05.11.2009
Следи за базаром – нас слушают
Автор: Ксения БОНДАЛ
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ
Агентство РК по информатизации и связи (АИС) совместно с Комитетом национальной безопасности обязывает операторов сотовой связи «создать удаленную систему, с помощью которой определенный сотрудник или сотрудники будут входить в базу данных и просматривать любого абонента: сколько и когда он с кем разговаривал».
More...
Письмо с таким утверждением пришло на прошлой неделе в московскую редакцию «Республики». Мы решили проверить, прав ли читатель.
Кстати, на блоге главы АИС Куанышбека Есекеева тоже был размещен вопрос, касающийся этой темы. 28 октября пользователь под ником Rustam спросил:
«Правда ли, что Ваше агентство и КНБ обязали сотовых операторов предоставлять информацию по любому из своих клиентов и его переговорам? И почему последнее время на сотовых телефонах отображается предупреждение об отключенном криптовании разговоров? Не думаю, что «КСелл» и «КаР-Тел» вводят прослушку по собственной инициативе. Это делается по вашему указанию или по указанию силовиков? Как это вообще соотносится с защитой личной жизни (см. Конституцию)?»
Дыма без огня, как принято считать, не бывает, поэтому мы решили провести расследование и задали соответствующие вопросы всем указанным сторонам.
Один вместо четырех
В первую очередь обратились к операторам сотовой связи. Действительно ли они получили такое письмо?
В «GSM Казахстан» с торговой маркой Kcell нас вежливо поблагодарили за интерес к работе компании и не менее вежливо отрапортовали: человек, который мог бы предоставить нам информацию, сейчас в отъезде, так что придется ждать его возвращения. Судя по всему, это единственный сотрудник компании, который имеет представление о том, что в ней происходит, и умеет писать письма.
Дозвониться другому оператору — «Мобайл Телеком-Сервис» (бренд Neo) — не удалось. Неторопливый голос на автоответчике объяснил: для того, чтобы поговорить с кем-то в компании, обязательно нужно набрать внутренний номер сотрудника.
В компании ALTEL с торговой маркой PAThWORD нам пообещали ответить и даже уверили, что информация уже готовится, но... ждем до сих пор.
Единственным оператором, ответившим на запрос, оказался «КаР-Тел» (бренд Beeline). В пресс-службе компании нам сообщили, что, во-первых, подобные обязательства (предоставить сотрудникам госорганов всю информацию об абонентах компании) не могут быть «наложены» просто письмом. Во-вторых, никакого письма от АИС и КНБ они не получали.
- Нами получено письмо от Национальной телекоммуникационной ассоциации (НТА), которым они просят всех операторов рассмотреть проект правил сбора и хранения служебной информации об абонентах. Действительно, согласно проекту правил операторы должны создать информационную систему, где должна храниться вся информация об абоненте, получаемых услугах, адресах Интернета и многом другом, вплоть до попыток соединений и обращений к интернет-ресурсам, а также точек пополнения счета. Система должна формировать отчеты различного формата по различным параметрам. При этом к системе должен быть множественный удаленный доступ для органов, ведущих расследования, — рассказали в пресс-службе «КаР-Тел» и добавили, что в настоящее время компания рассматривает данный проект.
Все уже есть в законе
В АИС и КНБ тоже заявили, что о подобном письме ничего не знают и ничего подобного не рассылали и не подписывали.
- Приведенные в сообщении читателя домыслы о практике взаимодействия АИС с КНБ по вопросам обеспечения прав граждан не соответствуют действительности, — сообщила пресс-служба АИСа в своем письменном ответе в редакцию.
Там же говорится, что поднимаемые вопросы сохранения личной тайны граждан и случаев ее ограничения предусмотрены и регламентируются действующим законодательством. В соответствии же со статьей 15 Закона РК «О связи» хранение служебной информации об абонентах является обязанностью операторов связи.
Но, сделала оговорку пресс-служба г-на Есекеева, «согласно статье 36 того же закона такая информация о гражданине может быть передана субъектам оперативно-розыскной деятельности на законных основаниях и в порядке официальных обращений».
Что касается Комитета национальной безопасности, то пресс-секретарь этого ведомства Кенжебулат Бекназаров ответил также отрицательно:
- Видимо, читатель считает, что мы увеличили штат для того, чтобы вот этим заниматься, и на это нам выделили дополнительные средства. Нам это не нужно. Насколько мне известно, такого письма не было. У нас более серьезные задачи.
Пунктов стало больше
В Законе «О связи» уже прописано, что является служебной информацией об абонентах, сказал в разговоре с «Республикой» директор научно-консультационного центра НТА Евгений Малишевский.
- Этот список включает в себя: телефонные номера, идентификационные коды, почтовый адрес, биллинговые сведения, сведения о предоставляемых абонентам услугах, регистрационный номер налогоплательщика для физических лиц, свидетельства о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость для юридических лиц, — перечислил он. — Сейчас к этому списку решено добавить адрес электронной почты, адреса абонентов в сети передачи данных и адреса обращения к интернет-ресурсам в сети передачи данных, идентификаторы интернет-ресурса, протоколы сети передачи данных.
Аналогичные нормы есть в законах всех государств мира, отметил он. Другое дело, высказал он свою озабоченность, что увеличение объема хранения информации несет технические и финансовые трудности для операторов.
...Вроде бы поводов нет для беспокойства, но — гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Как бы не столкнулись лбами Закон «О связи» и законопроект о защите неприкосновенности частной жизни, по которому человеку или чиновнику, болтающему о частной жизни другого лица, грозят пять лет тюрьмы. Мало ли — вдруг в доказательство вины кого-нибудь силовики решат использовать его личный разговор? В нашем же государстве еще и не то бывает. Как в этом случае сработает наша законодательная машина?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий