24.06.2009

Театр абсурда для слепого зрителя


Автор: Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ

«Дело экологов» получило вполне предсказуемое продолжение – защита разрушила все доводы обвинения в первые дни процесса. Под большим вопросом оказалась основа иска – сумма якобы похищенных бывшим министром бюджетных денег. Что, впрочем, не стало поводом для принятия судом кардинальных решений. Ходатайства адвокатов об изменении меры пресечения обвиняемым остаются без удовлетворения.
More...
Процесс по делу экс-министра охраны окружающей среды все больше напоминает постановку в театре абсурда: обвинения звучат нелепо, свидетели не понимают, зачем их пригласили в зал суда, прокуроры жалобно уговаривают их сказать хоть что-нибудь по существу. При этом за несколько первых заседаний даже по невнятным показаниям свидетелей выяснилось, что иск утратил смысл и логику.

Тут помню, тут не помню

Из пятнадцати свидетелей, допрошенных в суде по делу бывшего главы экологического ведомства Нурлана Искакова, только трое смогли ответить на вопросы по существу, остальные говорили в основном «не знаю» и «не помню»:

- Вы видели на территории или в зданиях конденсаторы? — спрашивал адвокат у очередного свидетеля.

- Не видел.

- А вы знаете, как выглядят конденсаторы?

- Не знаю.

И в таком же духе проходили допросы практически всех свидетелей обвинения.

Напомним, экс-министра Нурлана Искакова и двух его заместителей Альжана Бралиева и Зейнуллу Сарсембаева обвиняют в хищении бюджетных средств в сумме без малого 1,2 млрд тенге. По версии обвинения, Нурлан Искаков, заняв пост главы ведомства, создал ОПГ. Вице-министры по его указанию провели незаконный тендер с компанией «Меркурий плюс», которая должна была получить из бюджета деньги на упаковку и транспортировку с одной из старых подстанций конденсаторов, содержащих опасные химические вещества. По версии обвинения, были оформлены фиктивные акты выполненных работ, а более миллиарда бюджетных тенге распределены между членами преступной группы.

В ходе рассмотрения дела в суде выяснилось, что часть работ ТОО «Меркурий плюс» выполнило. Половина конденсаторов уже отправлена в Германию, где, согласно международному природоохранному законодательству, завод «Ювента» уничтожил устаревшие опасные агрегаты бесплатно. Вторая половина конденсаторов осталась на складе, но все они были упакованы и подготовлены к транспортировке.

Тем не менее, представитель потерпевшей стороны — замдиректора департамента экономики и финансов МООС Мурат Кадырбек — в суде заявил, что министерство предъявляет иск на всю сумму выделенных денег.

- Но в заключении экспертов от 19.09.2008 г. сказано, что только проведенные строительно-монтажные работы составляют в сумме 660 млн тенге, еще 552 млн пошло на изготовление контейнеров. Почему тогда иск вами заявлен на 1 млрд 172 млн, а не на 138 миллионов? — пыталась добиться от потерпевшей стороны объяснений в суде адвокат экс-министра Роза Куанышбаева.

Ответ получила «исчерпывающий»:

- Мы предъявляем иск на всю сумму, потому что... предъявляем иск на всю сумму.

Кроме того, представитель потерпевшей стороны заявил, что иск на миллиард «с копейками» — к ТОО «Меркурий плюс». Ни к Нурлану Искакову, ни к одному из его заместителей, которые находятся на скамье подсудимых, у потерпевшей стороны — Министерства охраны окружающей среды — претензий нет. Адвокаты были, мягко говоря, шокированы. Кто-то в зале не сдержался и спросил: «А почему тогда министра судят, если деньги украл «Меркурий»?» Но судья потребовал тишины, и вопрос остался без ответа.

«Откату» — пять лет

По ходу рассмотрения «дела экологов» судебный процесс рождает все больше аналогий с делом бывшего президента национальной компании «Казахстан темир жолы» Жаксыбека Кулекеева. Как и в том процессе, версию следствия разрушают показания свидетелей со стороны обвинения.

Так, один из тех, кто дал «внятные» показания в суде — глава Карагандинского экологического музея Дмитрий Калмыков, — рассказал о том, что «конденсаторный вопрос» возник гораздо раньше, чем Нурлан Искаков занял пост министра охраны окружающей среды.

На суде Дмитрий Калмыков рассказал, что об опасных агрегатах ему говорил еще прежний директор ТОО «Меркурий плюс» Андрей Афанасьев, который позже погиб в автомобильной аварии. По словам свидетеля, об истории с конденсаторами было известно еще в 2004 году. Тогда Андрей Афанасьев рассказывал ему, что аппараты придется демонтировать и утилизировать и под это будут выделены деньги из бюджета. При этом свидетель добавил, что уже тогда шла речь о некоем «откате» размером в половину выделенной из бюджета суммы — для тех, кто будет «выбивать» госсредства.

После заседания возмущенные адвокаты на улице объясняли ситуацию озадаченным журналистам.

- Представитель потерпевшей стороны ясно дал понять, что со стороны лиц, которые находятся сегодня на скамье подсудимых, вины нет. И это однозначно видно, — пояснила Роза Куанышбаева. — В связи с чем мною было заявлено ходатайство, что ни Нурлан Искаков, ни его бывшие заместители в качестве гражданских ответчиков по материалам дела не признаны. Исходя из этого, я считаю, что они ненадлежащие ответчики и иск не должен рассматриваться в данном уголовном деле. Он должен рассматриваться в том уголовном деле, которое возбуждено в отношении ТОО «Меркурий плюс». Но там все убежали и в розыске.

- Почему же Нурлан Искаков и его бывшие заместители до сих пор сидят в камерах? Можно же было хотя бы перевести их под домашний арест, — недоумевала пресса.

Адвокаты отвечали, что с начала рассмотрения дела ходатайствуют об изменении меры пресечения для подсудимых.

...Когда заседание продолжилось после перерыва, судья Ерлан Тасыров объявил о своем решении оставить ходатайство открытым до завершения процесса.

0 коммент.:

Отправить комментарий