28.03.11

С таким чипом далеко не уедешь

На электронную почту «Рес­публики» пришло письмо за подписью некоего Бейбута Джумагалиева. 
 
Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ 
 
Автор письма утверждал, что чипы водительских удостоверений образца 2009‑го и начала 2010 годов не соответствуют государственным стандартам. В качестве доказательства он приложил к письму электронную версию документа, на основании которого сделал свои выводы.
Нам удалось дозвониться до г-на Джумагалиева. Им оказался (кто бы вы думали?) председатель правления АО Kazakstan Processing Centre. Да-да, той самой нашумевшей в свое время компании, которой был поручен выпуск отмененных в результате бурной реакции общественности водительских талонов. Но если пару лет назад вопросов у казахстанцев к этой организации было предостаточно, то теперь у самого ее руководителя появилась масса вопросов, в основном к ТОО «Фирма «Латон» — предприятию, выпускающему водительские удостоверения.
Микросхема преткновения
Документ, который прислал в редакцию г-н Джумагалиев, называется «Государственный стандарт СТ РК 1622—2007 «Удостоверение водителя механических транспортных средств. Технические условия».
- Межгосударственным стандартом определены конкретные размеры интегральной микросхемы водительского удостоверения и количество изолированных друг от друга контактов в количестве не менее 8 штук, - объяснил свою позицию г-н Джумагалиев, отметив, что водительские удостоверения, не соответствующие требованиям этого стандарта, должны сразу же браковаться.
По его словам, чип водительского удостоверения должен быть таким же, как в банковской карточке, и иметь при этом минимальный объем памяти 72 килобайта. Но в рассматриваемом случае, по словам нашего собеседника, речь идет о чипах, используемых в таксофонных картах. Себестоимость такого водительского удостоверения — максимум 300 тенге, тогда как цена только одного нужного чипа — 2,2 евро (около 440 тенге). (Напомним, что сегодня госпошлина за водительское удостоверение равна 1,25 МРП, или 1890 тенге — ред.)
Кроме того, такие микросхемы не подходят для программы «АИПС-Контроль».
- «АИПС-Контроль» — автоматизированная информационная система, предназначенная для проверки достоверности данных и оперативно-разыскной деятельности. Под эти цели были закуплены еще ноутбуки, терминалы с флеш-памятью, большие объемы коммуникационного трафика, - утверждает наш собеседник.
По словам г-на Джумагалиева, все это оборудование государство в лице МВД закупало также у фирмы «Латон», причем фигурирующие суммы исчисляются сотнями миллионов тенге. И это не считая того, что государство приобретает у этой фирмы водительские удостоверения на сумму немного меньшую, чем потом получает с водителей. По оценкам АО Kazakstan Processing Centre, более одного миллиона водителей заплатили с 2006 года более 1,5 миллиарда тенге.
- Деньги круговорот совершают и идут в частную компанию, - отметил он, пояснив, что только в 2010 году МВД впервые провело открытый конкурс на производство водительских удостоверений. - Наш холдинг также хотел участвовать в этом конкурсе, но мы посчитали — невыгодно, потому что «Латон» работает с МВД с 1994 года.
Председатель правления Kazakstan Processing Centre с конца 2009 года обращается в КНБ, прокуратуру, Счетный комитет и финансовую полицию.
- И теперь финансовая полиция задает вопрос: почему не работают терминалы? То есть под это государственные бюджетные деньги взяты, закуплено оборудование, но фактически дело тормозится, - заметил он.
Если же факт несоответствия чипов стандарту подтвердится, водителям, по мнению автора письма, «скорее всего, придется покупать новые водительские удостоверения».
Обмен, опять обмен...
В то же время генеральный директор ТОО «Фирма «Латон» Александр Лобанов уверен, что глава Kazakstan Processing Centre радеет не столько об интересах водителей, сколько о своих собственных, поэтому и пишет жалобы в правоохранительные органы. По его мнению, это «нечестная конкурентная борьба».
- Потому что он лезет на этот рынок, - отметил в этой связи г-н Лобанов. - По его письмам мною уже занимался Счетный комитет, Генеральная прокуратура, финансовая полиция, и нет никаких нарушений, абсолютно. И поэтому распространяемая им информация не соответствует действительности.
По его словам, пресловутый госстандарт разработан его же компанией еще в 2007 году «с готового водительского удостоверения».
- В принципе, не важно, сколько там контактов — 8, 10, 15, один даже может быть контакт, главное, чтобы этот чип выполнял те функции, которые заложены в стандарте и в системе «АИПС-Контроль», - объяснил Александр Лобанов. - Оборудованием же мы занимались последние два года. Первый год поставкой оборудования занимался как раз тот человек, который пишет на меня...
Однако обмен «прав» на новые все же не исключен, объяснил нам глава «Латона». Но виной тому не неправильные микросхемы, а дополнения в Венскую конвенцию ООН «О дорожном движении» от 1968 года, принятые в 2004 году. Ожидаются два нововведения в документ: дополнительная пропись ФИО латиницей и новые водительские категории — обязательные и, возможно, собственные казахстанские.
- Я думаю, что это будет решено в ближайшие месяц-полтора, потому что с 1 марта за рубежом, особенно в западных странах, наши водительские удостоверения будут приниматься только с официально заверенным переводом. Все будет зависеть от того, какое решение примет МВД, - сказал он. - Но обмен старых документов на новые будет ротируемым, то есть в текущем режиме.
...Что же до самого заказчика — Комитета дорожной полиции МВД, то, к сожалению, официальную позицию этого госведомства по данному вопросу нам узнать пока так и не удалось, несмотря на предварительные договоренности и официальный запрос. Впрочем, иногда молчание весьма красноречиво...
Источник: Газета "Голос Республики" №11 (187) от 25 марта 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий