря на то, что, по-моему, полтора года назад мы докладывали об этой ситуации в парламенте во время проведения круглого стола, тоже предлагали достаточно серьезные рекомендации, все-таки видим, что ситуация очень и очень мало меняется, — заявила представитель НПО, отметив: — То есть сегодня формируется рынок детского труда со спросом и предложением. Поэтому мы говорим, что проблема детского труда будет существовать до тех пор, пока существует трудовая миграция. И главная причина (это отмечали и сами дети, и мы прекрасно понимаем) — все-таки бедность этих семей.
При этом, пояснила она, большинство детей, «осознавая безвыходность своего положения», оценило свой ничем не регламентированный, низкооплачиваемый труд как «очень тяжелый».
0 коммент.:
Отправить комментарий