31.03.2011

Директор «Республики» жив, но где он – неизвестно

Вчера поздно вечером Данияр Молдашев дал о себе знать, но разговор с ним длился всего несколько секунд. Об этом сообщили сегодня на пресс-конференции в Алматы представители газеты «Республика». По их мнению, только огласка всех обстоятельств этого дела может дать гарантии безопасности Данияра, если он действительно был похищен или ему угрожали и он вынужден скрываться от преследований.

Редакция

 О ситуации вокруг таинственного исчезновения Данияра Молдашева рассказали в Национальном пресс-клубе коллегам из других СМИ заместитель шеф-редактора издания Оксаны Макушиной, юрист газеты Сергей Уткин и глава фонда «Журналисты в беде» Розлана Таукина.
В прошлую пятницу Данияр Молдашев, летал по делам редакции  в Москву, где встречался с сотрудниками интернет-портала «Республика».  В столице России он был всего один день – утром прилетел рейсом компании «Трансаэро», а вечером уже улетел обратно – ночным рейсом.
В Алматы Данияр вернулся утром в субботу, 26 марта. По дороге из аэропорта, у самого дома он был избит и ограблен неизвестными. Об инциденте редакция узнала от самого Данияра Молдашева, который связался с Гузяль Байдалиновой утром в понедельник, 28 марта, по скайпу, написав следующее:
-   Привет, я в хреновом состоянии. по дороге из порта меня ограбили. забрали все. У меня сотрясение головного мозга и сильный ушиб руки, гипс наложили. Я дома в горизонтальном положении.
Украдены оказались важные документы, которые Данияр вез из Москвы, и фотокамера, которую редакция отправляла на ремонт в московский сервис. Из слов Данияра стало понятно, что он написал заявление в полицию об избиении и ограблении. Редакции эта история сразу же показалась подозрительной, но мы решили посмотреть, что скажет полиция, договорившись связаться с Данияром вечером в понедельник.
Однако в понедельник вечером Данияр на связь не вышел. Вторник – та же самая ситуация. Его мобильный номер не отвечал, дома его не оказалось тоже.

- К вечеру вторника мы забили тревогу, - рассказала на пресс-конференции в четверг, 31 марта, первый заместитель шеф-редактора «Республики» Оксана Макушина. – Куда мог деться человек с рукой в гипсе и сотрясением мозга? Он сам сказал, что будет все время дома – и вдруг пропал. С учетом ситуации, в которой последние полтора года находится наша газета, слежкой, которая ведется за редакционными машинами, мы не могли отнестись спокойно к исчезновению Данияра.
Тревога редакции усилилась, когда стало известно, что в Москве за Молдашевым осуществлялась слежка неизвестными людьми. Сотрудники редакции портала «Республика» в Москве сумели заснять «агентов», следивших за Данияром. Вот что  сказал об этом из Москвы Александр Петрушов, приславший видеозапись своего рассказа специально для этой пресс-конференции:

«Данияр прилетел в Москву всего на один день в пятницу, 25 марта. Утренним рейсом "Трансаэро".  И вечерним уже улетал.  Он сразу поехал на встречи. Но  мы с ним в течение дня постоянно были на связи  - несколько раз перезванивались. Нам надо было передать ему документы для казахстанской редакции «Республики» и фотокамеру. 
Где-то в обед со мной связался человек, который встречался с Данияром утром, и сообщил что за Данияром был «хвост».  Как выяснилось, слежку вели, как минимум, три человека, использовавших три автомашины. Номера последних были зафиксированы. Слежка велась достаточно непрофессионально, поскольку следившие не смогли заметить контрнаблюдение и вообще вели себя достаточно беспечно. И, кстати, у Данияра не было никаких проблем на границе ни при прилете в России, ни при вылете.
Вот, посмотрите, это фото, которые нам удалось сделать с видеопленки. На них - один из тех, кто очень сильно Данияром интересовался.

Что касается нашей встречи, то мы отдали ему отремонтированную фотокамеру и ряд важных  документов для редакции газеты в Алматы. Он спокойно прошёл таможню, никаких вопросов к нему со стороны российских таможенников не было. За несколько минут до вылета, уже из самолёта, Данияр позвонил и сообщил, что всё в порядке – он летит в Алматы и уже оттуда свяжется с нами по телефону».
Вчера, в среду, 30 марта, редакция решила предать огласке факт исчезновения директора ТОО - издателя газеты. Параллельно сотрудники редакции обзванивали морги и больницы.
- Мы решили сделать публичное  сообщение об исчезновении Данияра, - рассказала дальше Оксана Макушина. – Нам на ум тогда пришли две версии: либо с Данияром случилось что-то страшное, либо его  похитили… Кто? Нам не хотелось бы никого обвинять раньше времени, но мы сразу вспомнили историю с Оксаной Никитиной, убитой во время выборной кампании 2005 года, и решили, что лучше перебдеть, чем недобдеть. Мы понимали, что наше сообщение вызовет шумную реакцию в обществе, и надеялись, что это каким-то образом прояснит ситуацию. 
Ожидания редакции оправдались. Вчера, в среду, 30 марта, около 20.30 Данияр Молдашев дал о себе знать – он позвонил на мобильный телефон Гузяль Байдалиновой.

«Позвонил Данияр, я спросила, где он и что с ним, что мы все ищем его. Он сказал, что он сейчас в Минске... Но  говорил он как-то напряженно и очень быстро. Я не успела даже вопросы толком задать, как он сразу отключился. Его номер не высветился», - рассказала Гузяль сотрудникам редакции.
-  Мы сперва обрадовались – слава богу, жив, но потом задумались, - прокомментировала Оксана Макушина звонок Данияра. – Если он уехал добровольно, то почему не предупредил? Мы давно знаем Данияра – он никогда так не поступал. Он прекрасно знал, что мы будем искать его. И раз у него была возможность позвонить в среду, значит, он мог позвонить и раньше, во вторник, – но позвонил только после того, как мы подняли шум по поводу его исчезновения. И сам тон разговора -  напряженный, как будто кто-то находился рядом с ним. И своих координат он не оставил, а ведь он директор предприятия и прекрасно понимает, что может в любой момент понадобиться. 
Редакция опасается, что Данияра Молдашева заставили уехать из страны – если он, конечно, действительно уехал. Возможно также, его где-то насильно удерживают.
- Цель? Последние события вокруг «Республики» заставляют выдвигать самые разные предположения,- сказал по этому поводу юрист Сергей Уткин. – Мы все знаем о давлении, которая постоянно оказывается на редакцию этой газеты со стороны правоохранительных органов. Тут уже говорили про слежку, а я напомню про недавнее изъятие тиража газеты, про то, как снимали отпечатки пальцев у сотрудников редакции, и налоговое преследование – на редакцию выписаны огромные штрафы и пени налоговыми органами, хотя проверки как таковой фискалы не проводили. Все это, вместе взятое, заставляет предположить, что избиение и ограбление – это тоже из разряда давления на редакцию.

Слежка за Данияром в Москве, по мнению юриста, добавляет опасений.
- Кто мог следить за ним в Москве?  Если бы у российских правоохранительных органов были претензии к Данияру, его бы задержали на границе, - заметил Сергей Уткин. – Возможно, это были наши спецслужбы? Или кто-то, кого они наняли в Москве, чтобы следить за Данияром? Это всего лишь версия, но в свете происходящих событий она заслуживает рассмотрения – хотя бы того, чтобы были заданы вопросы Комитету национальной безопасности – знают ли они, что случилось с Данияром Молдашевым?
Кстати, номера машин, следивших за Данияром в Москве: красная «Хюндай Элантра» H 758 PH 150 и синяя «Мицубиси Лансер»  C 705 TB 199.
Редакция просит всех, кто что-либо знает о местонахождении Данияра Молдашева, сообщить об этом и благодарит всех тех, кто помог оперативно предать огласке сообщение об его исчезновении. 

0 коммент.:

Отправить комментарий