26.06.2009

Кто морочит голову в «деле Джакишева»?


Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ, Сергей ЗЕЛЕПУХИН

Второй месяц Мухтар Джакишев и вице-президенты «Казатомпрома» лишены права на добросовестную юридическую защиту. Адвокатов так и не допустили к участию в следствии якобы из-за наличия в деле государственных секретов. Причем на вопрос, о каких секретах идет речь, Комитет национальной безопасности хранит гордое молчание. И теперь нам понятно – почему. Мы приготовили читателям еще одну сенсацию.
More...
Вы, наверное, улыбнетесь, уважаемые читали, но в распоряжение нашей редакции снова попали документы, которые иначе как сенсационными не назовешь. Это два постановления правительства, которые дают возможность взглянуть на дело «Казатомпрома» cовсем под другим углом. Главное, что они доказывают: в том, в чем обвиняют Джакишева и его товарищей, нет ни гостайн, ни госсекретов, о которых бы уже не знали в обществе. И единственное, что в этом деле по праву можно отнести к секретам и тайнам, причем за семью печатями, так это истинные причины того, почему КНБ упорно не допускает адвокатов обвиняемых к участию в следствии, а супругу и родственников — к самому Мухтару Джакишеву.

Впрочем, судите сами — ниже мы расскажем подробнее об этих документах.

По секрету всему свету


Итак, документ первый. Это — постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 27 августа 1992 года №708: «О раскрытии сведений о запасах и геолого-экономической характеристике по урановым месторождениям Республики Казахстан».

Поскольку оно короткое, приведем его полностью: «В целях вступления Республики Казахстан в члены Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и получения квот для республики на продажу урана и продукции из него Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:

1. Раскрыть сведения о запасах и геолого-экономической характеристике по урановым месторождениям Уванас, Канжуган, Жалпак, Моинкум, Мынкудук, Карамурун, Ирколь, Кольджат, Нижнеилийское, Сулучекинское.

2. Раскрыть для опубликования в печати и предоставления в Международное агентство по атомной энергии, Лондонский урановый институт и другие международные организации сведения по суммарным запасам и ресурсам урана Республики Казахстан».

Действовало это постановление до 4 мая 2008 года, после чего утратило силу в соответствии с новым постановлением правительства Республики Казахстан за №406. К нему мы вернемся чуть позже, пока же отметим — в уголовном деле Мухтара Джакишева и его соратников нет ничего секретного, потому что их обвиняют в незаконной продаже урановых месторождений и урана именно в тот период, когда еще действовало постановление №708.

Черный цвет — не белый

Теперь документ номер два. Это то самое постановление правительства №406. Полностью оно называется так: «О признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров Казахской ССР, Кабинета Министров Казахской ССР, Правительства Республики Казахстан и Премьер-Министра Республики Казахстан».

Для того чтобы было понятно читателям, о чем идет речь, снова позволим себе процитировать текст постановления:

«Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Признать утратившими силу некоторые решения Совета Министров Казахской ССР, Кабинета Министров Казахской ССР, Правительства Республики Казахстан и Премьер-Министра Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания».

В приложении указано несколько десятков нормативных актов, среди которых действительно есть и следующее: «6. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 27 августа 1992 года №708 «О раскрытии сведений о запасах и геолого-экономической характеристике по урановым месторождениям Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 1992 г., № 34, ст. 514)».

Но, внимание, утрата силы предыдущего постановления отнюдь не означает, что запасы урана по месторождениям и в целом по республике снова попали в разряд секретных. Мы, например, в этом сильно сомневаемся, хотя бы потому, что бесполезно и абсурдно засекречивать то, что долгие годы было несекретным. Ведь это равносильно тому, чтобы посыпая голову пеплом доказывать, что белый цвет на самом деле черный, а черный, наоборот, белый. Это, во-первых.

Во-вторых, Казахстан продолжает оставаться членом МАГАТЭ, участником Договора о нераспространении ядерного оружия и поэтому обязан предоставлять Международному агентству по атомной энергии и другим институтам сведения о своих запасах.

В-третьих, чтобы засекретить сведения как представляющие государственную тайну требуется определенное решение, то есть документ. Так вот до настоящего времени руководство КНБ не удосужилось хотя бы сослаться на него, хотя по логике обязано это сделать, хотя бы для того, чтобы ослабить негодование общественности.

И наконец, в-четвертых, признание постановления правительства утратившим силу никак не означает отмену того, что в нем было. А было, кстати, много всего. В качестве доказательства сошлемся на другие нормативные акты, числящиеся в приложении к постановлению от 4 мая 2008 года №406.

Например, это: «19. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 6 июня 1994 года №592 «О вводе в эксплуатацию газового месторождения Амангельды в Жамбылской области». И еще: «20. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 июня 1994 года №727 «Об упразднении Государственной холдинговой компании «Комир» (САПП Республики Казахстан, 1994 г., № 27, ст. 299)».

Если исходить из логики, что отмена постановления №708 означает восстановление режима секретности в НАК «Казатомпром», то тогда придется предположить, что также было отменено решение о вводе в эксплуатацию газового месторождения. А также восстановлена госхолдинговая компания «Комир»! Понятно, что это абсурдное предположение.

Кроме того, среди отмененных постановлений мы насчитали еще 13 документов, касающихся атомной промышленности. Между прочим, и такие, которые разрешают экспорт урановой продукции, импорт урансодержащих материалов, транзит ядерного топлива через территорию республики. Самое интересное, что их отмена не делает операции незаконными, а их участников преступниками! Или мы ошибаемся?

Вопросов много — ждем ответов

Теперь перейдем к возможным оправданиям КНБ, что секретными являются другие показатели деятельности «Казатомпрома», в частности производство топливных элементов, объемы переработки сырья, полупродуктов и так далее. Чтобы и здесь не быть голословными, в качестве доказательства в очередной раз приведем открытый документ — третий по счету, который также доказывает — ничего секретного ни в деле Джакишева, ни в деятельности «Казатомпрома» нет.

Этот документ — постановление Правительства Республики Казахстан от 23 января 2004 года №78 «Об утверждении Программы развития урановой промышленности Республики Казахстан на 2004 — 2015 годы».

Сам текст постановления краток: «Правительство Республики Казахстан постановляет: 1. Утвердить Программу развития урановой промышленности Республики Казахстан на 2004 — 2015 годы (далее — Программа). 2. Министерству энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан один раз в полугодие представлять в Правительство отчет о выполнении Программы. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Мынбаева С.М. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания».

Мы не будем перепечатывать программу целиком, и даже приводить подробные выдержки из нее. Все могут найти ее в свободном доступе. Перечислим только, какие данные содержатся в ней, чтобы еще раз доказать: ну нет никакой секретности в уголовном деле Мухтара Джакишева.

Итак, в «Программе развития урановой промышленности Республики Казахстан на 2004 — 2015 годы» описана история отрасли начиная с 1949 года, когда был введен в действие Ульбинский металлургический завод, дана оценка современного состояния урановой промышленности, сделан подробный анализ мирового рынка урана и его тенденций. Данные по сырьевой базе приведены по категориям запасов и геолого-промышленным типам месторождений, по каждому отдельному месторождению, как разрабатываемому, готовящемуся к разработке, так и отложенному на будущее.

Далее охарактеризованы все действующие уранодобывающие предприятия, указаны их запасы и производственные мощности, приведены данные по добыче желтого кека и закиси-окиси. В программе указаны все участия «Казатомпрома» в совместных предприятиях как на территории страны, так и за ее пределами. Подробно описано урановое производство УМЗ, названы показатели производства.

Во второй части описаны планы нацкомпании как по добыче урана, так и по его переработке — подробные по каждому предприятию. Ну а в конце подробные показатели — фактические и плановые — по добыче урана в разрезе каждого рудника и производству продуктов — в разрезе каждого производителя.

В общем, секретов нет. Никаких — ни производственных, ни финансовых, ни маркетинговых. И в связи с этим мы обращаемся к руководству оперативно-следственной группы КНБ и руководству этой спецслужбы, а также Генеральной прокуратуре с просьбой ответить на вопросы:

1. На основании чего на самом деле засекречено уголовное дело Мухтара Джакишева и его коллег?

2. В чем настоящая причина того, что адвокатов, нанятых родными и близкими обвиняемых, не допускают к следствию?

... Лично у нас появились большие подозрения, что самый главный секрет в «деле Джакишева» в том, как получают признательные показания у задержанных. А главный вывод из всего вышесказанного, на наш взгляд, заключается в том, что если мы общими усилиями не поставим спецслужбы под контроль общества, не заставим их строго следовать закону и соблюдать права и свободы граждан, то завтра в хищении госсобственности будут признаваться все, кого угораздит попасть им в лапы. Ведь с таким же успехом нас всех могут обвинить в работе на гондурасскую разведку, сицилийскую мафию, Рахата Алиева, марсианскую спецслужбу и межгалактический союз пиратов Млечного пути. Впрочем, формулировки значения не имеют, при таком произволе они вторичны, а в тюрьме для нас это будет без разницы...

Завтра придут за вами!

После знакомства с этими документами у нас появились большие подозрения, что самый главный секрет в «деле Джакишева» — в методе получения признательных показаний. И если мы общими усилиями не поставим спецслужбы под контроль общества, то завтра уже нас с вами обвинят в работе на гондурасскую разведку, сицилийскую мафию, марсианскую спецслужбу и межгалактический союз пиратов Млечного пути. А что, все это или почти это уже было в истории!

Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №23 (158) от 26 июня 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий