27.01.2011

Как вылечить здравоохранение?

Права пациентов в Казахстане попираются, и встать на защиту людей некому. Такой вывод сделали представители гражданского общества на общественных слушаниях на тему «Виновен в том, что болен». 
 
Автор: Редакция
 
Участники встречи в Алматы подготовили резолюцию, которую предлагаем вашему вниманию.
РЕЗОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ «ВИНОВЕН В ТОМ, ЧТО БОЛЕН»
Заслушав и обсудив доклады, участники общественных слушаний констатируют:
В медицинских организациях РК повсеместно распространены халатность, грубость, попустительское отношение со стороны медицинского персонала, поборы и вымогательства в поликлиниках и стационарах. При этом чаще всего «виноватыми» оказываются пациенты, осмелившиеся обратиться за поддержкой в общественные организации и СМИ вследствие неполучения адекватного ответа от медицинских работников из-за их «ложной корпоративности».
Как результат — в обществе растет недоверие к медицинским работникам и организациям.
Почему это происходит? Ведь государство из года в год выделяет все больше и больше средств на оказание медицинских услуг и лекарственное обеспечение, приступило ко 2-му этапу реформирования системы здравоохранения.
Но большая часть этих средств пошла не на радикальное повышение заработной платы медицинских работников и укрепление их социального и профессионального статуса, а на вторичные проблемы, такие как ремонт, строительство учреждений здравоохранения и на приобретение простаивающего дорогостоящего оборудования.
Не получила реальной поддержки и развития первичная медико-санитарная помощь, которая должна была стать главной опорой в обеспечении сохранения здоровья граждан РК и естественным регулятором уменьшения востребованности стационарной помощи.
Органы управления системы здравоохранения в своей работе большее внимание уделяли административной и контролирующей деятельности, а не качеству предоставляемых услуг населению.
МЗ РК не разработало национальные стандарты обеспечения медицинскими кадрами в зависимости от географических и территориальных особенностей населенных пунктов и регионов страны.
МЗ РК вместо того чтобы четко определить реальные причины существующей проблемы и работать с регионами, проводя государственную политику через нормативное регулирование, на практике суперцентрализовало функции управления и финансирования, что является главным барьером по созданию сильных региональных систем здравоохранения.
По-прежнему острой стоит проблема обеспечения лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи отдельных категорий граждан на амбулаторно-поликлиническом уровне.
Органы и учреждения системы оказания медицинских услуг остались «закрытыми» для взаимодействия с представителями гражданского общества. Нет работы общественных советов как при МЗ, так и на территориальном уровне. Отсутствует отечественная финансовая поддержка пациентозащитных организаций через госсоцзаказ. Не внедрена практика проведения по инициативе государственных структур совместно с НПО ежегодного Конгресса пациентов.
В РК до сих пор нет адвокатов, специализирующихся на защите прав пациентов, и не налажена их подготовка.
Нет медиастратегии МЗ РК по информированию граждан о правах пациентов.
Не организовано проведение обучающих семинаров и тренингов с работниками медицинских организаций по правам как пациентов, так и медицинских работников.
Учитывая беспрецедентный случай гражданина Данилова, когда пациент обвиняет врача, а врач — пациента, вызвавший большой резонанс в обществе и медицинских кругах, участники общественных слушаний приняли решение о передаче материалов дела:
1) в Комиссию по правам человека при Президенте РК с просьбой участников общественных слушаний защитить права гражданина Данилова и с целью установления истины в этом запутанном деле рассмотреть возможность провести через детектор лжи участников судебного процесса:
- оперировавшего врача Кельдыбаева;
- пациента Данилова (дал свое согласие участникам общественных слушаний 25 января 01.2011 г.);
- двух врачей-свидетелей;
- судью;
2) омбудсмену;
3) в Комитет контроля качества медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК для проведения повторной экспертной оценки случая;
4) в Ассоциацию независимых экспертов для проведения экспертизы;
5) в Генеральную прокуратуру для вынесения протеста на решение суда первой инстанции.
Справедливое решение и правильная оценка ситуации позволит избежать крайне негативных для Казахстана последствий в будущем и будет способствовать искоренению позорящих страну явлений коррупции, круговой поруки и недобросовестности в медицинской практике, а также явится конкретным вкладом в общенациональную борьбу с коррупцией, объявленную президентом Н.А. Назарбаевым.

0 коммент.:

Отправить комментарий