20.01.2011

Рейтинг поднимут выше плинтуса

На 20-м году независимости казахстанские власти вдруг озаботились падением авторитета школьного учителя. В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы впервые появился специальный раздел «Статус учителя». 
 
Автор: Влад ОРЛОВ
 
Комментируя программу «Казахстанской правде», министр образования и науки Бахытжан Жумагулов признал, что сегодня отечественные педагоги имеют низкий социальный статус. А это ведет к потере привлекательности профессии для молодежи, к тому, что в педвузы идут не по зову сердца, а по остаточному принципу. И если прибавить низкое качество подготовки специалистов в вузах, нетрудно догадаться, какие «лекари душ» сегодня учат наших детей разумному, доброму, вечному.
Высказывание министра по сути своей — бомба. Ведь государство признает, что за 20 лет политических реформ под руководством мудрого Елбасы ему удалось втоптать в грязь некогда почетную профессию.
В советском прошлом учитель был уважаемым человеком. Конечно, и тогда профессия педагога не была самой высокооплачиваемой, но на достойную жизнь хватало. Министр хоть и выразился дипломатично, но сути дела это не меняет. А как еще назвать отношение, когда наши учителя, эти рабочие лошадки административного ресурса, собирают подписи под всяческие судьбоносные воззвания типа обращения в поддержку референдума? Они же выбивают из родителей и добавляют из собственного кармана деньги на всякие текущие ремонты и дооснащение кабинетов, во время летних каникул лично занимаются побелкой-покраской классных комнат и т.п.
Помнится, именно за счет учителей да врачей в свое время создавали партии «Отан» и «Асар». Думаете, канула сия практика в Лету? Ничего подобного. Не далее чем пару дней назад знакомая учительница рассказывала, что в школе по поводу предстоящего референдума в поддержку лидера нации создают какую-то комиссию и ее двигают в заместители председателя. Но при этом члены комиссии должны быть нуротановцами. Вот ее и склоняют активно к вступлению в партию, а она пока сопротивляется как может. И сама сомневается, долго ли выдержит. Потому что единственного, но весомого довода «Вы что, проблем хотите?» никто не отменял.
А создать проблемы учителю — не проблема (да простят меня читатели за каламбур). Не вовремя сдал какой-нибудь план — выговор. Не заполнил классный журнал — выговор. Двойку какому-нибудь балбесу поставил, потому что тот большего не стоит, — строгий выговор. А там рукой подать до служебного несоответствия и увольнения. Потерять сегодня работу гораздо проще, чем найти новую. Поэтому педагоги продолжают держаться за свою весьма скромную зарплату, чтобы вообще не остаться на улице. И по этой же причине чиновники уверены, что учителя стерпят любое другое унижение.
Сами виноваты, скажет кто-то. А вдруг учительство — это все-таки призвание? Это министр полагает, что нет сейчас такого «зова души». Но ему, наверное, по должности так думать положено.
Куда ни глянь — одни «бабки»
Говоря о том, что званию учителя нужно возвращать его былую гордость, министр отметил, что происходить это будет не только за счет материального стимулирования. В дополнение к этому госпрограммой предусмотрено проведение имиджевой работы для повышения престижа педагога в обществе.
Г-н Жумагулов намерен развернуть активную пропаганду высокой миссии учителя, опыта и достижений наших лучших наставников в средствах массовой информации. Только так, уверен он, можно создать условия для получения главного результата — «воспитания образованного человека с высокой моралью и гражданским патриотическим сознанием» — и вернуть учителю глубочайшее уважение и почет.
Поскольку министр говорит, ссылаясь на программу, решили и мы в нее заглянуть.
Раздел «Статус педагога» состоит из двух пунктов, но про повышение статуса «без денег» там — ни слова. Может, это и верно, программа — это все-таки документ и лирике вроде «учителю почет и уважение» в ней не место. И потом, какими единицами уважение можно измерить? Оно либо есть, либо нет. Поэтому и мы обратимся к конкретике.
Начиная с 2011 года будет увеличен размер доплаты за квалификационную категорию воспитателям детсадов и школьным учителям.
Средняя зарплата педагогов к 2015 году достигнет уровня среднереспубликанской зарплаты в экономике.
Будут усовершенствованы нормативы оплаты труда за работу в малокомплектной школе, для педагогов, имеющих академическую степень магистра, за высокие результаты деятельности.
Заработную плату преподавателей и мастеров производственного обучения пересмотрят до уровня заработной платы работников соответствующей производственной сферы.
Гладко было на бумаге, помнится, пообещали всем работникам бюджетной сферы повышение зарплаты с 1 января 2011 года на 30%, а потом отодвинули на июль. Объяснили, что только так можно спасти экономику от перегрева. А то зажируют учителя, пойдут свои капиталы транжирить — и инфляция до 11% подскочит. Только какие там капиталы-то? Средняя зарплата учителя младших классов сегодня около 30 тысяч тенге, средних и старших — 40—45 тысяч. Вот и посчитайте «величину перегрева».
А с 2016 года программа предлагает завлекать в учителя не только рублем, но и возможностью выхода на пенсию по выслуге лет, а также обеспечением педагогов арендным жильем.
Вместе с этим в программе прописано поэтапное повышение квалификации учительского состава. Если педагог любит учиться — для него это «пряник», если нет — «кнут». Но так или иначе государство и право дает, и накладывает обязанность одновременно. Планируется, что только в 2011 году повышение квалификации пройдут 70 200 педагогов, к 2015 году — 72 600, к 2020-му — 73 700.
Также предполагается подготовка англоязычных педагогических кадров для среднего, технического и профессионального, высшего образования в рамках международной программы «Болашак». Вот от такого обучения мало кто, наверное, откажется.
Если следовать житейской логике, мы опять придем к тому, что более квалифицированному учителю платить надо будет больше. В программе это не упоминается никоим образом. Зато более подробно описана система аттестации педагогов, которая станет обязательной с 2016 года для тех, кто поступает на работу впервые либо после длительного перерыва. И состоять аттестация будет не только из тестирования знаний учителя, но и отчета о его деятельности и «опроса участников образовательного процесса». Правда, какой отчет может предоставить новоиспеченный специалист, вчера покинувший стены альма-матер, не расшифровывается.
Сегодняшние учителя — либо фанатики профессии, либо неудачники
Невероятно, но факт: такие штрихи к собственному портрету наложили работающие в школах педагоги.
Говоря о сегодняшнем имидже учителя, многие из опрошенных нами практикующих педагогов сказали, что он сформирован многочисленными ток-шоу и безвкусными сериалами. Современный учитель — это бесполое, крикливое существо, которое несет явную чушь, оскорбляет детей и достойно только презрения и сожаления. И чтобы сформировать новый имидж, нужно разрушить этот стереотип.
Но как это делает государство? По образному выражению одного преподавателя иностранных языков, стремление повысить статус учителя в нашем государстве похоже на попытки вылечить перелом посредством пудры и крема:
- Новые программы, ставящие учителя-практика в тупик, квалификационные требования, которые подчас носят унизительный характер (тестирование), и проекты единой формы. О каком повышении статуса можно говорить сейчас, когда на учителя возлагаются все новые и новые обязанности: ремонт кабинета, контроль за душевным и физическим состоянием и поведением своих учеников не только в учебное, но и во внеучебное время, а также во время каникул, ведение массы ненужных документов (25—26 папок по различным направлениям), обязательный обход микроучастка и прочая, и прочая... А прибавьте сюда многочисленные комиссии из учреждений различных рангов и вольные нравы современных подростков — и станет понятно, что психика человека не выдерживает такой нагрузки.
Есть, правда, ежегодные прибавки к заработной плате, но и с ними она никак не дотянется, бедная, даже до среднего уровня.
Вот как живет он — современный учитель, статус которого так неуклонно поднимается.
При всем при этом педагоги не ищут ответа на вопрос, кто в этом виноват. Они отвечают на вопрос, что делать: освободить их от ненужной бумажной работы, дать возможность заниматься своим прямым делом — воспитанием и обучением детей, а также предложить достойную за это важное дело зарплату. Остальное учителя сделают сами.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №02 (184) от 19 января 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий