«Победитель» Назарбаев великодушно призвал «поверженную» оппозицию сесть за стол переговоров. Но – под эгидой коалиции «Казахстан-2020», той самой, которая появилась на свет во время истерии по референдуму.
Идея хороша, но надо вспомнить, что это уже не первая попытка власти наладить «конструктивный диалог» с другими политическими силами.
В очередной раз переизбранный президент Назарбаев предложил всем политическим партиям объединиться под эгидой коалиции «Казахстан-2020» и начать переговоры и совместную работу. Назарбаев также обратился к оппозиции с призывом «перейти от борьбы за власть к борьбе за улучшение жизни народа», дабы успешно противостоять возможному очередному кризису в будущем. Оценить этот жест доброй воли мы попросили сопредседателя партии ОСДП «Азат» Жармахана Туякбая, который уже работал в рамках одного из таких объединений — постоянно действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества.
Сопредседатель партии ОСДП «Азат» Жармахан Туякбай уверен, что потребность диалога с оппозицией назрела у власти давно. Но политик опасается, что за благой инициативой стоит очередная ловушка — все формации по типу постоянно действующего Совещания (ПДС) или Национальной комиссии по вопросам демократизации (НКВД) не что иное, как попытка власти под прикрытием объединения со всеми политическими силами страны отстоять свою программу действий.
- Мы же не враги собственному народу, мы же тоже хотим стабильности, мира, порядка и благоденствия, но до сих пор это не было услышано. Мы неоднократно говорили о равноправном диалоге, а не таком, чтоб они говорили, а мы слушали, — возмутился он. — За подобными инициативами часто бывают подводные камни в виде того же обязательного условия, мол, «вступайте в «Коалицию 2020». По существу, это не диалог, это призыв поддержать существующую политику, но мы не можем!
Туякбай считает, что ОСДП «Азат» могла бы войти в коалицию. Но на условии, что в ней социал-демократы будут не участниками, а скорее критиками и сторонними наблюдателями, готовыми высказать свое мнение относительно дальнейшего развития страны.
- Мы прекрасно знаем, как такие коалиции создавались и каких целей они потом добивались, — заметил собеседник. — Мы в ПДС не участвовали с 2004 года. С тех пор мы ни в каких ПДС и НКВД не участвовали. Все эти потуги ничего не стоили. Хотя иногда выходили в результате обсуждения на ПДС достаточно хорошие предложения о реформировании каких-то законов, в частности, выборного законодательства, но потом их полностью проигнорировали.
Политик не особо верит в то, что идея с диалогом под флагом коалиции «Казахстан-2020» — это не пустая трата времени, хотя сама идея конструктивного сотрудничества важна для азатовцев.
Тем не менее, Жармахан Туякбай уверен, что заявления некоторых политиков и советников, которые пытаются убедить народ в том, что после выборов будут проведены определенные реформы, вполне могут иметь под собой почву. Социально-политическое напряжение, возникшее в Казахстане, может представляться угрозой для власти.
- Понимание того, что реформы назрели и время уходит, есть не только у оппозиции, но и во властных структурах. Они знают, чем затягивание этого процесса может закончиться, на примере дальнего и ближнего зарубежья, где схожая система правления. Они вынуждены пойти на эти реформы.
По мнению политика, наиболее остро сейчас нуждается в реформировании избирательная система. Стране важно, чтобы была возможность избрать парламент, который «мог бы объективно отражать существующее в стране общественное мнение».
- В срочном порядке должно быть изменено выборное законодательство — председатели избирательных комиссий должны быть полностью обеспечены независимостью от исполнительной власти и бюджетных организаций. Сегодня как можно соглашаться с тем, что в избирательных комиссиях у нас 90 процентов из бюджетной сферы — это те же госчиновники фактически, которые кормятся из рук сегодняшней власти! Должны быть созданы комиссии, которые объективно оценят результаты голосования. Разумеется, есть масса вопросов, которые касаются свободы слова, равного права на участие в выборном марафоне и т.д. Все эти изменения НКВД, ПДС и ОБСЕ предлагали еще в 2000-е годы. Их надо просто принимать, так как обсуждали уже тысячу раз.
Социал-демократ считает, что нынешней власти под силу создать сегодня «полномочное правительство, которое подотчетно парламенту». Помимо этого, стране необходим президент переходного периода с ограниченными правами, на роль которого вполне может подойти и... Назарбаев.
- Президент, отвечающий за узкий круг вопросов, с полномочиями как в парламентско-президентских формах правления — с этой позиции надо изменить и Конституцию, и законы. Если вдруг что-нибудь случится, чтоб в итоге какая-нибудь катастрофа не возникла — именно для этого и нужен переходный период. Именно Назарбаев, коль скоро сегодня все завязано на нем и он все эти вопросы координирует, именно он полностью подходит. Нельзя исключать его роль, значение, вес. Ни в коем случае нельзя. Именно от него должны исходить все пошаговые инициативы.
Сопредседатель партии ОСДП «Азат» Жармахан Туякбай уверен, что потребность диалога с оппозицией назрела у власти давно. Но политик опасается, что за благой инициативой стоит очередная ловушка — все формации по типу постоянно действующего Совещания (ПДС) или Национальной комиссии по вопросам демократизации (НКВД) не что иное, как попытка власти под прикрытием объединения со всеми политическими силами страны отстоять свою программу действий.
- Мы же не враги собственному народу, мы же тоже хотим стабильности, мира, порядка и благоденствия, но до сих пор это не было услышано. Мы неоднократно говорили о равноправном диалоге, а не таком, чтоб они говорили, а мы слушали, — возмутился он. — За подобными инициативами часто бывают подводные камни в виде того же обязательного условия, мол, «вступайте в «Коалицию 2020». По существу, это не диалог, это призыв поддержать существующую политику, но мы не можем!
Туякбай считает, что ОСДП «Азат» могла бы войти в коалицию. Но на условии, что в ней социал-демократы будут не участниками, а скорее критиками и сторонними наблюдателями, готовыми высказать свое мнение относительно дальнейшего развития страны.
- Мы прекрасно знаем, как такие коалиции создавались и каких целей они потом добивались, — заметил собеседник. — Мы в ПДС не участвовали с 2004 года. С тех пор мы ни в каких ПДС и НКВД не участвовали. Все эти потуги ничего не стоили. Хотя иногда выходили в результате обсуждения на ПДС достаточно хорошие предложения о реформировании каких-то законов, в частности, выборного законодательства, но потом их полностью проигнорировали.
Политик не особо верит в то, что идея с диалогом под флагом коалиции «Казахстан-2020» — это не пустая трата времени, хотя сама идея конструктивного сотрудничества важна для азатовцев.
Тем не менее, Жармахан Туякбай уверен, что заявления некоторых политиков и советников, которые пытаются убедить народ в том, что после выборов будут проведены определенные реформы, вполне могут иметь под собой почву. Социально-политическое напряжение, возникшее в Казахстане, может представляться угрозой для власти.
- Понимание того, что реформы назрели и время уходит, есть не только у оппозиции, но и во властных структурах. Они знают, чем затягивание этого процесса может закончиться, на примере дальнего и ближнего зарубежья, где схожая система правления. Они вынуждены пойти на эти реформы.
По мнению политика, наиболее остро сейчас нуждается в реформировании избирательная система. Стране важно, чтобы была возможность избрать парламент, который «мог бы объективно отражать существующее в стране общественное мнение».
- В срочном порядке должно быть изменено выборное законодательство — председатели избирательных комиссий должны быть полностью обеспечены независимостью от исполнительной власти и бюджетных организаций. Сегодня как можно соглашаться с тем, что в избирательных комиссиях у нас 90 процентов из бюджетной сферы — это те же госчиновники фактически, которые кормятся из рук сегодняшней власти! Должны быть созданы комиссии, которые объективно оценят результаты голосования. Разумеется, есть масса вопросов, которые касаются свободы слова, равного права на участие в выборном марафоне и т.д. Все эти изменения НКВД, ПДС и ОБСЕ предлагали еще в 2000-е годы. Их надо просто принимать, так как обсуждали уже тысячу раз.
Социал-демократ считает, что нынешней власти под силу создать сегодня «полномочное правительство, которое подотчетно парламенту». Помимо этого, стране необходим президент переходного периода с ограниченными правами, на роль которого вполне может подойти и... Назарбаев.
- Президент, отвечающий за узкий круг вопросов, с полномочиями как в парламентско-президентских формах правления — с этой позиции надо изменить и Конституцию, и законы. Если вдруг что-нибудь случится, чтоб в итоге какая-нибудь катастрофа не возникла — именно для этого и нужен переходный период. Именно Назарбаев, коль скоро сегодня все завязано на нем и он все эти вопросы координирует, именно он полностью подходит. Нельзя исключать его роль, значение, вес. Ни в коем случае нельзя. Именно от него должны исходить все пошаговые инициативы.
0 коммент.:
Отправить комментарий