27.01.2011

О бедном учителе замолвили слово

Думаю, никому не надо объяснять, что от степени успешности и эффективности образования во многом зависит перспектива развития государства и общества. 
 
Автор: Берлибек АЛИМОВ
 
О важности образования не так давно говорил Барак Обама, эта же тема поднималась на саммите ООН по целям развития тысячелетия (ЦРТ). А на минувшей неделе об учителях соизволили заговорить и казахстанские власти.
Время от времени подобное происходит, когда от армии педагогов ждут очередной вспышки массовой сознательности и преданности генеральной линии партии. Дело ясное. В стране грядет очередной плебисцит, и педагоги страны должны и сами проголосовать как надо, и на других подействовать соответственно. Все-таки люди умственного труда и в случае чего могут подключиться к масштабной информационно-пропагандистской работе. Вот поэтому власть и бросила учителям очередную конфетку, которая на самом деле — всего лишь воздух в ярком фантике.
А вспомнили об учителях на расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки, где по традиции много и красиво говорили не только о многочисленных успехах нашего образования, но и о счастливом будущем педагогов страны. Мол, вот реализуем очередную программу развития образования до 2020 года, вот тогда рай для учителей в отдельно взятой стране и наступит.
Кроме всего прочего, министр образования Бакытжан Жумагулов, который, кстати, свою успешную академическую карьеру начал с ремесла сельского учителя, затронул дежурную проблему повышения статуса учителя.
Многие независимые журналисты, освещавшие выступление министра, справедливо выразили сомнение в реализации очередных грандиозных планов. Ведь кто из министров образования не говорил об этом? Вспомнить хотя бы предшественника Жумагулова, учителя казахского языка Жансеита Туймебаева, которого почему-то возвели в ранг великого реформатора. Наобещал учителям молочные реки с кисельными берегами, а сам после очередной кадровой чехарды умотал в солнечную Турцию.
Поэтому Бакытжан Жумагулов ничего нового и оригинального не сказал. Обо всем этом так же пламенно и убедительно говорили практически все министры. Сколько их было за прошедшие годы? Часто министрами образования становились люди, весьма далекие от сферы образования, которые занимали кресло минобра так, чтобы пересидеть до следующей кадровой карусели. Передавая образование с вагонами нерешенных проблем как эстафетную палочку следующему руководителю. И так по кругу. Это у нас такая особенность кадровой политики, согласно которой якобы хороший менеджер способен успешно руководить любой отраслью. К примеру, сегодня он рулит сельским хозяйством, завтра индустрией, а послезавтра образованием. Главное в их деле — сделать все гладко на бумаге, не обращать внимания на овраги, а также много обещать и еще раз обещать. Ведь за провалы всяких программ в нашей стране не принято отвечать.
На самом деле власть никогда и не пыталась решать проблемы педагогов. О них она который год вытирает ноги и фактически превратила их в современных крепостных. Об отношении нынешнего режима к учителям и в целом к образованию говорит хотя бы тот факт, что в забытой «Стратегии — 2030» нет ни единого слова о них. Может ли премьер-министр Карим Масимов, который принимал участие в заседании минобра, повторить слова другого премьер-министра — Уинстона Черчилля о том, что школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать? Вряд ли!
Если власть что-то обещает учителям, то, как правило, разрабатывает очередную программу, согласно которой хорошая жизнь для них должна наступить в далекой перспективе. Ведь «обещанного три года ждут». А наши удивительно безропотные учителя могут и десять, и двадцать лет ждать. Вот обещали повысить зарплату с 1 января этого года. Потом передумали и решили сроки перенести на 1 июля. Покорно-молчаливое учительство проглотило это очередное издевательство. Более того, у учителей отбирают даже заработанные крохи. К примеру, заставляют подписываться на газеты «Казахстанская правда» и «Егемен Казахстан», а также на их региональные аналоги. А уж о том, как их «и в жару, и в любой холод» сгоняют на разные политические массовки-тусовки, уж и говорить не приходится. Что бы власти делали без них? Вон и на сборах подписей за референдум они, учителя, особо отметились.
Поэтому о каком, к черту, статусе учителя можно вести речь, если власть, превращая в своего бесхребетного холуя, сама же и втаптывает его в грязь? Может быть, для начала властям надо оставить вконец замордованных учителей в покое, не вовлекая их в свои сомнительные политические игрища? И дать им спокойно заниматься своим делом — учить и воспитывать детей? Это стало бы действенным и реальным шагом к повышению социального статуса учителя. Они и за это были бы безмерно благодарны.

0 коммент.:

Отправить комментарий