18.03.11

Не угодить в ловушку мифов

Первый евразийский конгресс политологов «Постсоветский транзит: тренды, мифы и перспективы» прошел под знаком событий в Северной Африке. 
 
Автор: Оксана МАКУШИНА, Арман ДЖАКУБ
 
Участники искали ответ на вопрос: что ждет в ближайшем будущем страны постсоветского пространства? После долгих дискуссий сошлись во мнении, что говорить о завершении транзитного периода рано.
По задумке организаторов, главная задача конгресса — привлечь внимание политологов к теме постсоветского транзита, а также придать новый импульс научной кооперации между учеными и исследовательскими институтами разных стран.

Распад коммунистического блока – логический ход истории и следствие закономерного движения демократии. С этим согласно большинство экспертов.
Из прикладных задач — участники попытались найти ответы на вопросы, связанные со спецификой развития постсоветских стран.
Стабильность как главный тренд
«Свадебным генералом» конгресса стал советник президента Ермухамет Ертысбаев. В своем приветственном слове к участникам он, характеризуя постсоветский транзит, заметил, что за последние 20 лет на постсоветском пространстве действительно произошли «радикально стремительные перемены», которые привели к тому, что постсоветские страны поспешили провозгласить себя новыми демократиями.
Порассуждав о выборах в «новых демократиях» и заметив, что хотя честные справедливые выборы — это стержень построения демократического государства, но, по мнению оппозиции, в Казахстане их никогда не было, а следовательно, власть нелегитимна, Ермухамет Кабидинович «пересел» на излюбленного конька нашей власти, в очередной раз отметив, что самым главным казахстанским трендом является стабильность.
- Я полностью разделяю мнение тех политологов, которые рассматривают революцию как разрушение естественного социального порядка. Многие убедились, что революция — это явление противоестественное. И анализ казахстанской модернизации убедительно свидетельствует, что именно социальный порядок представляет собой нормальное состояние общества.

Авторитарные режимы и прогресс – понятия несовместимые. После событий в Северной Африке это вынуждены признавать даже «соловьи» несменяемых «лидеров наций».
Странно, заметим, эти заявления звучали из уст историка, ведь законов общественного развития вроде никто еще не отменял. Да и сам себе он отчасти противоречил, в конце выступления отметив, что «решения, не способные в течение длительного времени повысить средний социально-экономический уровень, неизбежно сталкиваются с проблемой легитимации. События в арабском мире — наглядное тому подтверждение. Дух открытости и конкурентности стимулирует восприимчивость к новым веяниям перемен. Авторитарные системы в силу своей природы противостоят этим переменам».
Из пункта С стремимся в пункт Д
Представляя свою точку зрения на процесс постсоветского транзита, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев обратил внимание на так называемые ловушки, в которые попадают эксперты, а также представители политических элит.
В частности, он отметил, что «с точки зрения политических элит постсоветские страны не только прошли транзитный период, но и окончательно оформили эффективные политические системы». Активно используется тезис «особенности политического развития», итогом чего являются разные варианты концепции суверенной или авторитарной демократии. Однако свежий пример событий в странах Ближнего Востока и Северной Африки свидетельствует, чем заканчивается этот путь.

По  мнению Ерлана КАРИНА, это  десятилетие  для Центральной Азии будет по-настоящему кри- тическим, т.к. будут определяться реальные итоги и достижения этого периода – т.н. транзита.
- А ведь, судя по всему, они также мнили себя венцом политической эволюции, - не без иронии заметил Досым Сатпаев.
Вопрос о том, что «ждет жителей постсоветских республик за углом», политолог оформил в виде политологической задачки: из пункта С — Советский Союз — в пункт D, то есть демократические политические системы, с разной скоростью движутся бывшие советские республики. Проблема состоит в том, что не указываются ни расстояние между пунктами, ни скорость, с какой движутся сами субъекты, и в итоге возникают те самые вопросы, которые поставили изначально организаторы конгресса.
По пути следования, предостерег г-н Сатпаев, главное — не угодить в ловушку. Сам политолог готового решения не предложил, дав возможность участникам конгресса вместе поломать голову над причинами исторических процессов, моделями развития и «сигнальными маячками», которые, по его мнению, дадут понять, завершилась ли постсоветская стадия развития.

«Я не могу привести ни одного примера в истории государств, которые сумели соединить два понятия: модернизация и стабильность», – заявил Алексей ВЛАСОВ.
Еще один любопытный тезис директора Группы оценки рисков. Сатпаев предлагает коллегам подумать: «Если все мы вышли из советской шинели, то почему спустя 20 лет мы все-таки стали отличаться друг от друга?.. Какие внутренние и внешние факторы были ключевыми с точки зрения влияния на траектории движения бывших советских республик в сторону создания тех или иных политических систем».
Кстати, ловушки, о которых говорил политолог, наглядно продемонстрировал депутат Мажилиса, доктор политических наук Камал Бурханов. «Что касается четвертого пути развития, — сказал он в своем выступлении, — основой его служит политическая философия евразийства президента Назарбаева, на основе которой была создана казахстанская концепция пути развития». По его словам, она полностью соответствует евразийской ментальности и подтверждается самой жизнью и современными реалиями.

НА ЗЛОБУ ДНЯ. Выборы дали старт операции «Преемник»?
Причины, по которым в Казахстане были объявлены внеочередные президентские выборы, прозвучали на конгрессе из уст вице-президента Центра гуманитарно-политической конъюнктуры Талгата Мамираимова. Их оказалось на выбор четыре.
Во‑первых, возможно, некоторые силы из ближайшего окружения Назарбаева решили побороться за астанинский трон в преддверии президентских выборов 2012 года. Во‑вторых, имеет место быть стремление Назарбаева уйти из мира большой политики, продолжая неофициально контролировать казахстанскую политическую систему. В‑третьих, в связи с надвигающимся экономическим кризисом в Казахстане, возможно, будет создан искусственный президент. И, в‑четвертых, наблюдается опасность «цветной революции».

В итоге политолог прогнозирует два варианта развития. Первый — после президентских выборов мы станем свидетелями крупных кадровых перестановок и, возможно, удаления некоторых элиритариев. Политической модернизации в нашей стране не будет, а главным приоритетом станет разрешение социально-экономических проблем.
Второй вариант: кадровые перестановки значительного масштаба маловероятны, и, скорее всего, они будут носить профилактический характер. «Цветная революция» в Казахстане практически исключена: решение социально-экономических проблем станет ей преградой.
Ну а в целом решение идти на внеочередные выборы дало старт операции «Преемник». Ждать ее следует в ближайшие два-два с половиной года.
Источник: Газета "Голос Республики" №10 (186) от 18 марта 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий