02.03.2011

Чтобы с Боратом нас не ассоциировали

Если об Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) казахстанцы знали и до нашего в ней председательства (по крайней мере наблюдатели от нее мелькали на всех выборах последних лет), то об Организации Исламская конференция (ОИК) многие до 2011 года не слышали практически ничего. 
 
Автор: Владимир РАДИОНОВ
 
Хотя наше государство вступило в нее в 1995 году, членство это никоим образом на жизни граждан страны не сказалось. Однако, только успев освободить кресло председателя ОБСЕ, Казахстан пересел в кресло председателя ОИК, и это преподносится опять как очередное достижение правления Назарбаева на международном уровне. Что же представляет собой ОИК и какова ценность председательства в ней? Какую политику проводят эта организация и ее председатель в связи с последними революционными проявлениями? Как обстоят дела с правами человека в исламском мире? Об этом наш разговор с политологом, бывшим секретарем посольства в Египте, генеральным консулом в ОАЭ, главой дипломатической миссии в Ливии, а ныне редактором журнала Exclusive Расулом Жумалы.
Политика — не их удел
- Когда Казахстан стал председателем ОБСЕ, в авторитете самой организации никто не сомневался. Об ОИК мы знаем очень мало. Что собой представляет эта организация и насколько она авторитетна на международной арене?
- Могу сказать, что ОИК — довольно авторитетная структура. Другое дело, что сейчас она находится в весьма противоречивом состоянии.
Сама организация родилась в 1969 году. Осенью этого года произошел поджог сионистами мечети Аль-Акса в Иерусалиме. И это стало поводом для того, чтобы объединить мусульманские ряды. Решение о создании Организации Исламская конференция, в которую вошли 25 государств, было принято в столице Марокко — Рабате. С тех пор она расширила свои пределы, сейчас в ней состоят 57 государств Азии и Африки.
Первоначально она создавалась в политических целях и ставила перед собой задачи мусульманской солидарности, отстаивания совместных интересов на мировой арене, в том числе по палестинскому вопросу, урегулированию ближневосточного конфликта и ряду других.
Однако за последние 20 лет она пережила целый ряд непростых ситуаций, связанных с ростом противоречий между мусульманскими государствами. Соответственно, образовался кризис доверия к самой ОИК, и, возможно, поэтому значимые политические проблемы в регионе сейчас отданы на откуп, если можно так сказать, другой организации — Лиге арабских государств.
По своим масштабам, исходному потенциалу организация на самом деле авторитетная, самая крупная по количеству членов после ООН, но внутренние коллизии не позволяют этот потенциал использовать. И здесь, кстати, можно проводить параллели между ОИК и ОБСЕ: большое количество членов, подписанных документов, но вместе с тем структурная рыхлость, забюрократизированность принятия решений и наличие кризиса.
Поскольку так произошло, что ОИК перестала участвовать в политических дебатах и консультациях, она превратилась в некое подобие ООН в рамках мусульманского мира. То есть стала больше заниматься вопросами культурного сотрудничества, оказания помощи бедным мусульманским государствам и бедствующим народам (таким, как народ Палестины). Внутри ОИК создавались свои фонды, как и в ООН: Фонд помощи беженцам, Исламская организация по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО, подобие ЮНЕСКО) и так далее. Ну и конечно, по аналогии со Всемирным банком был создан Исламский банк развития, возможностями которого мы успели воспользоваться — ИБР уже финансировал ряд казахстанских проектов.
- Если ОИК не занимается вопросами политической разрядки, то сейчас она упустит из виду процессы, которые происходят в странах Ближнего Востока и Северной Африки?
- Например, арабо-израильскому конфликту уже столько лет, а ОИК так и не разрешила его. Ряд арабских стран смотрят на это спокойно, кто-то даже готов идти с Израилем на компромиссы. А часть государств (Иран, Сирия, Палестина, Ливия) занимают радикальную позицию. Отсюда претензии и недоверие друг к другу. Естественно, что обсуждать что-то в такой обстановке и принимать решения весьма сложно. Поэтому ОИК и замкнулась на урегулировании вопросов, не связанных напрямую с политикой.
Сейчас, когда арабский мир переживает кризисный момент, мне кажется, ОИК напрямую в этом участвовать не будет, скорее всего, выскажет свою озабоченность, сожаление, соболезнование и этим ограничится.
Я думаю, что если кто-то и возьмется за разрешение вопросов, то это будет Лига арабских государств как организация более мобильная. Возможно, будет миротворческая миссия в Ливию, где разгорается гражданская война, и это будет выгоднее. Согласитесь, что, когда в качестве миротворцев выступают арабы, а не европейцы или американцы, доверия к ним больше.
Зачем мы нужны друг другу
- Когда мы добивались председательства в ОБСЕ, ряд европейских государств закрыли глаза на наши огрехи в плане демократизации общества в обмен на нефть. В случае с ОИК такой подход неуместен: девять государств — членов ОИК входят в ОПЕК, то есть углеводородов в этих странах достаточно и без наших. Тогда чем мы так «понравились» руководству ОИК, что удостоились чести председательства?
- В ОИК существует другая процедура принятия решения о председательстве того или иного государства. Если в ОБСЕ Казахстан был председателем на уровне глав государств, то в ОИК происходит председательство в Совете министров иностранных дел (СМИД). Второе отличие заключается в том, что в ОИК существует жесткая ротация председательства: то есть в 2011 году будет председательствовать государство Центральной Азии, в 2012-м — Африки и так далее, это расписано на несколько лет вперед. И из стран этого региона выбирается председатель. Здесь за основу не принимаются достижения этого государства, сможет или не сможет оно с этим справиться — все происходит на сугубо очередной основе, в этом нет особого признания заслуг, это просто миссия, которая выполняется поочередно всеми странами — членами организации. В прошлом году председателем ОИК был Таджикистан, но никаких особых заслуг перед мусульманским миром с его стороны я не вижу. Другое дело, как это преподносят в Казахстане.
Так что председательство в СМИД ОИК — это, так скажем, проявление доверия, уважения к одному из новых членов (Казахстан вошел в ОИК осенью 1995 года). А Казахстан, если захочет, может сыграть сейчас если не ключевую, то важную роль, чтобы растрясти организацию, как удалось нам чуть-чуть расшевелить ОБСЕ (если называть вещи своими именами, проведенный в Астане саммит был попыткой каким-то образом «привести в чувство» ОБСЕ).
К тому же в ОИК в отличие от ОБСЕ есть четкая повестка дня, она расписана на прежних саммитах. И Казахстану в данном случае не нужно будет изобретать велосипед, он будет реализатором намеченных ранее приоритетов либо же расставлять акценты по тем или иным вопросам, в разрешении которых, скажем, сам преуспел.
- Тогда зайдем с другой стороны — зачем Казахстану председательство в ОИК, если оно сводится к выполнению неких формальных обязанностей?
- Я бы так не сказал — формальных. Есть текущие, но тем не менее актуальные вопросы. Межкультурный, межцивилизационный, межконфессиональный диалоги — вопросы на первый взгляд, казалось бы, абстрактные, но имеющие свою важность, ведущие в итоге к стабильности отношений. Пойдет взаимоузнаваемость — разве это плохо?
Председательство — это миссия, в рамках которой ОИК предоставляет нам возможность принять посильное участие в урегулировании некоторых вопросов всего мусульманского мира. И потом, решения принимаются не председателем, а всеми членами организации. Справится или не справится председатель со своей миссией — это не его проблема, это проблема самой организации.
И вообще, после председательства Казахстана в ОБСЕ у нас, как мне кажется, сложилось гипертрофированное мнение, что председательство в какой-либо организации должно заведомо что-то давать Казахстану. Если взять председательство в ОБСЕ, то чувствовалось даже некоторое разочарование: мы долго готовились, жили ожиданием, предполагали, что за исполнение этой почетной миссии будут какие-то дивиденды... Но завышенные ожидания не дали желаемых результатов, за исключением саммита, который прошел и прошел. А принятые обязательства так и остались обязательствами, конфликты (Приднестровье, Нагорный Карабах и так далее) так и не получили толчка к своему разрешению.
А мы сами сильно возвеличиваем статус председательства. Можно сказать, что Казахстан получил шанс заявить о себе в мусульманском мире. Проводя встречи, форумы, конференции, мы добьемся того, что нас будут узнавать. Много ли знают о нашей стране в мусульманском мире? Вряд ли. То есть председательство — это некий имиджевый проект, и не более.
Даже далеко идущих торгово-экономических интересов привязке к председательству) я не вижу. Другое дело, что большее узнавание друг друга в дальнейшем получит свое развитие, в том числе и в налаживании деловых контактов.
От денег мы не откажемся

- Кстати, в вопросах экономического сотрудничества с вами готов поспорить заочно Марат Тажин. Будучи еще в ранге министра ино¬странных дел, он в одной из статей высказал такую мысль, что председательство Казахстана в СМИД ОИК в 2011 году как раз будет способствовать расширению спектра экономических отношений и налаживанию партнерства со странами мусульманского мира.
- Ну, у каждого может быть свое мнение. Давайте посмотрим, что мы имеем сейчас. Если говорить об экономическом сотрудничестве, то в рамках ОИК нашими партнерами являются Турция (годовой оборот — $1,5 млрд) и Иран (порядка $1 млрд), с остальными арабскими странами вместе взятыми в лучшем случае оборот составляет полмиллиарда долларов (ОАЭ в плане туризма и Египет, куда мы поставляем зерно).
Дело в том, что с арабскими странами, составляющими костяк ОИК, у нас очень схожа товарная номенклатура: мы торгуем сырьем, и они торгуют сырьем. Было желание поставлять на Ближний Восток готовую сельхозпродукцию, в частности мясо. Но за 20 лет реально ничего не произошло в силу того, что и у нас самих мяса мало, и транспорта соответствующего нет, и санитарные условия разные. В общем, арабским странам было проще завозить мясо из Австралии, Новой Зеландии и Бразилии. И эта конъюнктура сейчас не поменялась. В таких условиях для Казахстана больших перспектив для торгового сотрудничества с арабским миром нет.
Интересы есть только в области инвестиций. После финансового кризиса западные каналы внешних заимствований для Казахстана практически закрыты. А в княжествах Ближнего Востока имеются колоссальные накопления. То есть у нас есть заинтересованность в притоке этих средств, однако ближневосточные короли и эмиры большого желания вкладывать средства в экономику Казахстана не проявляют. Потуги какие-то были в начале 2000-х годов, когда часть этих накоплений перетекла из западной экономики в Юго-Восточную Азию, в частности в Китай. Тогда же в качестве объекта для инвестиций рассматривался и Казахстан. Но серьезные деньги не пришли к нам по одной простой причине — не очень благоприятный инвестиционный климат. И если мы хотим, чтобы эти накопления до нас все-таки дошли, то нужно серьезным образом развивать фондовый рынок, превратить Алматы, как обещали, в региональный финансовый центр. Но пока это далекие-далекие перспективы.
Мусульмане — люди с правами
- Интересуясь деятельностью ОИК, я наткнулся на «Каирскую декларацию о правах человека в исламе», принятую в 1990 году. Если не обращать внимания на отсылки к нормам шариата, то мы имеем документ, мало чем отличающийся от Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН. Вступив в ОИК в 1995 году, Казахстан автоматически присоединился и к нормам принятых ранее документов. То есть, как и в случае с ОБСЕ, встает вопрос о соответствии прописанных норм существующей в Казахстане действительности.
- За более чем 40-летнюю историю ОИК было принято немало документов. Но если говорить о правах человека, то одно дело — прописать нормы на бумаге, второе — претворить их в жизнь. Соответствие взятым на себя обязательствам, конечно, делает честь любому государству — и в рамках ОБСЕ, и в рамках ОИК. Но говорить, насколько Казахстан демократичен или недемократичен на фоне других членов ОИК, сложно, потому что мусульманские страны, во-первых, очень разные, во-вторых, понятие «соблюдение прав человека» в исламском мире сильно отличается от того, что есть в Европе.
К тому же я всегда исходил из того, что Казахстан свою внутреннюю политику, в том числе и в области соблюдения прав человека, не должен выстраивать и направлять в соответствии с какими-то международными нормами, пусть и принятыми на себя в рамках различных международных организаций. Надо соблюдать права человека не для того, чтобы удовлетворить своих зарубежных партнеров, а для собственной надобности, настолько, насколько мы нуждаемся в этом сами.
Вопрос ребром: Как Назарбаев Обаме глянется?
- Если ОИК не обращает внимания на революции в мусульманских странах, Казахстан как председатель тоже пропускает их мимо себя?
- Казахстану как раз таки надо обратить самое пристальное внимание на развитие ситуации, потому что тенденция складывается очень и очень угрожающая. Может быть, я преувеличиваю, но, на мой взгляд, происходит трансформация всего третьего мира, и ситуация уже выходит за рамки Арабского Востока. То тут, то там вспыхивают восстания против автократических режимов. И мы видим, как на этом фоне развивается кризис внешней политики США, которые до поры до времени руководствовались принципом «Самоса, конечно, сукин сын, но он наш сукин сын» и поддерживали тоталитарные режимы таких «сукиных сынов» в том же Египте или Тунисе. Сейчас эта политика показала свою ущербность, США реально могут потерять контроль над частью активов на Ближнем Востоке, потому что новые элиты в этих странах придут к власти на волне антиамериканских настроений. Барак Обама будет менять свою политику по отношению к тоталитарным режимам, и не только на Арабском Востоке.

Акцент
Я всегда принципиально против того, чтобы демократия у нас строилась, законы принимались просто потому, что это соответствует обязательствам — в рамках ОБСЕ или ОИК, неважно. Ведь те же американцы работают над соблюдением прав человека не для того, чтобы их в ОБСЕ похвалили, им на это глубоко наплевать. То же самое делают и европейцы. Если надо, то они идут на нарушение этих прав. В США проводятся и слежка в области Интернета, и замораживание банковских счетов, и прослушивание телефонных разговоров. Все это есть нарушение прав человека, нарушение неприкосновенности частной собственности, вторжение в личную жизнь и так далее. Но в угоду своим интересам американцы идут на это. Мне кажется, соблюдать базовые ценности демократии, конечно же, надо, но в то же время не следует чрезмерно озираться по сторонам, делать акценты на зарубежные обязательства, а свои внутренние потребности формировать по остаточному принципу.

Источник: Деловая газета "Взгляд" №08 (190) от 02 марта 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий