08.06.2009

Герольд Бельгер: "Думая о Казахстане"


Автор: Vox Populi
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ

«Выступления внеочередного съезда партии «Нур Отан» 15 мая оставили в душе смутный осадок, мучительный стыд и тяжкие сомнения. Будто дохнуло затхлым воздухом... Будто окончательно искривились пути-дорожки. Неужели отныне будем жить с гнетущим чувством эмигранта?»
More...
О сегодняшнем дне

Вот читаю статью моего ровесника — председателя ОО «Голос старейшин Алматы» Аскара Ахметова. Он убеждён: затянувшийся кризис в Казахстане, он так прямо и говорит, объясняется главным образом слабой властью в профессиональном и морально-этическом плане. И я тоже так думаю. Разве мы это не видим повседневно? Ещё он полагает, что поразивший нашу страну духовный кризис делает, в принципе, невозможным проведение честных и свободных выборов, а следовательно, и наполнение власти достойными людьми, и построение демократии. Вывод жёсткий. Но в нём убедилось большинство граждан давным-давно. Автор статьи настойчиво ищет общенациональную идею, перебирает множество вариантов и приходит к мысли: «Создание казахстанского высшего государственного менеджмента для управления социальной системой государства и является сегодня искомой национальной идеей, а точнее, общенациональной». Одно время я говорил, что национальная идея — это, я был уверен, казахский язык. Что при помощи казахского языка можно всё объединить. Сейчас понял, что это чушь. Невозможно. Конечный вывод, что если указанная идея не будет принята властью, то дрейфовать Казахстану без руля и без ветрил в цивилизованном мире, имитируя свою крутость и демократичность. В этом утверждении найдено точное ключевое слово — «ИМИТИРУЯ». То есть имитация — не быть, а казаться — стала, в сущности, краеугольным камнем нашей экономической, социальной и культурной политики. Съезд только ярко обозначил ступень нашего духовного кризиса, в который все мы плюхнулись надолго. Поэтому все мы, люди, которые мало-мальски думают, у которых есть чувство, у которых сердце отзывается болью на то, что происходит, они все себя считают, чувствуют себя эмигрантами. Чужими. Они в это общество уже не вписываются. Так что мы страшно деградируем. Я вот родился в 1934 году, когда Сталин сказал, что у нас построен социализм. Потом пришёл другой, третий, четвёртый... И я всю жизнь живу во лжи.

О будущем

О взгляде на будущее Казахстана одним словом я скажу так — есть разные взгляды. В общем, я — патриот Казахстана. Вырос среди казахов в казахской среде. Всё это знаю с семилетнего возраста. Как наше общество развивается. И я неравнодушный человек ко всему, что происходит. Всё воспринимаю с болью. И где-то у меня в записках там есть запись о том, что ночью мне вспоминаются стихи Хейне, мы называем его Гейне — «когда в ночи я думаю о Германии». Очень печальные строки. Так вот, в ночи, когда я думаю НЕ о Германии, мне до Германии дела нет, там есть другие люди, которые думают. Когда я в ночи думаю о Казахстане, то мне ночью становится дурно. Потом утром встаю, солнце светит, хожу, дети играют, вокруг жизнь идёт, думаю: «Ай, наверное, я не прав. Всё-таки жизнь идет. Люди идут. Какие-то сдвиги там-сям есть. Сознание меняется. Новое поколение подрастает». Есть будущее у Казахстана — деген қорытындыға келем. К такому выводу прихожу. Вечером выхожу на балкон, смотрю в окно, и опять печаль лезет. Так что «у Казахстана будущего нет, келешек жоқ» — такое сказать никогда не смогу. В своих вещах я всегда пишу с любовью о Казахстане. Так что во всех моих желаниях и мыслях я уповаю на будущее Казахстана. Но мой принцип — «Уповаю на лучшее, а готовлюсь к худшему». Этим принципом я и живу и руководствуюсь.

О национальном сознании

Что значит «как идёт процесс формирования национального сознания»? Очень сложный вопрос. Национальные идеи (это опять-таки я конкретно мыслю) — я вижу казахов опять-таки 1941 года, как это и происходит. Я вижу совсем задавленных колхозников, которые ни о какой национальной идее, сознании и думать не могли. Теперь я вижу современных казахов. Вижу, какой жёсткий скачок в духовности. Это меня радует. При всём своём скептицизме это я отрицать никак не могу. Это есть, это я вижу каждый божий день. Вырастает новое поколение — новые люди. Но это не те казахи, которых я знал в 1941 году. Это — немножко другие казахи. Они формируются по-другому. В лучшую или в худшую сторону — Аллах его знает. Но я думаю, что вырастает новая нация, новые люди с новыми горизонтами, с новым видением общества. Это меня радует. Это я говорю искренне и честно. Такое у меня ощущение при всем моём возрастном пессимизме.

О культуре и духовности

Разлад в обществе имеет место. Как раз разрыв в преемственности поколений. Нынешние морально-нравственные ценности рушатся, происходит их крах. Насколько изменения влияют на будущее нашего народа, вот это и надо изучать. Вот я и стараюсь, как литератор, как публицист, изучать ориентиры моральных ценностей, их влияние на будущее Казахстана. Я вижу, что деградация происходит в душе. Ориентиры другие. Представление другое. Сейчас девятиклассник, десятиклассник всякую лирику не признаёт. Он говорит — «зелёненькое». Ақша. Конкретно, чётко. А там что, «письмо Татьяны», «Онегин» там, душа не воспринимает, ты хоть убей его. Потому что, как родители уже по-другому воспринимают мир, так и дети по-другому воспринимают мир. Конкретно, чётко, материализованно, только вот так воспринимают. Как с этим бороться? У меня нет никаких рецептов. Бороться нужно, опять-таки поднимать культуру. Я вот как-то писал, что слушал одно послание Назарбаева. Столько слов он употребил по сотне раз, пятьдесят раз, а слово «культура» ни одного раза не произнёс. А я всегда культуру ставлю на первое место. Я и экономику не ставлю на первое место, я и политику не ставлю на первое место. Я ставлю на первое место только культуру. При этом — что такое культура для меня? Это не только там цветочки, красивые мероприятия, аля-уляй и халя-уляй. Этого мало. Культура для меня — это культура людских отношений, культура труда, культура быта, культура любви, культура секса даже. Во всём должна быть культура. Вот это в широком понимании. А у нас всё это как-то страдает. Когда историю прикидываешь, с древнейших времен народ никогда сытым не бывал. Никогда. Всегда есть какие-то бедные, несчастные. Страдающих всегда было больше. Так что думать, что сначала я народ накормлю, а потом буду думать о культуре — это страшная ложь и фальшь. Я с этим никогда не соглашусь. Культура всегда и во всём должна стоять на первом месте. Вот мой штандпункт, моё кредо, от этой печки я танцую. Но я хочу и других убедить в этом. Но на меня смотрят, как на Дон Кихота. Какая там культура? Сначала мне вот там «казы-карта» дай!

Культура и духовность всегда где-то рядом. Работал учителем в Байкадаме, это районный центр, в те годы — чисто казахская среда. Без конца употреблял слово «рухани, рухани» (духовный). Мне казалось, рухани-духовность на первом месте. И вот меня приглашает какой-то начальник какой-то базы. Богач, всё у него есть, приглашает там людей. И вот он говорит: «Ай, Гера! (Так он меня называл.) Сен осы рухани, рухани дей берейсiн... Покажи мне это «рухани». Я сейчас возьму и проглочу. Вот казы — конкретно, карта — конкретно. Мясо есть, всё это есть. А ты говоришь «рухани». Где твое рухани?»

Спасение же, я как культуртрегер, вижу в постоянном воспитании человека. Это как у Достоевского — «разбудить человека в человеке». Будить человека в человеке. В каждом с самого рождения заложены нравственные ориентиры, нравственные качества. Не надо их гасить, тушить, а надо их, наоборот, приподнять. Постоянно их будить. Ты же человек! На этих чувствах можно играть. Это — единственная струна. Ощущение себя человеком. Человек — он же с большой буквы. Правда, есть форма «человек — звучит гордо» у Горького, а есть форма «человек — это говно». «Адам бір боқ көтерген боқтың қабы» есть у Абая. Снизил абсолютно человека. Это — мешок дерьма, который он носит с собой. Вот такое представление. Я где-то болтаюсь посерёдке. Я знаю, что человек — это существо грешное само собой от рождения, но, с другой стороны, «человек — звучит гордо», все-таки я больше склоняюсь к этой части. Поднять человека надо, будить. Вот мой пункт примерно такой.

Вспоминаются слова Вольтера — «для спасения государства достаточно одного великого человека». А Маргарет Тэтчер считает, что «любое государство могут поднять десять честных, умных и порядочных людей». Покойный Геринг Яков Германович, такой был легендарный председатель колхоза «30 лет Казахстана» Павлодарской области, ещё в семидесятые годы прошлого века доверительно поведал мне: «Проблема — найти в Казахстане сто честных и порядочных людей во власти». Один, десять, сто. Увы, не найдёшь. Уже не найдёшь. И отсюда моя неизбежная печаль — ах, как было бы хорошо, если бы я заблуждался! Если бы подобные мысли гнездились только в моей душе. А ведь есть, есть, ЕСТЬ люди, которые об этой всей свистопляске думают здраво и понимают, что так продолжаться вечно не может. Нужно вернуться к светлым человеческим идеалам, руководствоваться надёжным моральным устоем.

С Герольдом Бельгером беседовали Бахыт Кайракбай и Ерлан Сейтимов

ОТ РЕДАКЦИИ: Статья опубликована в журнале Vox Populi, №13. Издание выпускается Институтом экономических стратегий два раза в месяц общим тиражом в 10 тысяч экземпляров и распространяется в Алматы, Астане, Караганде, Кокшетау, Актобе, Павлодаре, Петропавловске, Усть-Каменогорске, Семее, Уральске, Шымкенте. Главные материалы выпуска этого выпуска: «Эффект бабочки», «Прерванный полёт Мухтара Джакишева», «Думая о Казахстане», «Ёмкость казахстанских потребителей» и «Иудейские гости Бухары».

0 коммент.:

Отправить комментарий